Пока готовится полная верстка Русского Летописца 1649 года, сайт «Русская вера» продолжает размещение этого уникального исторического источника, который ранее никогда не публиковался. В документе содержится ценнейшая информация о малоизвестных или совсем неизвестных лицах и событиях русской истории. В первом выпуске «Сравнение начальных глав Русского Летописца с начальными главами Повести Временных Лет» речь шла о начале русской истории вплоть до призвания Рюрика.
В настоящий выпуск вошли разделы Летописца от призвания варягов. Он посвящен призванию Рюрика, основанию Москвы князем Олегом, завоеванию Олегом Киева, походам Олега и Игоря на Византию. Подробно рассказывается о княгине Ольге, жене Игоря, как они познакомились, как Ольга отомстила древлянам за убийство Игоря.
Дадим частичный перевод этой части на русский язык, сохранив правописание собственных имен и географических названий (полный текст см. ниже):
***
И так начала быстро расширяться страна эта и одним общим именем прозываться. Сын старейшего князя Новгородского Гостосмысла, по имени молодой Словен, уехал от отца своего в Чудь и там поставил город во имя свое над рекою, на месте, называемом Ходница, и назвал его Словенеск, и княжил в нем три года, и умер. Сын же его именем Изборский переименовал город, дав ему своему имя, и нарек его Избореск. Сей же князь Избор умер от укуса змеи. Земля же Руская тогда свергла с себе ризы плачевные и вновь облеклась в порфиру и виссон, и уже более не вдовствовала и не сетовала, но на многие годы отдыхала с мудрым Гостосмыслом. Когда же Гостосмысл дожил до глубокой старости и не мог более ни управлять, ни владеть таковыми многочисленными народами, ни укрощать междоусобное многомятежное кровопролитие в роду своем, тогда сей премудрый муж, седой умом и волосами, призывает к себе всех властителей Руских, которые были под ним, и обращается к ним с улыбкою такими словами: «О мужи и братья, сыновья единокровные! Вот, я уже сильно состарился, и крепость моя исчезает, и ум отступает, и только лишь чаю смерть. А вижу, что земля наша добра и всеми благами изобильна, но не имеет себе властодержца государя от рода царского. Поэтому среди вас мятеж велик и неутешен и междоусобица злая. Прошу вас, послушайте совета моего, который даю я вам. По смерти моей идите в Прускую землю и просите живущих там самодержцев из рода кесаря Августа, да идут к вам княжить и владеть над вами. Не стыдно вам таковым покориться и в подданных у них быть». Понравилась всем речь старейшины. И когда он умер, тогда всем городом проводили тело его до гробницы с честью, до места, называемого Волотов, где и похоронили его. По смерти же Гостосмысла послали от всей Руской земли послов в Прускую землю. Те отправились и нашли там курфостра, или князя великого, именем Рюрика из рода Августа. И просили его, да идет к ним княжить. И упрошен был князь Рюрик, и пошел на Русь с двумя братьями своими — с Тревуром и с Синеусом — и со иными сродниками своими. И пришли все они в Великий Нов град. И в лето от Адама 6370 году избрали все Словяне и Русы старейшего князя Рюрика на княжение в Великий Нов град. Второго же князя Тревура избрали на княжение в Изборск. Третьего же князя Синеуса избрали на княжение на Бело озеро. Прочих же сродников своих князь Рюрик и братья его у себя оставили, а иных по селам разослали. В лето же от Адама 6380 года Треур и Синеус оба умерли. Рюрик же Наугородский князь начал владеть также и их княжениями. И после 17 лет княжения впал в болезнь тяжкую и передал княжение своему родственнику князю Олегу, ибо сын его Игорь был еще молод, около двух лет. Князь же Рюрик распорядился о доме своем и умер в лето 6388. Вышеупомянутый князь Олег принял великое княжение над Словянами и Русами и начал по многим местам города ставить и дани и оброки устанавливать по всей Руской земле. Пришел он и на реку Москву, в которую втекают две речки: одной имя Неглинна, а другой — Яуза. И поставил там небольшой город, и назвал его Москва. И посадил там на княжение родственников своих. Пришел же и в Киев и убил трех братьев, Киевских начальников, Кия, Щека, Хорива. И начал княжить в Киеве и в Великом Нове граде. И пошел войной на Византию с большими силами, и наложил на Византию дань, и снова возвратился в Киев. И княжил 33 года, и умер. |
