Целомудренно да начну писати
Чудеса Твои предивные зело.
Из Азбучной молитвы
Как известно, именно благодаря старообрядчеству искусство славянской рукописной книги не только благополучно пережило Средние века, но и сохранилось вплоть до наших дней. Впрочем, увлечение традиционной каллиграфией уже давно вышло за конфессиональные рамки и скитские стены, перекочевав в дизайн-студии, художественные центры и на арт-площадки.
За последние 10 лет по всей России прошло множество мастер-классов, появились каллиграфические кружки и даже целые школы — только в столице их более десятка. Одной из таких школ является удивительный уголок в самом центре Москвы — Скрипторий на Берсеневской набережной. Наш сегодняшний рассказ — о нем.
***
Взоры профессиональных художников славянская каллиграфия стала притягивать еще со второй четверти XIX столетия, когда в России, как и повсюду в Европе, на волне национального романтизма пробуждается интерес к культуре и искусству Средних веков. Одним из первых к ней обратился зачинатель «русского стиля» Федор Солнцев. В начале XX в. ее активно использовали в своем творчестве представители русского художественного ретроспективизма: Виктор Васнецов, Иван Билибин, Елизавета Бём и др. В те же годы творил и самый плодовитый из «книжных дел мастеров» — Иван Блинов, чье творчество явилось связующим звеном между традициями старообрядческой книжности и модерном. Будучи в упадке в советское время, данная традиция, однако, не исчезла.
В 2000-е гг. интерес к исторической каллиграфии вновь пошел в гору — ведь в бурном потоке жизни современного мегаполиса так хочется прикоснуться к чему-то вечному и прекрасному, а в традиционной культуре за каждой буквой скрывается целый мир — мир, исполненный мудрости, гармонии и красоты: здесь и таинственный квадрат-палиндром «сатор арепо», и загадочные «крестные» аббревиатуры деревянных голгоф Русского Севера, и азбучные молитвы, и буквенная цифирь, и «крюками» нотированый алфавит. Окунуться в волшебный мир древних письмен теперь можно и в одном из старейших зданий Москвы — в палатах думного дьяка Аверкия Кириллова (втор. пол. XVII в.), куда в прошлом году переехала Школа исторической каллиграфии. У истоков Школы, или Скриптория, как ее часто называют, стоят Андрей Санников и Юрий Ковердяев. Оба — не просто талантливые каллиграфы, но и замечательные педагоги.
Андрей — кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, выпускник филфака МГУ, пришел к каллиграфии через интерес к слову, в процессе изучения рукописей. В Школе он «отвечает» за палеографические исследования. Его «конек» — эволюция букв и типов письма.
Юрий Иванович — профессиональный художник-график с почти 40-летним стажем, чей путь в каллиграфию начался еще в 1979-м — с курсов каллиграфического и художественного шрифта при Московском объединенном комитете художников-графиков. В 1989–1990 гг. Юрий Ковердяев принимал участие в выставке каллиграфии СССР — США; с начала 90-х разрабатывал дизайн ценных бумаг; работая на Госзнаке, выполнял эскизы бумажных денег; участвовал в оформлении «Православной энциклопедии»; в 2008-м Юрий Иванович выиграл конкурс газеты «Аргументы и факты» «Напиши «АиФ» красиво»; кроме того, он является постоянным участником Международной выставки каллиграфии.
В Скриптории царит нужный баланс между теорией и практикой. Преподаватели чрезвычайно внимательны к ученикам. В процессе занятия они подходят к каждому студенту, поправляя, помогая разобраться в затруднениях, подсказывая, как правильнее вывести ту или иную букву или даже отдельный штрих. Впрочем, предоставим нашим героям напрямую поведать о своем детище.
Рассказывает Андрей Санников
«Все началось осенью 2009 г., когда в Москве в Сокольническом парке проходила 2-я Международная выставка каллиграфии, на которой мне довелось побывать. Именно тогда я, лингвист, уже давно увлекавшийся каллиграфией, понял, что интерес к ней есть не только на Западе, но и у нас, в России. Более того, этот интерес всё более возрастает.
