4 ноября 2018 года в г. Самаре состоялись масштабные мероприятия, посвященные сразу двум юбилейным датам в истории крупнейшего духовного и культурного центра староверия в Поволжье — старообрядческой общины г. Самары Древлеправославной Поморской Церкви: 140-летию постройки и 25-летию возвращения Храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы. После торжественных мероприятий прошло очередное заседание Средневолжского Совета ДПЦ.
Из истории Самарской общины
К началу ХХ века Самарская поморская община была одной из крупнейших старообрядческих общин. Архивные источники сообщают, что молитвенный дом самарских поморцев располагался в 97 квартале по Сокольнической улице, в доме мещанина Петра Захарова. Моленная находилась во дворе, на уровне второго дома от ул. Почтовой, рядом располагался дом причта. Наставником общины в то время был Петр Иванович Белов, затем — непродолжительное время — Афанасий Харитонович Покашляев, а после этого — Сергий Андреянович Дергунов. Позднее молитвенный дом числился за председателем Совета общины Алексеем Константиновичем Ушановым. Попечителями моленной были крупные самарские купцы: Алексей Константинович Ушанов, Илья Степанович Карпов, Зиновий Иванович Годунов и Василий Селиверстович Крашенинников.
В 1878 году другая группа поморцев во главе с Иваном Петровичем Щелкуновым выстроила молитвенный дом на Москательной улице (ныне Л. Толстого, 17). Попечителем и благоустроителем этого дома стал самарский текстильный магнат — купец Федор Михайлович Любимов, происходивший из мещан города Кинешмы. Именно поэтому и поморцы, да и многие самарцы называли дом «Любимовским». В период с 1887 по 1905 годы в этом молитвенном доме проходили пять Поместных Соборов отцов и начетчиков Поморской Церкви. В работе некоторых Соборов принимали участие видные деятели Поморского староверия: Иван Иванович Зыков, Лев Феоктистович Пичугин, Терентий Акимович Худошин, Андрей Александрович Надеждин и другие.
После выхода Высочайших Указов от 17 апреля 1905 года и 17 октября 1906 года, предоставивших старообрядцам возможность открыто совершать богослужения и создавать общины, самарский мещанин А.К. Ушанов и 60 его единоверцев обратились в Самарское Губернское Правление с заявлением о желании образовать общину поморцев законо-брачного согласия. 9 февраля 1907 года в губернском правлении прошло слушание по этому вопросу. В Определении Правления было сказано:
Образование общины старообрядцев «Поморского законо-брачного согласия» разрешить, общину внести в реестр, о чем напечатать в сенатских объявлениях и местных губернских ведомостях. О настоящем распоряжении объявить просителям через Самарское Губернское Полицейское Управление.
Деятельность Самарской поморской общины не ограничивалась городскими рамками. Члены общины принимали активное участие во Всероссийских Поморских Соборах 1909 и 1912 года в Москве, а Ксенофонт Иванович Болобков активно сотрудничал с редакцией журнала «Щит Веры», который выходил в Саратове, входил в состав редакционной коллегии журнала.
После установления в Самаре советской власти все имущество общины, в том числе недвижимое (молитвенный дом и дом причта), было конфисковано. 17 февраля 1919 года был составлен Договор о передаче молитвенного дома в бессрочное и бесплатное пользование общине. К Договору прилагался список прихожан молитвенного дома, которые отныне несли личную ответственность за сохранность переданного общине имущества. В 1923 и 1927 годы власти регистрировали списки членов общины, численность прихожан составляла 310 человек.
8 июля 1929 года власти уведомили общину о том, что Договор на пользование молитвенным домом расторгнут, и предложили общине использовать для своих нужд совместно с общиной молокан другое здания на той же улице. Совет общины обратился в Средне-Волжское крайуправление с заявлением, в котором говорилось, что молитвенный дом передан общине в бессрочное пользование, община не давала повода для расторжения договора, и в случае изъятия молитвенного дома прихожане числом более 300 человек будут лишены возможности проводить совместные богослужения. Однако власти сочли, что молитвенный дом, который, как они указывали, «используется не только для религиозных целей, но и для проживания в нем настоятеля и безродных старух», может быть полностью переоборудован под жилье.