[Далее подробно рассказывается о том, как князь Игорь, еще до того, как стал великим князем, познакомился со своей будущей женой Ольгой]
…Когда же великий князь Олег умер в Киеве, то избрали на великое княжение в Киев и в Великий Нов град и на всю Великую Росию великого князя Игоря, Рюрикова сына. Когда же пришло время ему жениться и, согласно повелению его, надлежало выбрать ему невесту для бракосочетания, и был произведен отбор, как того требует обычай государства и царской власти, то многих девиц оставил он без внимания, но вспомнил дивную девицу Ольгу, которую видел своими глазами, мужественную и благообразную, и из уст ея слышал ученые речи, и целомудренный нрав ея видел. И послал он за нею бояр своих. Они же привели ее с честью, и так она была сочетана ему браком. О войне Игоря с Греками. Великий же князь Игорь пошел войной на Греков и повоевал страны Финическия, и Понту (Понта — побережья Черного моря), и до Ираклия, и до Фафлегонской земли, и всю Никомидискую землю; много было побеждено греческих войск. И вновь Игорь собрал много войска и пошел на Греков. Царь же Коман, тесть царя Константина Багрянородного, сына Премудрого царя Лва (Льва), послав посольство к Игорю из лучших бояр своих, упросил Игоря (прекратить войну) и начал давать ему дань больше, чем первоначально давал Олгу (Олегу). И взял дань Игорь, и возвратился от Дуная в Киев, и какое-то время жил мирно. И родился ему сын Святослав от той блаженной Олги (Ольги). И так, самодержествуя, имел мир со всеми странами. |
[Далее следует подробный рассказ об убийстве Игоря древлянами и о мести Ольги древлянам. Ольга так объясняет причины своей мести]:
«И сказала Олга: «Чего добьемся ныне, если спустим господоубийцам и врагам, ненавидящим над собою власть государя? Пусть примут месть, и да прекратится в Рустей земле дерзость и злое помышление на самодержцев. Чтобы остальным не повадно было убивать государствующих ими в Руси, но со страхом бы повиновались державе и величию царствия Руских начальников». |
[Отметим, что в ПВЛ эти слова Ольги полностью опущены. Любопытно, чем они не понравились киевскому черноризцу?]
…Спустя небольшое время сын ея, великий князь Святослав, воевал с Болгарами, и по всему Дунаю, взял 80 городов. Он самодержествовал, живя в Болгарах во граде Переславце. В Киеве же владела мать его великая княгиня Олга и сыновья его Ярополк, Олг и Владимер. Великая же княгиня Олга имела большое желание креститься во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Но об этом мы здесь не будем говорить, поскольку будет сказано ниже. |
Высказанное в РЛ мнение о том, что Рюрик происходил из рода Августа и был призван на Русь из Пруссии, звучит сразу в нескольких источниках конца XVI века: «Сказании о князьях Владимирских», «Послании о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы, а также в письме Ивана Грозного шведскому королю («Ягану, королю Свѣйскому и Готцкому и Вендийскому»).
Но существовали и другие версии. Так, например, в отрывках из Суздальского летописца, напечатанных Н. И. Новиковым в XIX выпуске его «Древней Российской Вивлиофики» и местами очень близких по изложению к Русскому Летописцу, призвание Рюрика описано так:
«О родословии. В лето 6375 нача владети великим Суждальским Княжением, от рода Августа Кесаря, Великий Князь Рюрик Африканович, по нем сын его Игорь, по Игоре Святослав…».
Здесь великокняжеский стол сразу помещается в Суздаль, где правит Рюрик, основатель русской великокняжеской династии. Кроме того, Рюрик назван «Африкановичем», что скорее говорит о его южном, чем прусском происхождении. Похоже, что легенда о призвании Рюрика именно из Пруссии уходит корнями в конец XVI века. Было бы неплохо разобраться, как и почему она возникла.