Именно поэтому я решил организовать в Российском государственном гуманитарном университете, где я тогда преподавал, курсы каллиграфии. Спустя два года, в 2011-м, мой курс переехал в Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Вскоре ко мне присоединился Юрий Иванович Ковердяев, к тому времени уже состоявшийся каллиграф, участник многих выставок — признанный мастер своего дела. Вместе с ним мы основали Школу исторической каллиграфии, которая успешно функционирует по сей день.
В 2016-м Школа переехала в Институт Наследия (Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева), расположенный в палатах Аверкия Кириллова. «Что Бог ни делает — все к лучшему»: лучшего помещения для наших занятий и желать было нельзя: здесь все соответствует той атмосфере, в которой жили и творили каллиграфы и художники Средних веков.
Программа наших курсов включает в себя не только славянскую каллиграфию, но и греческий унциал, а также латинское письмо. Хочется подчеркнуть, что мы стараемся не просто научить красиво писать на кириллице, но стремимся дать как можно более полное представление о ее происхождении и эволюции.
Рассматриваем, почему та или иная буква пишется так, а не иначе, как с веками изменялось ее написание. Другими словами, рассматриваем буквы в их развитии. Причем все это делается строго в соответствии с научными данными, с опорой на палеографию. Ведь бывает так, что к нам на занятия приходят люди с самыми дикими понятиями о славянском письме, почерпнутыми из мракобесных брошюр псевдоученых и неоязычников.
Важное место в обучении отводится знакомству с книгописным инструментарием: мы даем возможность поработать не только металлическим пером, но также птичьим и тростниковым. Желающие могут попрактиковаться и в писании стилосом или, как его называли на Руси, писалом — заостренной деревянной или металлической палочкой с лопаточкой для затирания написанного на противоположном конце.
Эти палочки использовались в Древнем Риме для писания на покрытых воском деревянных дощечках-церах. Подобный способ письма практиковался и на Руси: вспомним найденный в 2000 г. Новгородский кодекс. Некоторые наши ученики даже пробовали готовить чернила по рецептам средневековых рукописей — из дубовых орешков и гранатовой корки. Так, одна из наших учениц на память об окончании очередного курса подарила всем присутствовавшим чернила собственного приготовления, сделанные из кожуры граната.
На занятиях, посвященных кириллическому письму, наши ученики начинают с копирования Остромирова Евангелия. Это наш исток, фундамент. Факсимильное издание данной рукописи, которое всегда под рукой, пользуется у наших «курсантов» неизменной популярностью.
После изучения устава, мы переходим к полууставным вариантам древнерусского письма. Не оставляем без внимания и старообрядческие манускрипты. Заслугу старообрядцев в сохранении и приумножении славяно-русского книгописного наследия вообще трудно переоценить! Ведь именно благодаря старообрядческим писцам, мы имеем возможность вживую листать оригиналы поздних (а потому доступных) образцов традиционных рукописей, что очень помогает глубже вникнуть в изучаемый предмет.
Деятельность нашего Скриптория постоянно расширяется и не ограничивается регулярными курсами. Периодически мы проводим разнообразные интенсивы и мастер-классы, для чего приглашаем художников со стороны — профессионалов своего дела.
У нас проходят мастер-классы по рисованию буквиц, по карвингу (высеканию букв на мраморе), по меловому леттерингу и прочие. И вообще мы очень любим гостей! Появляются новые знакомства, происходит взаимный обмен опытом, навыками, что впоследствии помогает в дальнейшей работе. Нередко мы и сами проводим выездные мероприятия на стороне: даем мастер-классы в школах, на различных исторических фестивалях, арт-площадках, порой нашей помощи просят и кинематографисты.
Отмечу, что с недостатком желающих посещать наши занятия мы никогда не сталкивались, скорее даже наоборот. Люди к нам приходят очень разные: профессиональные дизайнеры и художники, восполняющие пробелы в образовании, историки, филологи, архитекторы, простые домохозяйки (хотя, конечно, домохозяйка — одна из самых сложных «профессий»!).
