Придерживаясь дораскольных традиций Святой Руси, второй книгой после Евангелия в деле устроения семьи единоверцы считают «Домострой». Современность вносит свои коррективы в жизнь, и под давлением «мирщеного» мнения душеполезные книги прошлого получают штампы вроде «памятников литературы» и даже дикой архаики. Однако ряд ученых, исследователей, государственных и общественных, но прежде всего церковных деятелей с самого начала раскола XVII века — времени слома многовекового уклада русского народа — были убеждены, что ценностные ориентиры, бережно хранимые старообрядцами, остаются важными и значимыми. Как никогда актуальны они и в наши дни. Председатель приходского совета Успенской единоверческой общины Симбирска Владимир Басенков решили задать вопросы нескольким простым мирянам-единоверцам о том, каков уклад в их «малой Церкви» сегодня.
***
Александр Зотов, член приходского совета Успенской единоверческой общины г. Ульяновска, отец четырех детей:
— Все как у всех христиан: стараемся жить по Евангелию, утром молимся полунощницу [1], вечером — павечерницу [2], посещаем богослужения, стремимся к исполнению устава. Главный принцип воспитания детей заключается в том, что дети берут пример с родителей. Поэтому очень важно следить в первую очередь за своей духовной жизнью. Одной из самых ценных традиций дома, помимо молитвы, считаю совместное чтение душеполезных книг. Это происходит в нашей семье каждый вечер, за столом, после ужина. Подобная практика имеет корни в древнерусской традиции, где весь быт людей был воцерковлен. Дети таким образом и слову Божию научаются, и семья объединяется… вокруг Бога! Очень мощная традиция.
Василий Сорокин, головщик [3] храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (Москва), отец двоих детей:
— Надо сказать, что семья единоверческая ничем не отличается от общехристианской. Другое дело, что общехристианские ценности сегодня подзабыты. Мы делаем то, что от нас требует Церковь… Сразу скажу, что семья у нас не идеальная. Встаем, умываемся и творим (если вдруг не хватает времени) хотя бы большой начал [4], если не полунощницу. Здесь всё зависит от того, как поставишь. Приучишь детей — будут молиться. Мы отправляли их в лагерь, где подобная практика была в порядке вещей. Дети сами утром и вечером, иногда даже хором, читали молитвы. Годов с шести мои дети, двое сыновей, знали наизусть малый начал. Это для них было на «автомате». Старший сын уже сейчас читает большой начал. Если родители каждый день встают перед иконами, то и дети делают то же самое. Однажды один из моих сыновей внезапно, стоя рядом со мной, наизусть начал читать 50-й псалом и «Отче наш». Я очень удивился.
Одна комната в нашем доме отведена под моленную, там же и духовная библиотека. Собираемся всей семьей утром и вечером, зажигаем свечи; если служим дома мирским чином — можем и покадить. В традиции было принято учить ребенка наизусть читать большой начал — это считалось первым и важным шагом к обучению молиться.
В Древней Руси, а сейчас у единоверцев и старообрядцев, существует две основных ситуации, когда ребенок должен был вести себя чинно. На службе в определенные моменты («Верую», Херувимская, «Милость мира», полиелеос, Евангелие) и за трапезой. Общение может быть, но без баловства. Трапеза — это ведь тоже священнодействие. В старых книгах говорится, что кто во время трапезы смеется, тот есть не может. Стоило соблюдать тишину и читать духовную литературу. И трапеза получается благоговейная. А на общественном богослужении… Ребенка не заставляли всю службу стоять по струнке. Но вот в какие-то важные моменты он обязан быть в храме. А потом хоть бегай на улице! И никто в традиции детей не одергивал. Все же понимают, что ребенку надо пар выпускать, а иначе можно и убить веру.
У нас есть такая домашняя традиция: я читал детям Библию на церковнославянском с самого раннего возраста. Дети знали наизусть 12 ветхозаветных патриархов. Периодически до сих пор, когда они ложатся, я читаю им. Когда я укачивал своего старшего, месяца в три, пел ему ирмосы, октай — знаменным пением, естественно. В результате сын поет со мной на клиросе. Павечерницу, часы, обедницу — всё это он читает по своему желанию в храме с 10 лет.
