15 декабря 2017 года в Москве на 84-м году жизни умерла прихожанка Покровского храма Рогожского кладбища, известный старообрядческий церковный педагог Лидия Афанасьевна Шишкина, которая отдала служению Церкви последние 28 лет своей жизни.
***
Военное детство
Шишкина Лидия Афанасьевна родилась 2 марта 1934 года в Москве, на Арбате, в семье командира Красной армии Афанасия Осиповича Носова и служащей Пелагеи Николаевны Логиновой.
Летом 1941 года, когда ей исполнилось семь лет, началась Великая Отечественная война. Всю войну маленькая Лида вместе с матерью и двумя сестрами оставались в Москве.
Она на всю жизнь запомнила суровую осень и зиму 1941-42 годов, затемнения, ночные бомбежки и лучи прожекторов, обшаривающих небо.
Хотя немцев отогнали от Москвы, жизнь оставалась суровой. Отопления в домах не было, окна забили фанерой, днём и ночью жили при свете электрической лампы, отапливались печью-буржуйкой. Спали не раздеваясь, в зимней одежде. В течение всех военных лет и первых лет после войны голод был постоянным фоном существования.
Весной 1942 года в Москве открылись школы, и маленькая Лида смогла пойти в первый класс. Школа, в которой она училась, была женской, учителя были из старой интеллигенции. Образование давали хорошее, всё воспитание военных лет было проникнуто духом патриотизма, любви к Родине, к России.
Наступила мирная жизнь, но следующий 1946 год был очень тяжелым, голод был больше, чем во время войны. Все три дочери Пелагеи Николаевны пухли от голода, и она взмолилась: «Господи, если ты есть, пошли моим детям манну небесную!» Через несколько минут в дверь постучала соседка: «Полюшка, у тебя детки, вот тебе для них немного манной крупы». Постепенно жизнь улучшалась, нормы по карточкам росли, а потом продовольственные карточки отменили. Лидия Афанасьевна вспоминала, что это был один из самых счастливых дней в её жизни, когда они пошли в магазин, спокойно купили буханку хлеба и, не ограничивая себя, ели его с чаем.
Годы студенческие
С 1953 по 1958 годы Лидия Афанасьевна училась в Московском Государственном Педагогическом институте им. Ленина (ныне МПГУ) на естественнонаучном факультете. В соответствии с традициями университетского образования изучался очень широкий круг предметов и учебных дисциплин: химия неорганическая и органическая, минералогия, геология, палеонтология, микробиология, ботаника, зоология, основы сельского хозяйства.
Кроме обязательной учебной программы, Лидия Афанасьевна в свободное время посещала курсы рисования в своем институте, училась рисовать карандашом, акварелью и маслом. Однако главным её увлечением в студенческие годы стал туризм. Привлекала романтика, возможность соприкоснуться с природой, ночевки в палатке, песни у костра, проверенная испытаниями дружба. Студентка Лида Носова скоро стала возглавлять туристические группы, состоящие в педагогическом вузе, в основном, из девушек. Во время летних походов ночевали в палатках, в зимнее время — в сельских школах.
Так в напряженной учебе и в путешествиях прошли пять лет. Лидия Афанасьевна получила специальность учителя биологии, химии и основ сельского хозяйства, а также преподавателя рисования и пения. Наступило время распределения.
На дальний Восток. Остров Сахалин
Но тут возникли новые и непредвиденные трудности. Это была эпоха Никиты Хрущева, которому пришла в голову мысль направлять после учебы выпускников московских вузов на дальние окраины страны. Так Лидия Афанасьевна Носова в 1958 году по распределению была направлена на Дальний Восток, на остров Сахалин, в школу села Лесное Корсаковского района.
В 1959 году, находясь в отпуске в Москве, Лидия Афанасьевна вышла замуж за молодого специалиста, инженера Шишкина Василия Степановича, с которым была знакома ещё со студенческих времен. Через год, после рождения сына Алексея, она опять отправилась на Дальний Восток, на этот раз к месту распределения свого мужа, сначала в город Хабаровск, а потом в город Николаевск-на Амуре.