Постановлением Малого Президиума Средне-Волжского крайисполкома от 4 сентября 1929 года поморская община была переведена в здание по ул. Кооперативной, 223, которое делила с общиной федосеевцев, а прежний молитвенный дом поморцев был занят под общежитие для студентов индустриального техникума. В 1947-1948 годы здание бывшего молитвенного дома было существенно переоборудовано и стало использоваться под общежитие студентов стройтехникума, а в 80-х г.г. ХХ века, при строительстве комплекса ленинского мемориала, было разрушено. Но и в здании по ул. Кооперативной, 223, община находилась недолго: не прошло и месяца, как 29 сентября 1929 года и этот молитвенный дом был закрыт. Поморская и федосеевская общины обратились к властям с просьбой пересмотреть это решение, но им было отказано.
С этого момента поморская община собиралась по разным адресам преимущественно в Железнодорожном районе Самары. В 20-е годы группа прихожан-поморцев стала собираться отдельно от основной общины. Часть из них после закрытия храма перестала посещать общие службы из-за территориальной удаленности, т.к. все эти прихожане проживали в районе 7 дачной просеки. Это были семьи Болобковых, Худяковых и других, возглавлял эту группу наставник Н.Ф. Рузанов. Затем сложилась еще одна группа поморцев — выходцев из сел Черноречье и Сырейки, которые переехали в Самару, среди них был наставник из Сырейки Григорий Васильевич Лаврентьев. Наконец, третью группу, во главе которой стоял бывший наставник общины с. Бобровки Петр Дмитриевич Садов, составили переехавшие в Самару выходцы сел Винновка, Сырейка и Бобровка. Позднее три эти группы образовали вторую поморскую общину. В 60-х годах ХХ века существовало две общины поморцев законно-брачного согласия, обе приобрели для молений частные дома. Самарские поморцы активно поддерживали связи с поморскими общинами других городов. Так, в 50-60-х годах при участии начетчика В.К. Чуева в Самаре проходили совещания духовных наставников поморских общин.
В 1965 году поморские общины объединились. Единого вместительного молитвенного дома у объединенной общины не было, но с этих пор верующие находились в молитвенном единении и получили возможность посещать тот или иной молитвенный дом по своему выбору. У объединенной общины стало уже пять наставников: Н.Ф. Рузанов, В.Г. Болтаев, И.З. Романов, С.Я. Московский и Ф.И. Вяткин.
18 апреля 1983 года Уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Куйбышевской области была официально зарегистрирована первая поморская община, по официальным данным в общине было около 150 верующих. Наставниками общины в это время были Куприян Николаевич Кукушкин, Василий Васильевич Хохлов и Антоний Васильевич Болтаев.
Иконопись и сызранский гектограф
Наиболее большие и могущественные общины в Самарской губернии в то время были в Новоузенске, в селах Царевщина, Бобровка, Преображенское, Кошки, Подъемное, Нижнее Санчелеево, Черноречье. Нельзя и не сказать о сызранских общинах Симбирской губернии, которые никогда не теряли связей с самарскими поморцами. В Сызрани были организованы типография, появился известный сызранский иконописный промысел.
В 1875-1879 годах в строительных артелях при возведении и внутренней отделке храма Казанской Иконы Пресвятой Богородицы работал авторитетный иконописец Гавриил Фролов. В Самару он приехал из Эстонии. До сих пор в Казанском Храме хранятся 7 икон мастера и распятие с его клеймом, переданное из села Кошки. Начало сызранской школе было положено иконописцем поморского согласия Иваном Порфирьевичем Поповым, жившим по реке Крымзе. Известны десятки его учеников: К.И. Дьяконов, П.С. и А.П. Качаевы, братья Бочкаревы, В.А. Комиссаров. Много икон для поморцев были написаны мастером во втором поколении А.П. Качаевым, который держал в Самаре известную иконописную мастерскую на Троицкой улице в доме Разсадина. Он являлся представителем сызранской иконописной школы, имел к 1917 году массу похвальных листов и медалей. Иконы сызранского письма шли заказчикам Самары, Саратова, Хвалынска, Нижнего Новгорода, Оренбурга.
Что касается издательской деятельности, то среди десяти старообрядческих гектографических типографий известность приобрел гектограф члена Бочкаревской общины, писателя и историка, духовного наставника Прокопия Максимовича Безводина.
Издательское дело П.М. Безводина было начато в 80-е годы XIX века еще в Нижнем Новгороде, затем было продолжено в Москве и своего расцвета достигло в Сызрани. Эта деятельность постоянно сопровождалась преследованиями от администрации, частыми обысками и конфискациями. Всего типографией П.М. Безводина было издано свыше двухсот брошюр (копии рукописных и напечатанных на пишущей машинке) в защиту староверия, в том числе и его собственного сочинения («Апология Церкви Христовой», «О родословии христиан поморцев» и другие).