В моленной у нас молитвенная одежда, лежат подрушники [5]. Жена всегда перед молитвой покрывает голову. В идеале замужняя женщина дома должна ходить в повойнике. Но ни в коем случае нельзя принуждать к этому силой — всё приходит со временем и через любовь.
Пространство в доме устроено в соответствии с русскими традициями. Дома много рушников, подзоры [6] на кроватях, на полу — коврики. Кресты над входом в дом. Стабильно по три поклона при входе и выходе. Иконы — в каждой комнате. Да всё как у всех.
Воровство и ложь должны очень жестко пресекаться. Детей надо воспитывать в строгости, но с разумом. Начинается все с любви и страха перед родителями. От этого рождается любовь и уважение. В нашей семье дети приучены к труду, дома моют посуду после себя — всегда.
Проблема в том, что потерян уклад жизни, весь быт разрушен. До революции человека формировало общество. Детей специально не воспитывали! Игры, отношения взрослых перед глазами, общая ситуация в населенном пункте играли роль воспитателей. (В общем-то, так происходит и сейчас, с той лишь разницей, что «воспитатели» приобрели во многом довольно уродливые формы. — В.Б.) В советском обществе это было разрушено. А сейчас еще нам предлагаются либеральные ценности: у ребенка есть права… Но прежде всего есть обязанности! Слушать родителей, например.
Стоит приучать детей заниматься какими-то прикладными ремеслами. Я научился переплетать старые книги. Вижу, что дети за этим внимательно наблюдают. Пою на клиросе, сыновья всегда при мне. Выстаивают длительные службы — по своему желанию, между прочим. Дети всегда перенимают что-то от родителей. Чем интересуются родители, тем и их чада. Мирским — и дети будут интересоваться мирским. Мирское нужно, конечно, но хорошо зарабатывать и удачно вступить в брак — не самоцель. Все ответы даны в Евангелии, которое необходимо читать вместе и объяснять. И разговаривать с детьми всегда надо как со взрослыми. Без сюсюканья. Любому явлению, которое увидел, хоть на улице, — надо дать нравственную оценку, чтобы эта ситуация была для ребенка понятна. В этом проявляется педагогика. Не надо никаких нотаций и постоянных тыканий, а в жизни, между делом, столкнувшись с той или иной ситуацией, спокойно ее разобрать и обсудить.
Супруга взяла традицию показывать по одной серии фильма «Ремесла». Это обсуждается и вызывает у детей интерес. Дети у нас на домашнем обучении. В школе они учились, но мы решили их забрать. Хотя и в этом есть опасность, поэтому должны быть единомысленные общины, чтобы было с кем общаться, чтоб дети не чувствовали себя белыми воронами в подростковом возрасте. У меня есть примеры из опыта других семей, где гайки затянули. И такие дети потом будут стремиться вырваться из семьи, найти себя в мире, потеряют интерес к вере. Ко всему нужно подходить с разумом.
Анна Козлова, клирошанка храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово (Москва):
— Просто слушаюсь мужа, и все! Послушание — ключ к семейному счастью. Для этого должно быть доверие. Конечно, это не значит, что все решения принимает муж и я не имею права голоса. Это совсем не так. Важные решения всегда принимаются вместе; бывает, и муж просит совета.
Молимся мы обычно полунощницу — как и положено; а если проспали или другая какая оказия — делаем исходные поклоны и читаем молитвы уже по дороге на работу. Дома есть обязательный красный угол, во время молитвы мы ставим аналой. Лестовки [7], пояса, кацея [8] и устав — непреложные атрибуты нашего молитвенного уголка. Любим с мужем читать. Для совершения полного круга богослужения мирским чином у нас не хватает всего несколько книг, стремление к этому есть.
Я учусь на церковную швею, потому люблю шить и вышивать. Дома ходим в закрытой легкой одежде. Голову дома покрываю не всегда. Я бы даже сказала, что покрываю редко: если молитва или гости. В принципе не вижу в этом ничего особо предосудительного: я молодка [9], а молодки, как правило, до рождения первого ребенка могли и волосы не до конца перед людьми скрывать.