Обращают на себя внимание резкие различия в изложениях ПВЛ и РЛ, когда они говорят о призвании варягов. Напомним, что пишет ПВЛ по этому поводу:
ПВЛ
Бывша варягы и-заморья и не да им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и восташа род на род и быша в них усобици, воевати почаша сами на ся, и реша сами в себе: «Поищем себе князя иже бы володел нами и рядил по праву». И идоша за море к варягом к руси, сице бо тии звахуся варязи русь, яко се друзии зовутся свии, друзии уръмяне, инъгляне, друзии и готе. Тако и си. Реша руси чудь и словене и кривичи и вси: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидите у нас княжили и володети» (по изданию ПСРЛ, том 38, Радзивиловская Летопись). |
Перевод на современный русский язык:
Приходили варяги из-за моря и не дали им дани, а начали сами собой владеть, и не было в них правды, и восстал род на род, и были среди них усобицы, начали воевать сами с собой, и сказали сами себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и рядил по праву». И пошли за море к варягом к руси. (Так звали этих варягов — русь, подобно тому, как прочие зовутся шведы, другие — германцы, англичане, другие — готы. Так и эти.) Обратились к руси чудь, славяне, кривичи и все: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить у нас и владеть нами». |
Бросается в глаза какая-то отстраненность рассказа ПВЛ о призвании варягов. Речь ведется о «них», то есть о каких-то других народах, к которым автор ПВЛ себя явно не причисляет. Более того, он довольно ехидно рассказывает о том, как «они» отказались было платить дань варягам из-за моря, но, получив свободу, так и не смогли ею распорядиться и начали воевать между собой. В итоге «они» — то есть чудь, славяне, кривичи «и все» (но, разумеется, не благородные поляне-поляки) — вынуждены были пригласить к себе князя-иностранца. Желающий княжить ими был найден в некоем варяжском племени, называемом «русь». Здесь автор ПВЛ пускается в рассуждения: откуда такое название? И находит ответ: дескать, много было разных варягов: шведы, германцы, англичане, готы. Среди прочих, видимо, были и варяги по имени «русь». Их-то и пригласили к себе незадачливые славянские племена.
В целом изложение ПВЛ здесь достаточно издевательское. В Русском же Летописце картина совершенно другая.
Огромная богатая страна управляется Гостосмыслом, которому подчиняется множество более мелких местных правителей. Перед смертью Гостосмысл собирает своих подчиненных и говорит им о том, что страна, обладающая такими возможностями, как Русь, должна управляться людьми, имеющими наследственное право на царскую власть, способными превратить Русь из пусть богатой, но все же провинции, в первенствующую мировую державу. В отличие от автора ПВЛ, автор Русского Летописца гордится своей страной, понимает ее величие.
В изложении Русского Летописца по-другому выглядит и перенос княжеской ставки из Новгорода в Киев. Олег захватывает Киев и переносит туда свою ставку. Зачем? Из ПВЛ это неясно. Из Русского же Летописца видно, что перенос ставки обусловлен удобством походов на Византию. Как только ставка перенесена, тут же начинается непрерывная череда военных походов на Византию. Пошли на Византию, победили, вернулись в Киев. Снова пошли на Византию, наложили дань на греков, вернулись в Киев. И так постоянно. Более того, князь Святослав, как человек особенно воинственный, вообще переносит свою ставку на Дунай, чтобы еще удобнее и ближе было ходить походами на Византию.
Таким образом, в Русском Летописце Киев предстает как удобная отправная точка походов на Византию. Из Новгорода ходить далеко и неудобно, из Киева — ближе и удобнее. Но вряд ли нынешний город Киев является такой точкой. Чтобы добраться от него до Византии, надо преодолеть днепровские пороги. Если уж выбирать такую точку на Днепре, то гораздо удобнее было бы выбрать ее ниже порогов, а не выше.
Возможно, в летописи закралась путаница между разными городами с названием «Киев», которые могли существовать в древности.
Ниже приведена упрощенная транслитерация второго отрывка Русского Летописца, непосредственно продолжающего первый, уже опубликованный в первом выпуске. Исправления, сделанные писцом, внесены.
л. 312. об.
[Завещание Гостосмысла: стране необходим самодержец царского рода]
И тако нача разширятися страна она велми, а общим же имянем прозывахуся. Сын старейшаго князя Новгородцкаго Гостосмысла имянуемы младый Словен, сей отиде от отца своего в Чудь и тамо постави град во имя свое над рекою, нарицаемом Ходнице, и нарече град имя Словенеск, и княжи в нем три лета, и умре. Сын же его Изборский преименова граду своему имя и нарече Избореск. Сей же князь Избор, змием уяден, умре.