В 1962 году Лидия Афанасьевна вместе с мужем и ребенком вернулась в Москву. Юношеские мечты о путешествиях в дальние края осуществились с избытком, и в дальнейшем она жила и работала на родине, в столице.
Рабочие будни
Всю последующую трудовую жизнь до пенсии Лидия Афанасьевна работала учителем химии и биологии в школах рабочей молодежи. В них учились так называемые лимитчики — юноши и девушки, приехавшие в Москву и устроившиеся работать на стройки и промышленные предприятия и часто не имеющие законченного среднего образования. Это был своеобразный и сложный контингент, но Лидия Афанасьевна умела находить с ними общий язык, и ей эта работа нравилась. При этом надо отметить, что она, так же как и её муж, никогда не состояла в КПСС.
«Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»
Кроме работы, Лидия Афанасьевна любила классическую художественную литературу, музыку, живопись. Однако душа чувствовала, что этого не достаточно. К середине 1980-х годов многие люди стали ощущать духовную пустоту, которую не могли заполнить светское образование и культура.
Весной 1989 года Лидия Афанасьевна вышла на пенсию, а осенью этого же года, в возрасте 55 лет, она приняла крещение в Русской Православной старообрядческой Церкви. Со старообрядчеством она познакомилась после того, как на Рогожском крестился её сын, Алексей.
Выбор Лидии Афанасьевны был сознательным, она знакомилась со старообрядчеством, читала литературу и пришла в старообрядческую Церковь, убедившись в том, что только в ней сохраняется истинное православие. Крестил её в речке Гуслице о. Александр Ежуков, настоятель храма в с. Слободищи.
В 1993 году принял крещение её муж, Шишкин Василий Степанович. Вскоре после этого они обвенчались в храме РПсЦ в г. Верее Московской обл. Венчал их о. Евгений Михеев (ныне епископ Евмений).
Возрождение Остоженской общины
В эти же годы Лидия Афанасьевна принимала активное участие в очень важном церковном начинании — возрождении Остоженской старообрядческой общины.
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы располагается в самом центре Москвы, в тихом Турчаниновом переулке. Он был построен в 1908 году на средства известных старообрядческих предпринимателей Рябушинских архитекторами В. Д. Адамовичем и В. М. Маятом в стиле древних псковских храмов и был в этом же году освящен старообрядческим архиепископом Иоанном (Картушиным). Храм был закрыт в 1932 году, в здании храма с 1966 года размещался ВНИИ «Биотехника».
16 августа 1991 года Остоженская старообрядческая община была зарегистрирована, а 15 мая 1992 года распоряжением Правительства Москвы здание храма было передано общине в безвозмездное пользование. При этом постоянный священник в храм Остоженской старообрядческой общины, о. Сергий Лисуренко, был назначен определением митрополита Алимпия (Гусева) только 17 ноября 1997 года.
В течение первых и самых трудных пяти с половиною лет возрождения Остоженской общины основная тяжесть этого легла всего на шесть человек, мирян: Лаврентева Г. Г., Родионова Б. Н., Черепневу Г. М., Щеголеву В. И., Шишкина А. В., Шишкину Л. А.
Остоженской общине досталось здание храма, находящееся в плачевном состоянии. Глава храма и главка звонницы была сломаны, росписи утрачены, храм внутри был перегорожен на этажи и отдельные помещения, снаружи обстроен кирпичными сараями, двор храма и подвал были завалены мусором.
Людей не было, денег не было, начиналась инфляция и стремительный рост цен, в том числе и за коммунальные услуги.
Надо сказать, что в эти годы ни материальной помощи, ни моральной поддержки Остоженской общине со стороны митрополии и большинства прихожан Покровского собора на Рогожском не было. Митрополит Алимпий был уверен, что скоро придет антихрист, и поэтому открывать новые храмы бессмысленно. Рогожские прихожане говорили: «Вы всё на Остоженке сделайте, а мы потом начнем ходить».
Община решила, что начинать возрождение храма надо с постоянной молитвы. В каждой из этих служб принимала участие и Шишкина Лидия Афанасьевна, она читала и пела на клиросе, продавала свечи, убиралась в храме.