Как уже сказала, у нас есть практика совершения богослужений мирским чином дома, от вечерни до обедницы. Естественно, в субботу и воскресенье мы стараемся молиться в храме, но бывают обстоятельства, а иногда есть желание к молитве на буднях.
Стараемся ездить в паломничества, даже свободное время четко планируем, чтобы не поддаться праздности. Я думаю, в православной семье не должно быть свободного времени. Конечно, в двунадесятые праздники работать нельзя, но и тогда почему-то времени не находится. Служба, какие-то мелкие хлопоты — так и проходит каждый день.
Иван Карпов, головщик Успенской единоверческой общины г. Ярославля, отец троих детей:
— Я не считаю, что наш быт сильно отличается от уклада большинства воцерковленных русских семей. Вставать мне, чтобы спокойно помолиться полунощницу, приходится пораньше, пока все спят. Старший сын (5 лет) утром молится сам (начал до Символа веры, поклоны, «Достойно есть»). В течение дня вместе молимся до и после трапезы. Вечером перед сном — павечерница (старший сын сам читает ее начало и слушает до канона Богородице). Потом у него свой набор поклонов. В конце павечерницы мы «прощаемся»: «Прости меня Христа ради!» — «Бог тя простит, и ты меня прости». — «Христос посреди нас». — «Есть и будет». И дети идут спать.
В храм детей беру по очереди — они у меня еще маленькие (5 лет, 3 и 1 год). Ко всем нужен индивидуальный подход. Главное, чтобы их присутствие на богослужении было осознанным и полезным, а потому разумно дозированным.
Когда пою, приходится с ними тяжеловато, потому как я от клироса отойти не могу, а они начинают шалить в храме. А ребенок всегда должен чувствовать благоговение перед домом Божиим.
Одежда дома у нас обычная (рубахи и сарафаны не носим). Жена, как правило, в длинной юбке. Иконы есть в каждой комнате и на кухне. Дома есть все богослужебные книги и аналой, потому иногда, когда нет возможности пойти в церковь, могу помолиться церковный круг дома.
Детям стараюсь петь (особенно перед сном). Так как я головщик, то пою в основном богослужебные знаменные песнопения, иногда духовные стихи. Читаем с детьми много: жития святых, Новый Завет, иногда светскую приключенческую классику для детей.
Старший мальчик Сергий учился читать параллельно на церковнославянском и русском. Буквы сначала учил славянские (по традиционной древнерусской методике). Стараемся каждодневно заниматься с ним изучением, разъяснением и выучиванием наизусть богослужебных текстов. Читает детскую Библию пока на русском.
С детьми общаюсь довольно строго, но стараюсь как можно больше уделять им времени. Считаю, что особенно при воспитании мальчиков важно максимальное участие отца.
Стараемся свести к минимуму звучание дома музыки. Фильмы и мультики с детьми — по воскресеньям и за хорошее поведение. Важно, чтобы центром жизни души каждого из нас было Богообщение, а не внешняя мирская суета.
Александр и Анна Смирновы, единоверцы из с. Поводнево Ярославской области, пятеро детей:
— У нас обычная семья, где есть и младенцы, и дети, и подростки. У всех всё по-разному. По возможности причащаемся, стараемся молиться утром-вечером старым чином. Дети не шибко погружаются в церковные вопросы, старшая уже не ходит в храм по своей воле. Мелкие более охотно ходят в храм. Стараемся соблюдать все посты.
Очень важно в семье сохранять мир и взаимопонимание, любовь и приятие детей такими, какие они есть, ничего им не навязывая. До 13 лет еще что-то можно сформировать, далее начинается их путь. Мы можем остаться старшими и авторитетными друзьями или быть нудными и авторитарными врагами. Детям позволяем многое, они любят жизнь и хотят ее увидеть, познакомиться и выбрать свое, как мы в свое время. Но им хорошо оттого, что родители их тверды в своих убеждениях, что верны принципам, для них это защита и опора.
Отмечаем все православные и народные праздники либо в кругу семьи, либо в кругу друзей. Всегда берем детей с собой в паломничества и путешествия, это хороший пример для них и добрые воспоминания на будущее. У нас крепкая связь поколений: живем с прабабушкой, рядом родители жены, двоюродные братья и сестры, поэтому наша семья в общей сложности — 16 человек.