Из наиболее экзотических посетителей, вспоминается девушка, работавшая в сфере кейтеринга (приготовление и сервировка кондитерских изделий): она собиралась научиться каллиграфически расписывать торты! Время от времени мы также организуем специальные занятия и для наших маленьких гостей, среди которых порой встречаются очень талантливые ребята.
Как бы то ни было, наших учеников объединяет одно: неподдельный интерес к искусству каллиграфии, как практический, так и теоретический. И мы рады всем!»
Слово Юрию Ковердяеву
«Быть может, это покажется странным, но к каллиграфии я приобщился в армии. Помню, как-то раз меня вызвали к замполиту. Захожу и вижу: капитан подписывает книгу. И когда я увидел, как красиво он это делает, то сразу сказал себе: ну всё — это мое!
У каждого человека есть творческая энергия, и все мы сталкиваемся с необходимостью ее воплощения, хотя и не все в этом сознаемся. Каллиграфия здесь — самый верный помощник. Она напрямую связана с внутренним миром, темпераментом, настроением: сердце рождает образ, мозг думает, как его воплотить, и рука начинает выводить красивые буквы. Ну а если это рука мастера, то буквы превращаются в произведение искусства, где в каждой линии выражается уникальная личность художника.
Каллиграфия воспитывает вкус, доброту, самоуважение. Ведь если человек садится и делает что-то красивое для себя, ему потом хочется сделать нечто подобное и другим. Начинаешь и себя больше любить, и людей. Сам я стараюсь писать как можно чаще. Пишу немного, но часто. Ведь рука должна помнить движения на каждом штрихе. Да и не только рука: когда, например, выписываешь большие вензеля, то работаешь всем корпусом. Постоянная тренировка в нашем деле попросту необходима. Кроме того, следует выполнять специальные упражнения для рук, иначе после написания объемных текстов будут болеть суставы.
Что касается непосредственно функционирования Школы исторической каллиграфии, то к словам Андрея добавить практически нечего. Пожалуй, только то, что, помимо собственно обучения, наш Скрипторий еще и выполняет роль своего рода клуба по интересам, открывает новые таланты.
Например, не так давно к нам приходил юноша-самоучка, еще даже не окончивший школу, однако его работы сравнимы с произведениями профессиональных каллиграфов, которые отдали этому искусству не один десяток лет.
Еще хочу напомнить об одном мероприятии, которое мы организуем вот уже несколько лет. В актовом зале храма мц. Татианы при МГУ, что напротив Манежа, в последнее воскресение мая открывается ежегодная выставка работ современных каллиграфов, профессионалов и любителей, приуроченная ко Дню памяти славянских просветителей свв. Кирилла и Мефодия — Дню славянской каллиграфии. В день открытия выставки проходят каллиграфические мастер-классы, а также тематические лекции для детей и взрослых. Приходите сами и приводите друзей, будем рады видеть как старых, так и новых знакомых!»
Отрадно, что организаторы Скриптория не собираются останавливаться на достигнутом: в планах организация регулярных занятий для детей, а также курсы исторического орнамента и инициалов. Психологами уже давно установлено благотворное влияние занятий каллиграфией на личностное развития человека: уроки красивого письма способствуют релаксации, росту внутренней гармонии, внимания и усидчивости; а старинное письмо еще и погружает нас в собственную историю, пробуждает интерес к духовным корням.
Особенно полезны такие уроки современным детям, многие из которых практически не расстаются с гаджетами. Учитывая развитие информационных технологий, может статься, что не за горами время, когда письмо от руки перейдет в разряд чистых искусств, таких как музыка, рисование или скульптура; и потребность в подобных «скрипториях» будет только возрастать.
Благодарность автору за прекрасный материал!
в первую очередь — делателям…
Ещё бы и удаленную форму обучения придумать, а то не все в Мааскве живут….