Для обеспечения повседневной жизни общины и реставрации храма пришлось решать множество сложных вопросов, связанных с хождением по инстанциям и написанием множества писем. Заниматься этим приходилось чаще всего Лидии Афанасьевне. Надо сказать, что её, пожилую женщину, одетую по-православному, в платке, в учреждениях обычно встречали хорошо. Помогал в переговорах и её большой педагогический опыт, умение общаться с разными людьми.
За это время Лидия Афанасьевна и Б. Н. Родионов дважды выбили государственное финансирование на ремонтно-реставрационные работы здания храма, была проведена такая важная работа, как землеотвод. Шишкина Л. А. добилась ремонта теплотрассы в церкви и замены элеваторного узла, помогала освобождению храма от бывшего арендатора — института «Биотехника», постоянно принимала участие в субботниках, реставрировала книги для общины, шила чехлы и покрывала на аналои, столы, скатерти, занавески, убирала церковный дом и храм и много другое.
На перевыборном собрании Остоженской общины 26 января 1998 года Управляющий делами Митрополии о. Леонид Гусев и вновь назначенный настоятель о. Сергий Лисуренко поблагодарили членов старого Церковного Совета за проделанную работу и предложили избрать новый. Остоженский период в жизни Лидии Афанасьевны закончился.
Духовная школа в селе Волое
Село Волое находится в Кировском районе Калужской области, жители всегда являлись старообрядцами-поповцами белокриницкого согласия. В 60-80 годы XX века село прославилось тем, что в нём было много многодетных семей.
В 1999 году первосвятитель РПсЦ митрополит Алимпий (Гусев) освятил возрожденный храм в селе Волое. На освящение местные жители привели множество детей, и митрополит Алимпий благословил бывшего на освящении храма уставщика из Москвы Алексея Шишкина организовать с детьми духовные занятия в летнее время. Так возникла духовная школа «Родник», действующая до сих пор.
Лидия Афанасьевна подключилась к работе в школе «Родник» в 2001 году и трудилась до 2016 года включительно, приняла участие в 16 летних и 5 зимних сменах. В течение этого времени она была фактическим руководителем духовной школы и её ведущим учителем.
Многие уже повзрослевшие выпускники духовной школы «Родник» приходили к Лидии Афанасьевне и с большой теплотой вспоминали время учебы в духовной школе.
Четырехлетний курс для воскресных школ
Хотя Шишкина Лидия Афанасьевна имела большой педагогический опыт, программу занятий для духовной школы ей пришлось разрабатывать заново, самой очень много и усердно учиться. Ею был разработан четырехлетний курс для воскресных школ, который включал в себя изучение Ветхого Завета, Нового Завета, Истории Церкви и иконографии. Причем, в зависимости от обстоятельств, на основе этого курса можно было организовывать и краткие курсы, просто проводить отдельные занятия по ключевым темам. Иногда занятия строились на основе праздников годового богослужебного круга и включали в себя знакомство с Писанием, церковной историей и иконографией одновременно.
Занятия с малышами
Очень любила Лидия Афанасьевна проводить занятия с малышами детсадовского и младшего школьного возраста. Занятия с маленькими детьми были короткими, не более 20 минут, и включали в себя изучение русских и славянских букв, письмо, чтение нравоучительных рассказов, разучивание стихов, рисование и лепку из пластилина.
Воскресная школа для детей на Рогожском
Осенью 2004 года Лидии Афанасьевне предложили организовать детскую воскресную школу на Рогожском. Со временем туда регулярно стали ходить 20-30 человек, детей и родителей.
Занятия основывались на тех учебных программах, которые Лидия Афанасьевна разработала для духовной школы в Волое. Школа была организована как детско-взрослая, семейная, а родители с огромным интересом слушали уроки Лидии Афанасьевны. Кроме занятий, отмечались праздники, организовывались экскурсии в Кремль, на выставки и музеи.
Лидия Афанасьевна вела детскую воскресную школу на Рогожском по осень 2007, всего три с половиной года, после чего стала трудиться во взрослой воскресной школе.
Съезды церковных педагогов на Рогожском
С 2001 по 2005 годы на Рогожском проводились ежегодные съезды православных педагогов и воспитателей, одним из организаторов которых стала Шишкина Лидия Афанасьевна.