Земля же Руская тогда сверже с себе ризы сетованныя и паки облечеся в порфиру и виссон, и ктому уже не вдовствуя, ниже сетуя, но на многа лета опочивая со мудрым Гостосмыслом. Егда же сий во глубоку старость достиже и не могий уже рядити, ниже владети таковыми многочисленными народы, ниже утишити междоусобное многомятежных кровопролитие в роде своем; тогда убо он премудрый муж, седый умом и власы, призывает себе вся властели Руския, иже под ним, и рече к ним осклабным лицем:
«О мужие и братия, сынове единокровницы! Се аз уже состарехся велми, и крепость моя исчезает, и ум отступает, токмо чаю смерть. А се вижу, яко земля наша добра, и всеми благими изо обилна, но не имать себе властодержца государя от рода царскаго. Сего ради в вас мятеж велик и неутешен, и междоусобца зла. Молю
л. 313
убо вы: послушайте совета моего, иже реку вам. По смерти моей идите в Прускую землю и молите тамо живущих самодержец, иже от роду кесаря Августа суще, да идут к вам княжити и владети над вами; несть вам срама таковым покоритися и подданных у сих быти». И возлюбиша вси речь старейшинскую. И егда же сей умре, тогда всем градом проводиша до гроба честно до места, нарицаемаго Волотова, ту же и погребоша его.
[Призвание великого князя Рюрика от рода Августова]
По смерти же сего Гостосмысла послаша всею Рускою землею послы своя в Прускую землю. Они же шедше и обретоша тамо курфостра, или князя великаго, имянем Рюрика, рода суща Августова, и молиша сего, да идет к ним княжити. И умолен бысть князь Рюрик, и пойде на Русъ и з двема братома своима — с Тревуром и з Синеусом — и со инеми сродники своими. И приидоша вси в Великий Нов град.
И в лето от Адама 6370 году избраша вси Словяне и Русове старейшаго князя Рюрика на княжение в Великий Нов град. Втораго же князя Тревура избраша на княжение вызборск (в Изборск). Третьяго же князя Синеуса избраша на княжение на Бело езеро. Протчих же сродников своих князь Рюрик и братия его у себе удержаша, а иных по селом розослаша.
В лето же от Адама 6380 года Треур и Синеус оба умроша. Рюрик же Наугородский князь нача владети и их княжениями.
[Рюрик назначает Олега великим князем — опекуном своего малолетнего сына Игоря]
И княжив 17 лет, и впаде в болезнь тяжку, и предав княжение свое сроднику своему князю Олегу, понеже сын его Игорь млад бе, яко двою лет. Князь же Рюрик разсудив о дому своемъ и умре в лето 6388 году.
л. 313. об.
[Олег строит города на Руси, устанавливает оброки, основывает Москву, затем захватывает Киев, убивает «Киевских начальников Кия, Щека и Хорива» и присоединяет Киев к Новогороду. Смерть Олега]
Преди реченный же князь Олег приим великое княжение над Словяны и Русы и нача по многим местам грады ставити и дани и оброки уставливати по всей Руской земли. Прииде же на реку, глаголемую Москву; в нея же ту прилежат две реце: единой имя Неглинна, а друзей Яуза. И постави ту град мал, и прозва его Москва. И посади ту на княжение от сродников своих.
Преиде же и в Киев, и убив трех братов Киевских началников Кия, Щека, Хорива. И нача княжити в Киеве и в Великом Нове граде. И поиде бранию в Византию в силе тяжце, и положи на Византию дань, и паки возвратися в Киев. И княжив 33 лета, и умре.
[Князь Игорь знакомится с Ольгой, своей будущей женой]
Игорь же князь, сын великаго князя Рюрика, княжаше в Плесковской области во граде (И)зборске.
Еще же ему юну сущу и утешающуся некими ловитвами. В неведении раби его оставиша единаго. Игор же узре об ону страну реки лов желанный. И не бе ему возможно прейти на ону страну реки, понеже не бяше лодийцы. И узре некоего по реце пловуща в лодийци. И призва пловущпго ко брегу, и повеле себе превести за реку. Пловущим же им, и возре на гребца оного, и позна, ако девица бе сия, блаженная княгиня Ольга, велми юна сущи, доброзрачна же и мужественна, ея ж иногда николи же не знаяше, и уязвися видением, яко же писано есть: «Очи лакоме и некасаемых касахуся». И разгореся желанием на ню, и некия глаголы глумлением претворяше к ней. Она же, разумевши глумления коварство, пресекая беседу неподобнаго его умышления,
л. 314.