———————-
Источник: pravoslavie.ru
Автор: Владимир Басенков
[1]. Полунощница — общественное богослужение, совершаемое в полночь. Служба полунощницы напоминает нам о пришествии Христа. В современной практике старообрядных приходов чаще всего совершается утром, предваряя богослужение. Применяется в единоверческих семьях в качестве утренних молитв. Бывает повседневной, субботней и воскресной.
Порядок молитв: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю Небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш» «Господи, помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се, Жених грядет в полунощи» и другие по Часослову; «Господи, помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи, помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»; «Владыко, Боже Отче, Вседержителю». Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое; «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни, Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; «Господи, помилуй» 12 раз; молитва. Затем отпуст.
На субботней полунощнице вместо 17-й кафизмы читается 9-я, вместо тропарей «Се, жених» читаются тропари «Не созданное естество» и другие.
В воскресной полунощнице после 50-го псалма читается канон Троице припевы Григория Синаита; Трисвятое; по «Отче наш» кондак гласу; «Господи, помилуй», 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»; иерей: «Боже, ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.
[2]. Павечерница малая — общественное богослужение, совершаемое вечером, т.е. «по вечеру», после ужина, перед отхождением ко сну. Применяется в единоверческих семьях в качестве вечерних молитв. Порядок молитв: «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш» «Господи, помилуй», 12 раз; «Приидите поклонимся», трижды; Пс. 50-й: «Помилуй мя, Боже»; Пс. 69-й: «Боже, в помощь мою вонми»; Пс. 117-й: «Господи, услыши молитву мою»; Славословие великое; Символ веры; канон (из Октая в честь Богородицы). После канона: «Достойно есть»; Трисвятое; «Отче наш»; тропари (по уставу); «Господи, помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи, помилуй», 3 раза; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, Отче»; молитвы: «Нескверная неблазная», «Даждь нам, Владыко, на сон грядущим», «Преславная и присно Дево», и «Упование нам Бог»; Слава, и ныне; «Господи, помилуй», дважды, «Господи, благослови»; отпуст; прощение и помянник.
[3]. Головщик — регент, руководитель клироса в единоверческом храме.
[4]. Начал (семипоклонный начал) — последовательность молитв, которыми старообрядцы начинают и заканчивают богослужение. Порядок молитв: Молитва мытаря «Боже, милостив…»; «Достойно есть»; Слава, и ныне; «Господи, помилуй», дважды; «Господи, благослови»; отпуст.
[5]. Подрушник — коврик для совершения земных поклонов во время молитвы, исключающий соприкосновение лица и ладоней с поверхностью пола.
[6]. Подзор — кружевная кайма покрывала кровати.
[7]. Лестовка — старообрядческие «четки».
[8]. Кацея — ручная кадильница.
[9]. Молодка — молодая замужняя женщина, еще не родившая первого ребенка.
Никто не упомянул хозяйство — тогда не было бы времени на паломничества и путешествия семьей . Это к заголовку и к укладу на Руси, который не столько в домашней молитве и чтении, сколько в постоянном крестьянском труде. Конечно, это не токмо к единоверцам, а ко всем хрьстолюбьцамъ, сменившим землю на асфальт.
И скорее "четки — новообрядческая лестовка" на "РВ".
Ну и где здесь ряженность? Клоунада? Почему это не старообрядцы?
Или не староверы? Так я их, как оказалось, почти всех хорошо знаю — староверы почище многих иных.
Кажется, их "вина" только в том, что не считают новообрядцев еретиками? Они блюдут свое. Не осуждая или презирая других, показывают пример православному русскому народу. Увы, во многом заблудившему.
+100500
"Не осуждая или презирая других, показывают пример православному русскому народу"
Молодцы!
Исключение лишь подтверждает правило.
Ну а что такого? Есть старообрядцы в лоне РПЦ, а также есть и латиняне в лоне РПЦ. И надо сказать их больше, чем старообрядных приходов. Общин РПЦ МП и РПЦЗ МП служащих по западному латинскому обряду — порядка сотни.