На съездах представители различных приходов из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Томска, Барнаула, Ярославля и других городов рассказывали о деятельности своих воскресных школ и детских лагерей, показывали фотографии, видеозаписи, демонстрировали пособия, обсуждали методику проведения занятий и возникающие при этом проблемы.
Несмотря на то, что все участники встреч педагогов считали их полезными и нужными, после смерти митрополита Андриана (Четвергова) в силу ряда обстоятельств их проведение прекратилось.
Воскресная школа для взрослых на Рогожском
В 2006 году Лидия Афанасьевна начала, одновременно с детской воскресной школой, проводить занятия и во взрослой воскресной школе, а с 2009 по 2017 год, то есть последние восемь лет, воскресная школа для взрослых стала основным местом, где она преподавала.
Занятия строились на основе разработанных ею курсов Священного Писания, Церковной истории и иконографии.
От священников, которые на больших приходах очень заняты, можно получить советы нравственного и житейского порядка. Но какого-либо обучения взрослых прихожан основам православной веры в большинстве приходов нет. Именно этим и занялась Лидия Афанасьевна на Рогожском.
К сожалению, в старообрядческую среду сейчас проникают и «никонианские» идеи, и «учения странна и различна» (Евр.13:9).
Нередко на Рогожском взрослая воскресная школа, в которой преподавала Лидия Афанасьевна, оставалась единственным местом, где алчущие и жаждущие правды (Мф. 5:6) могли получить ответ на своё вопрошание (1 Пет. 3:15).
Церковная публицистика
Шишкина Лидия Афанасьевна являлась так же автором многих статей на актуальные церковно-общественные темы, которые публиковались в основном на сайте «Современное древлеправославие». Некоторые из них перепечатывались в газете «Старообрядец».
Участие в работе Рогожской старообрядческой общины
Лидия Афанасьевна была членом Рогожской старообрядческой общины, регулярно принимала участие в общих собраниях, всегда переживала за дела в общине и очень любила Покровский кафедральный собор, который считала своим храмом.
Личное благочестие
Стоит так же сказать, что Лидия Афанасьевна с момента своего прихода в Церковь соблюдала церковные правила, посещала храм, соблюдала посты, исповедовалась у своего духовного отца и причащалась. Дома в свободные дни она молилась по два часа утром каждый день, читала Псалтырь и каноны, записки о здравии и за упокой, в течение многих лет не ела мясо. Была доброжелательна и внимательна к людям, старалась всегда помочь. Работала на Церковь бескорыстно.
Завершение земной жизни
С середины 2017 года Лидия Афанасьевна начала серьезно болеть. Последний раз она была на Рогожском в октябре, на Покров, храмовый праздник старообрядческого кафедрального собора, который она очень любила.
После возвращения из больницы, за месяц до смерти, её соборовал, исповедовал и причастил духовный отец.
До последних дней Лидия Афанасьевна продолжала оставаться верным воином Христовым: хотела написать ещё одну статью в защиту старообрядцев от обвинения в причастности к революции, прочитать лекции во взрослой воскресной школе, даже рассказывала о старой вере медсестре, которая ставила ей дома незадолго до смерти капельницу.
Умерла она 15 декабря по новому стилю, в день памяти почитаемого ею священномученика и исповедника Аввакума, о жизни и подвиге которого она неоднократно рассказывала своим ученикам.
Отпевал её на Рогожском настоятель Покровского кафедрального собора протоиерей Виктор Жельцов. На отпевании присутствовали ученики взрослой воскресной школы, её родные, друзья. За неё молились и те, кто не смог лично присутствовать на отпевании: верующие из Боровска и Тулы, те, кто с ней трудился в первой общине на Остоженке.
Прихожанки храма в Волое, внуки которых ходили в духовную школу «Родник», отмолились в храме заупокойную панихиду. Похоронили её на Хованском кладбище, рядом с местом упокоения супруга Шишкина В. С.
Покой Господи душу усопшия рабы Твоея Лидии!
————————
Шишкин Алексей Васильевич
Статья приведена в сокращении.
Комментариев пока нет