не юношески, но старческим смыслом поношая ему, глаголюще: «Что всуе смущаешися, о княже, срам притворяя ми, вскую неудобная во уме совещавая студная словеса износиши? Не прельщайся видев мя едину девицу и уединнену, и о сем не надейся, яко не имаши одолети ми. Аще и невежа есмь, и велми юна, и прость обычай имам, но обаче разумех, яко поругати ми ся хощеши и глаголеши нелепотная, его же не хощу ниже слышати. Протчее же внимай себе и останися таковаго умышления. Донде же юн еси — блюди себе, да не одолееши неразумиемъ и да не постражеши зло некое. Остани же ся и от всякаго беззакония и неправды, аще бо сам уязвен будеши всякими студодеянии, то како можеши инем неправду возбранити и праведно судити в державе твоей? Разумно да будет ти, аще ныне не престанеши паки оплажняяся о моем сиротстве, уне ми есть, яко да приимет мя глубина реки сия, нежели аз буду тебе на соблазн, да и сама поругания и поношения угонзну. Ты же протчее сохранися и не смущайся о мне». И ино много премудренно о целомудрии глагола ему Олга.
Внемлите, братие, девицы сея доброму смыслу и рассуждению. Се бо начаток благ и удивлению достоин. доброумнаго юношескаго целомудрия блаженныя Олги, еще бо не ведуще Бога, ни заповеди Его слышаще, такову премудрость и чистоты хранение обрете от Бога благодать, яко удивитися и Игорю мужеумному смыслу и благоразумным словесем ея. И абие Игорь отложив юношеское мудрование свое, наипаче же
л. 314 об.
со стыдением и молчанием преиде реку, внимая себе о таковых до времени.
[О великом князе Игоре]
Внегда же великий князь Олег умре в Киеве и избраша на великое княжение в Киев и в Великий Нов град и на всю Великую Росию сего великаго князя Игоря, Рюрикова сына. Егда же прииде время женитися ему, и по велению его бывшу изообрести ему невесту на брак, взысканию же бывшу, яко же есть обычай государству и царей власти, и о многих девицах небреже, но воспомяну дивную в девицах ону Олгу, юже виде своима очима мужественну сущу и благообразну, и еже ото уст ея слыша хитростныя глаголы и целомудренный нрав ея видев, и посла по нея боляр своих. Они же приведоша с честию, и тако сочетана бысть ему на брак.
О брани Игореве на Греки. Великий же князь Игорь иде бранию на Греки и повоева страны Финическия, и Понту, и до Ираклия, и до Фафлегонския земли, и всю Никомидискую землю; много же бысть побежено войство от Грек. И паки Игорь собра многое войство и иде на Греки. Царь же Коман, тесть царя Констянтина Багрянороднаго, сына Премудраго царя Лва, посла послы ко Игорю лучших боляр своих, умоли Игоря, и нача давать ему дань выше первыя Олговы. И вземше дань Игорь, и возвратися от Дуная в Киев, и поживе мирно. И родися ему сын Святослав от сея блаженныя Олги. И тако самодержествуя, мир имея ко всем странам.
[Убийство Игоря древлянами и месть Ольги]
О убиении Игореве от Древлян. Иногда же отложшуся от Игорева началства Древляне. И шедшу ему, да смирит Древлян, и усугуби на них дань. И отпусти люди своя в Киев, и сам оста не со множеством
л. 315.
людий. Древляне же со князем своим, ему же имя Мал, злое умыслившу, глаголаху к себе: «Сей есть наследник, приидете убием его, и супружницу его возмем премудрую Олгу за нашего князя, и сыну его сотворим, яко же хощем, и сами свободны будем от великия дани, и наше будет достояние». И убиша его вне града Коростены, близ Старые Русы, ту же и погребен бысть.