Откуда дровишки? (сиречь, сведения)
Староверие — весьма широкое понятие. Любой крестящийся двумя перстами может свободно причислять себя к данной категории. Но вот с православием ситуация сложнее, ибо данный термин является калькой с греческого, обозначая истинную веру. А всякое согласие свою веру считает истинной. Поначалу вообще никакого старообрядчества-то не было, а все отделившиеся от господствующей церкви как раз называли себя православными христианами. И вот что интересно: в том же единоверии есть люди (и даже священники) упорно избегающие и не принимающие всего новообрядческого, но при этом признающие их иерархию. Они, с точки зрения не презирающих, еретики?
Из статьи посвященной западному обряду в РПЦ:
" Многих людей по-прежнему удивляет сам факт того, что в Православии существует несколько обрядов, в том числе и западный, несмотря на то, что западный обряд в Православной Церкви канонически существует с 1936 года, когда по знаменитому декрету митрополита Сергия (Страгородского) в Московский Патриархат была принята община французского старокатолического епископа Луи Шарля Винарта. Сам проект Православия западного обряда конечно гораздо старше, и впервые был утвержден Синодом Российской Церкви еще в середине 19 века (проект Иосифа Овербека). И сейчас по всему миру существует всего около ста православных общин западного обряда, существует также несколько православных бенедиктинских монашеских общин. Много это или мало? Наверное, по сравнению с количеством приходов и монастырей восточного обряда – это мало. Однако сам факт существования всех этих общин очень важен. Он показывает то, что Православная Церковь – это воистину Церковь Кафолическая, Вселенская и Всеобщая, не ограниченная лишь Востоком и греко-славянским миром".
Так вот по сравнению со старооброядным единоверием общин западного обряда в РПЦ гораздо больше.
Благодарю за расширение кругозора!
Но промониторив вопрос могу добавить:
1. Проект Овербека умер не родившись.
2. Большинство католических общин приняты РПЦЗ, а не РПЦ. И не факт, что остались в той её части, которая соединилась с РПЦ.
3. Наблюдая скорость смены юрисдикций такими "Шаталовыми пУстынями", не уверен в их нынешнем наличии.
Но и со старообрядными единоверцами не все так просто. Все 600 общин и все 10 монастырей имевшиеся на начало 20 века тоже умерли.
Монастырей было чуть более двадцати. Но старообрядческие общины основных согласий вроде как убивали. а единоверческие сами умерли? У меня совсем иные сведения.
Несколько слов о прежней "Старообрядческой Палестине". Певчих и чтецов местные старообрядческие попы выписывают из МСДУ. В воскресные и праздничные дни в храмах РПСЦ народу не шибко более, чем у нас. На вечерних богослужениях под те же Праздники и того меньше. А местный новообрядческий православный монастырь, построенный до революции с миссионерской целью и не имевший прихода, ныне забит на всенощных бдениях и в Праздники битком теми, кто крещён в старообрядчестве… другой пример — г. Ликино-Дулево. Искони старообрядческое поселение. В одной части оного писали иконы = лики, в другой части делали/дули фарфор. До революции в городе был старообрядческий храм и строился каменный храм общеправославный. Но храм новообрядческий достроить не успели — революционные события не дали совершить в нем ни одного богослужения. В нач. 90-х гг ХХ в старообрядческому священнику из ближайшего районного центра предложили взять, освободившийся от прежних хозяев, сей каменный храм. Батюшка отказался в пользу новообрядцев, т.к. не хотел уменьшать свой приход районного центра. В итоге — в этом храме ныне весьма крупная и активная новообрядческая община, собранная в большинстве своем из потомков прежних самых истинных староверов. Но история этим не кончилась. Когда батюшка из районного центра опомнился, то в ближайшем к Ликино-Дулево селе стали строить деревянный старообрядческий храм. Только ходить в него так никто и не стал. Вот и стоит уж не менее лет 10ти сруб с заметной апсидой, гниёт и зарастает разной порослью… вот вам и "вымершие" единоверцы…
не знаю, как насчет других старообрядцев (на них все же смотрели как на силу, оппозиционную царскому режиму), но единоверческого священника могли застрелить на пороге храма — красноармейцы в обрядах не разбирались