О свадебных и семейных традициях староверов «АиФ-Казань» рассказал управделами Казанско-Вятской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви, настоятель храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Казани протоиерей Геннадий Четвергов.
Женщине — женское
По данным замдиректора по научно-исследовательской работе музея «Остров-град Свияжск» Елены Карташёвой, история старообрядчества в Казани начинается со второй половины XVII века — эпохи раскола в Русской Православной Церкви. Высланные в Казань участники стрелецких бунтов поселились в Суконной слободе, где и сегодня находится единственная в городе старообрядческая церковь. Община Белокриницкого согласия была наиболее многочисленной. И сегодня Русская Православная старообрядческая Церковь (такое название получила эта община после 1988 года) насчитывает в Казани около 3000 человек.
«Молодёжь у нас очень мобильная, часто и много ездит в другие приходы — на праздники, на крестные ходы, — говорит отец Геннадий. — Так завязываются знакомства».
Для старообрядцев, создающих семью, обязателен обряд обручения. Но происходит он прямо перед венчанием. В наряде невесты, принадлежащей к старообрядческой вере, нет фаты. На обручении священник надевает на неё белый убрус — головной убор, поверх которого повязывается платок. Он символизирует подчинение мужу. Свадебный убрус обычно богато украшают вышивкой, бисером. С того момента, как невеста его надела, она не появляется перед чужими мужчинами с непокрытой головой — только в платке.
«Носить шляпу для женщины предосудительно, это не женский головной убор, — объясняет отец Геннадий. — В Библии сказано, что женщина не должна одеваться в мужское, а мужчина — в женское. Для свадебного платья обязательны рукава, хотя бы на три четверти».
Перед венчанием невесту и жениха — каждого по отдельности, дома — благословляют на брак их родители. Невесту благословляют Богородичным образом или иконой её святой покровительницы. Жениха — образом Спасителя или иконой святого мужского рода. После благословения эти образа везут в церковь. Они лежат на аналое во время венчания. После обряда пара целует обе иконы.
Вера и самостоятельность
Если дома нет условий принять гостей, для свадебного застолья снимают помещение или дом. Туда приносят иконы, которыми благословили молодых, и ставят в переднем углу с восточной стороны. Перед свадебным пиром поют молитвы.
«Я не бывал на свадьбах, где исполнялись бы какие-то танцы, — говорит отец Геннадий. — Тем не менее застолья у нас очень интересные, весёлые, потому что на них много поют. Исполняются и церковные песнопения, и специально написанные стихи».
На застолье первое поздравление произносит священник, венчавший пару. Он ещё раз настраивает их на правильную жизнь. А затем звучит поздравление родителей. Мужу и жене внушают, что они — половины одного целого, разорвать которое невозможно. Они должны всю жизнь хранить верность друг другу. Благодаря такому настрою, по словам священника, у старообрядцев почти не бывает разводов.
Младенца обычно крестят на 8-й день после рождения, потому что на 8-й день дали имя Христу. Детей с младенчества приносят в церковь, но учить молитвы не заставляют. Приобщение к вере происходит исподволь. Дети наблюдают за родителями и начинают повторять за ними молитвы. По мнению отца Геннадия, предмет «История мировых религий» в светской школе не нужен.
«Лучше, если о каждой религии расскажет не учитель, а представитель этой конфессии, — считает священник. — Но основная информация должна исходить от родителей. Именно они несут ответственность перед Богом и людьми за то, каким вырастет их ребёнок. Родители должны передавать веру детям, не мешая самостоятельно размышлять, общаться с представителями других конфессий».
——————
Автор: Ольга Любимова
Источник: www.kazan.aif.ru
Комментариев пока нет