О посланникех от Древлян ко Олге. И послаша Древляне по блаженную Олгу 20 человеков избранных мужей в лодии. Олге же уведан бысть приход их и убиство самодержца ея, и восплакася велми о Игоре, и многа плачюще. И никто же можаше утолити великий плач ея, тако же и вси людие плакахуся. И едва плачю преставшу, и помалу укреплятися нача, и женъскую немощь забывши, и мужеским смыслом обложися, и умышляше, како месть сотворити имать крови мужа своего коим образом убийца оны казнит. И повеле призвати к себе, иже от Древлян пришедшия мужи, и преухищренно глаголаше к ним: «Добре приидосте ко мне, о мужие. Глаголите же, что приидосте». Они же рекосте: «Придохом, о госпоже, Деревская земля посла нас возвестити тебе, яко князь твой отягчая нас данию, а довола не имый, и сего ради убиен бысть. А наши же князи добры суть, и ты поди за нашего князя Мала», — иже тако зовом бе. Олга же глагола к ним: «Любовна ми суть словеса ваша, никто же бо может мертваго воскресити, тако ни аз могу мужа своего возставити господьствовавшаго вами, его же вы убисте. Ныне же идите в лодию свою и заутра, егда послю по вас, и вы величающеся рцыте посланным
л. 315 об.
от мене по вас: „Мы пеши есмы не идем и на конях не всядем, но понесите нас на главах ваших, вземше с лодиею“. Егда же понесут вы и тогда велию честь от мене приимете пред людми». Они же послушавше ея, и идоша в лодию свою. И заутра посла по них. Древляне же гордящеся седяху в лодии и глаголаше, яко же Олгою научении, и веляху нести ся с лодиею на главах. Киевстии же людие насмехающеся безумию их, и яко бы повинующеся им, глаголаху: «Князя не имамы, а княгиню поемлете за вашего князя, и несть ныне нашея воли». И взяша их на главах с лодиею, и принесоша на теремный двор, иже бе вне града Киева. Олга же зряще ис терема. Киевляня же вринуша их живых во уготованную яму, гаголаше: «Угодна ли вам честь сия?» Они же ввержени вопияху: «О горе нам, аще и убихом Игоря, а блага не обретохом, но паче горшая злая праведно по деелом нашим постигоша нас». И тако живы засыпани быша. И абие Олга посла к древляном, гаголюще: «Аще истинно хощете поняти мя за князя вашего, и еще пришлите нарочитых людей, яко да прииду к вам в велией чести, да не удержат мя киевстии людие».
Древляне же паки послаша избранных людей 500, иже нарочитии держателие Деревския земли, и приидоша в Киев. Олга же повеле им да в бани измывшеся, приидут к ней; бани же уготоване бывши. И внидоша в ню Древляне, еже измытися хотяще. И ту запроша их, и сожгоша.
О пришествии Олгине в Древлянскую землю. И паки посла ко древляном, глаголюще: «Се уже гряду к вам, вы же уготовите меды многи у града, идеже убисте
л. 316.
мужа моего, да плачюся над гробом его и тризны сотворю ему». Они же зело многи меды устроиша. Олга же прииде над гроб Игорев, и плакася над ним плачем велиим.
И глаголаше Олга: «И что ныне успеем, косняще господоубийцам и врагом, ненавидящим над ними государския власти? И того ради да приимут месть и да престанет дерзость в Рустей земли помышляюще злое на самодержавных. Да и прочии не навыкнут убивати государствующих ими в Руси, но со страхом да повинуются державе и величию царствия Руским началникомъ». И ина многа плачевная притворяще глаголы и повеле могилу ссыпати над Игорем и тризны творити, яко же есть обычай в неверны. И по сих Древляне седоша пити, и повеле Олга отроком своим пити с ними и служити пред ними, а самем не упиватися. Древляне же вопросиша: «Где суть дружина наша, их же послахом по тебе?», И рече Олга: «По мне грядут з боляры моими». И егда упилися бяху Древляне, тогда отиде кроме. Повелением же ея воини изсекоша 5000 Древлян. И возвратишася в Киев.
И паки Олга собра воинства много храбрых и поиде с сыном своим великим князем Святославом на Деревскую землю. Они же выидоша противу на бой, и побежени быша от нея, и бегше затворишася во градех своих. И тамо не улучиша избавления, но взяти быша от Святослава вся грады их.
Сама же Олга устремися на Коростень град и обступи его. Древляне же бияхуся крупко, предатися не хотяще, понеже ти сами бяху Игоревы убийца. И стоя Олга под градом лето, и не може
л. 316 об.