Новая страница летописи
Новый этап в жизни поморской общины начался в 1993 году и связан с именем председателя Совета общины Павла Владимировича Половинкина. В 1993 году П.В. Половинкину удалось добиться передачи общине бывшего храмового здания старопоморской богадельни, так называемой «Любимовской моленной», а ныне — Казанского храма по ул. Льва Толстого, 17. В 1994 году в значительной мере благодаря его усилиям произошло объединение с общиной федосеевцев.
Переданное общине здание было в полуразрушенном состоянии, кроме того, его не хотели освобождать прежние владельцы — фабрика беловых товаров, а позднее — захотело получить находящееся по соседству Главное управление Центробанка по Самарской области. Общине пришлось одновременно восстанавливать старую моленную и участвовать в судебных тяжбах. Самарской общине и ее председателю всё это стоило огромных усилий, зато сейчас в центре Самары стоит прекрасный храм поморской общины, и трудно представить себе, что когда-то на его месте было ветхое строение.
14 января 1996 года в частично отремонтированном храме прошла первая праздничная служба, затем, в Светлое Воскресенье 1996 года, — Пасхальная служба. С этого времени община расположена здесь постоянно. В ноябре 1997 года в самарском храме состоялось учредительное заседание с участием представителей Поволжских поморских общин и Российского Совета ДПЦ. На нем был образован Поволжский Совет Древлеправославной Поморской Церкви, Ответственным секретарем которого стал П.В. Половинкин.
В самарском поморском храме устроен великолепный иконостас. В настоящее время Самарская старообрядческая Поморская община работает над крупномасштабным и уникальным в своем роде проектом: это создание нового иконостаса, представляющего собой полный месяцеслов, в который войдут иконы с изображением святых и праздников на каждый день года, а также иконы триодного периода. Приблизительно 400 образов. На сегодняшний день написано около 90 икон.
Работа это очень кропотливая, на нее благословлены известные в староверческой среде иконописцы-поморцы. Еще в стадии разработки этого проекта некоторые христиане из Самары, Самарской области и других городов изъявили желание сделать пожертвование на написание определенных образов от своего имени. После чего у руководства общины появилась мысль пригласить к данному богоугодному делу христолюбивую братию — староверов поморцев из Самары и других местностей — последовать славной традиции наших предков и сделать пожертвование на написание икон (праздничной или со святыми) на тот или иной день года.
Традиция делать пожертвования как на строительство Храмов, украшение иконостасов, так и на написание икон от частного лица, семейства или общин существует издревле. На обороте каждой иконы есть вкладная надпись: «Сия святая икона написана (дата) иконописцем (Имя и Фамилия) для Храма Самарской Поморской общины от имени и на пожертвование (Имя, Фамилия, город)».
Трудами П.В. Половинкина организована издательская деятельность. Ежегодно издается красочный настенный календарь с указанием постов и трапез, изданы молитвословы для взрослых и детей, пособия «Как молиться епитимию», «Приготовление к погребению», Сборник духовных стихов самарского старообрядца-поморца К.И. Болобкова, Деяния I Всероссийского Поморского Собора в Москве 1909 года, книга известного самарского начетчика Т.С. Тулупова «О разделении Русской Церкви» и многое другое.
Самарская община ДПЦ сегодня является крупнейшим духовным и культурным центром староверия в Поволжье. В её фондах хранятся редкие рукописные и старопечатные богослужебные и певческие книги, старинные иконы, предметы церковной утвари и более 1000 фотографий из семейных архивов прихожан, наставников не только Самары, но и различных регионов России. Ведутся архив и летопись общины. При общине действует собственный музей, который активно пополняется редкими документами, предметами быта, старинными иконами, литьём и книгами.
«Приидите соберитеся христоименитии людие…»
Ранним утром в воскресенье, 4 ноября, почтить память Казанской иконы Божией Матери и разделить радость престольного праздника в совместной молитве собралось множество прихожан и гостей. В самарский храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы староверы-поморцы приехали из разных городов: Йошкар-Олы, Саратова, Сызрани, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Казани, Санкт-Петербурга. Службу украсило слаженное пение церковнослужителей, на клиросах в этот день были причетники из разных поморских общин. На едином молитвенном дыхании возносился в храме тропарь Божией Матери «Заступница усердная…».