взяти его. И посла ко гражанои глаголющи: «Вси грады предашася мне и дань дающе, нивы делают. Вы же от глада умрети хощете и не хощете повинутися и дани дати». Древляне же рекоша: «Ради быхом дань даяти, но боимся отмщения». Глаголаше же им Олга: «Месть уже воздах вам. Ныне же изнеможения ради вашего не отягчаю вас данию, яко же князь мой. Вем бо, яко меду из борти ныне не имате, и вместо сих скудно дань возму у вас, еже имате: дадите ми от двора по три голуби и по три воробьи». Они же ради бышаи собраша по всему граду голуби и воробьи, и послаша к ней с покланянием. Она же въземши рече: «Се уже покористеся мне и сыну моему, идите во град, и аз не днесь, но заутра отступлю от града». И вси, иже во граде, слышавше, возрадовашася. Олга же птицы оны раздая воем своим и повелех коейждо привязывати серу со огнем, ввивающе в плат. И в вечер, егда смерчеся, повеле попустити голуби и воробьи со огнем. И прилеташа воз гнезда своя, и загореся весь град. Людие же не возмогоша угасити и побегоша из града. И повеле Олга имати их, убивати; овех же воем своим в работу предая, а иных остави дань даяти. И всю Деревскую землю прият и дань тяжкую возложи на них.
И паки возвратися в Киев великая княгиня Олга и с сыном своим Святославам. Наипаче же всего о душевных себе внимая, тщаше бо ся в чистоте и в целомудрии пребывати. Весь бо подвиг ея, еже уведати веру истиннаго Бога, кумиры же возненавиде и велми гнушаяся их.
л. 317.
Помале убо времяни сын ея великий князь Святослав воева на Болгары, и по всему Дунаю, взя 80 градов; самодержествуя живый в Болгарех во граде Переславцы. В Киеве же владя мати его великая княгиня Олга и сынове его Ярополк и Олг и Владимер. Великая же княгиня Олга велие попечение имея, да бы крестилася во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Но о сем зде да умолчим, понеже преди речено будет.
Более полную транслитерацию с Ѣ и конечными Ъ можно посмотреть по ссылке. В нее также внесены исправления писца.
Белые угры. Часть историков пишет, что это авары, другие, что это мадьяры. (И те и другие остановились на территории современной Венгрии). Время конфликтов совпадает с периодом существования Болгарии Кубрата. «Авары в VI в. повторили в известной мере движение гуннов, обрушившись на славян и создав между Дунаем и Карпатами воинственную державу — Аварский каганат, просуществовавший до начала IX в.» «Примерно в VIII в. в южнорусских степях, на северо-запад от Хазарии, появились венгры (мадьяры) — объединение приуральских племен, переселявшихся в Приазовье из районов Южного Урала. Позднее, в IХв., они прошли на Дунай, где и основали Венгерское государство. Ближайшими родичами венгров являются ханты и манси на Северном Урале.»
Эх, школьное образование… до Рождества Христова
2395 год до нашей эры, разумеется…
Братья и сестры! Прочитала, как воды живой напиться хотела… чуть привкус «сукразита» остался, неправды и равнения на политический заказ. Спаси Христос редакцию портала за то, что поднимают такие важные вопросы! Просто бальзам на душу — три брата Словен, Рус и Болгар. Сразу все «искания правды» про соседство Росии и Фанагории подтвердились. Другое удивительное совпадение! На археографической конференции в Старой Ладоге молодой ученик Дмитрия Мачинского представил «неизвестные знаки», найденные на разных предметах. Это были известные мне — тамги рода Дулу. Болгары были на севере! Как написано в Русском летописце! Еще Марсель Ахметзянов в одном из интервью мне категорично заявил, что болгар, как народности остаться не могло, так как…. ОНИ ВСЕ ВЫМЕРЛИ ОТ СТРАШНОЙ БОЛЕЗНИ. Опять совпадение с некоторыми местами РЛ!!! Вообще, критерий достоверности кроется там, где разные источники говорят об одном и том же. Да! (Но это не повод сокращать «повторы» в последовательности дней, как делают Н-Ф) Неоспоримо, что Русский летописец основан на реальных хрониках! Стоит внимательно его изучить и сопоставить с другими историческими материалами!!! Верю, что с 2395 года вполне могли присутствовать в истории «наши люди». Игорь Коломийцев подробно расписывает находки археологов, раскрывающие перемещение племен на наших территориях с самых ранних «послепотопных» времен! Но есть в предложенном тексте «досадные мотивы»… норманской теории. Грустно: переписали-дописали что-то гораздо позже…
Ох уж эти переводчики упорно переводящие русское слово «Наряд» как порядок! Наряд это назначение на работу! Гостомысл искал административного управленца, следящего за исполнением закона, знания управления передавались по Роду, поэтому он и обратился к родственникам, так как сами Новгородцы были переселенцами с Балтики. Выше административной власти стояли волхвы или жрецы, духовная власть.
Если быть откровенным самим с собой, то следует признаться, что любая книга, имеющая современный вид, но написанная от руки — подделка. Книга разбита на страницы по причине ее производства на печатном станке. Древняя рукописная книга представляла из себя рукописный свиток, согнутый в гармошку. Тяжелые деревянные оклады с замком требовались для удержания страниц в уплощенном состоянии. Само слово «книга» происходит от слова «гнуть», т.е. книга = гнига.
Imikhaylov:
«…любая книга, имеющая современный вид, но написанная от руки — подделка…»
Голословные утверждения, ни одним примером не подтвержденные. В разные периоды было по разному. Книг от древней Руси в виде свитков не существует.
Imikhaylov:
«Само слово «книга» происходит от слова «гнуть», т.е. книга = гнига»
Не могли так сказать русичи ни разу, потому как звуки «г» и «к» были отличными от современных. «Г» была оглушенной и в случае речевых флуктуаций сказали бы вместо слова «гнути» мягче «хнути», но отнюдь не «кнути».
Теперь можно уже и некоторые выводы сделать. Ну прежде всего ценность этого источника в том, что в нём рассказано о СЕВЕРНЫХ истоках нашей государственности. Ведь именно Приильменье, Новгород, Ростов и прилегающие территории северо-запада и центра будущей России, а отнюдь не Киев, были теми землями на которых сформировалось Русское государство.
Но в то же время непонятна позиция редакции противопоставляющая РЛ и ПВЛ. На мой взгляд ни РЛ не является источником ПВЛ, как здесь утверждается, ни ПВЛ источником РЛ. Это две разных летописных традиции — «северная» представленная РЛ и такими источниками как например Хронограф 1679 г., Иоакимовская летопись, Мазуринский летописец и др., содержащие информацию о Словене, Русе и Гостомысле, и «южная» — ПВЛ и большинство других летописей на её основе.
И никакого противоречия, наоборот РЛ и ПВЛ дополняют друг друга — если в традиции ПВЛ основное внимания при описании начального периода истории славян и Руси уделяется киевскому югу, а докиевский период описывается вскользь, то РЛ и ему подобные летописи более подробно описывают изначальный, словенский и новгородский период формирования и развития Руси.
Объясните пожалуйста пересчёт по датам:
какому году соответствует «от Адама 6380 года».
Благодарю.
Надо вычесть 5508, а если попадает с сентября по декабрь — то 5509
Интересно получается. В 3113 году от Адама, т.е. в 2395 году до н.э. были основаны Словенск (на месте Новгорода Великого) и Руса (Старая Русса). И жили славяне не тужили 2000 лет, аж до Александра Великого и даже немного позже. Александр Великий завоевавший полмира побоялся трудностей в походе для усмирения зарвавшихся славян и договорился с ними о «сферах влияния». Потом на славян кара Божья напала, потом Угры, и на 1000 лет места те в запустение пришли. А через 1000 лет скифы вдруг вспомнили про землю праотцев и снова пришли заселять. Очень интересно. А есть ли материальные подтверждения такой Истории?
Про готского летописца Иордана, то же самое можно сказать. Летопись есть. Доказательств нет.
Прочитав полный текст на современном языке появится общее представление об этом труде.
Читается и в «оригинале» взахлеб, как хороший детектив. И все понятно без перевода. Толи адаптирован уже текст, толи на генном уровне язык воспринимается.
Перестал читать после «курфюрста» Рюрика
Сказано «курфорст или великий князь». Речь ведь о Пруссии. Так действительно думали в 17 веке и летопись 1649 года, естественно, придерживается того же взгляда. Верен он или нет — другой вопрос. Что Вас смутило?
Насколько мне известно, «курфюрст» — титул, которым обладали князья священной римской империи, имеющие право избирать императора. Каким образом Рюрик мог быть курфюрстом, к тому же будучи язычником?
Священная «римская» империя — это и есть Русь.
Во главе с великим князем Максимиалианом и
всей ландскнехтской ратью?
Вот только по Новгородским летописям, Рюрик является внуком князя Гостомысла и сыном его дочери Умилы. Так что «Русский летописец» скорее всего подделка.
Одно другому не противоречит. Царский род по отцу считался, а не по матери. Попробуй, сделай такую подделку