В этом году престольный праздник для самарской общины особенный. Много лет назад к председателю общины Павлу Владимировичу вместе с иконами попали и мощи святых — великомученика Никиты и преподобных отцов Зосимы и Саватия, Соловецких чудотворцев.
Всё это время они бережно хранились в Казанском поморском храме. К 140-летию храма самарская поморская община заказала специальные капсулы-мощевики, в которые эти мощи и были помещены. Поэтому в этот праздничный день наряду с молебном Казанской иконе Пресвятой Богородицы было совершено еще два молебна — святому великомученику Никите и преподобным отцам Зосиме и Саватию.
Во время богослужения мощи святых были благоговейно внесены в мощевики, после чего молящиеся могли подойти и со страхом и радостью приложиться к иконе Пресвятой Богородицы Казанской, иконам великомученика Никиты, преподобных отцов Зосимы и Саватия.
Согласно определению VII Вселенского Собора, мощи святых почитаются наравне с иконами, и действие благодати через них, очевидно, подобно тому, как она действует через иконы. По слову Божию, тот, кто имеет веру величиной хотя бы с горчичное зерно, может переставлять горы с места на место. Поэтому неудивительно, что крепкая вера в древности приводила к тому, что у икон и мощей святых совершались целые реки чудес и исцелений: «Река бо явися неизчерпаема, целебную воду точащи…». Скорби, болезни, страсти, нестерпимые печали — все беды преходили на скорую радость, только при условии искренней молитвы у святых икон:
Смысл очистивше и ум, притецем к Богородице, светло песньми ублажающе, пречистаго Ея образа Богоносную икону, и прославляем Ту и чтем, и припадающе покланяемся, яко самой сущи оной, а не яко иной… (Икос кондака канона явлению иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани)
По окончании молебна были спеты величания Богородице, великомученику Никите и преподобным отцам Зосиме и Саватию. Затем были отслужены 3, 6, 9 час и обедница.
После завершения богослужения председатель Казанского храма Половинкин П.В. поздравил с праздником всех присутствующих, рассказал об истории праздника, а также напомнил о том, что Пресвятая Богоматерь — наша усердная молитвенница и заступница, а сей праздник — это напоминание всем русским людям о великой милости Богородицы к нашей земле, Ее заступничестве и покровительстве.
От имени Российского Совета к прихожанам и гостям Самарской общины обратился Председатель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, настоятель Невской поморской общины В.В. Шамарин. Он поздравил христиан с Праздником, призвал верующих чаще обращаться в своих молитвах к Богородице и святым заступникам, отметил значимость христианского единения и символичность того, что именно в этот день в Казанском храме собралось столько христиан из самых разных уголков:
Сегодня государственный праздник — День народного единства, а у нас с вами сегодня День християнского единства, — отметил В.В. Шамарин.
Радость престольного праздника христиане разделили за праздничной трапезой, с любовью приготовленной Самарской поморской общиной.
После небольшого перерыва состоялось заседание Средневолжского Совета ДПЦ, на котором был представлен на обсуждение проект Положения о Средневолжском Совете, утверждены делегированные кандидатуры в составе Совета от групп староверов в г. Казани Республики Татарстан, рассмотрен план мероприятий по случаю празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума.
Не обошлось заседание и без обсуждения острых вопросов и проблем, которые стоят перед Поволжскими общинами.
Любой православный праздник, а особенно Престольный, — это всегда великое духовное торжество. В такой день хочется молитвенно пожелать всем благоденственного и мирного жития, доброго здравия, крепости, душевных сил и помощи Божией в трудах, молитвах и заботах. И что не менее важно — здравого единомыслия, общей усердной работы на благо староверия, чтобы наша вера всегда оставалась наполненной добрыми делами, — а значит, всегда была живой, деятельной.
140 лет старообрядческому храму… Много это или мало? Для истории это всего лишь мгновение, а для общины это целая жизнь, это большой духовный и культурный пласт, это по крупицам накопленный опыт, неизменная теплота воспоминаний об ушедших, тесная дружба и сплоченность нынешних прихожан, любовь к ближнему и Божиему дому. Пусть под сводами этого храма, под святым покровительством Святого Духа непрестанно возносятся молитвы ко Господу, Богородице и всем святым о спасении христианских душ, о духовном возрождении нашего народа, нашей святой Руси.
Автор: Нина Лукьянова
Комментариев пока нет