Целомудренно да начну писати
Чудеса Твои предивные зело.
Из Азбучной молитвы
Как известно, именно благодаря старообрядчеству искусство славянской рукописной книги не только благополучно пережило Средние века, но и сохранилось вплоть до наших дней. Впрочем, увлечение традиционной каллиграфией уже давно вышло за конфессиональные рамки и скитские стены, перекочевав в дизайн-студии, художественные центры и на арт-площадки.
За последние 10 лет по всей России прошло множество мастер-классов, появились каллиграфические кружки и даже целые школы — только в столице их более десятка. Одной из таких школ является удивительный уголок в самом центре Москвы — Скрипторий на Берсеневской набережной. Наш сегодняшний рассказ — о нем.
***
Взоры профессиональных художников славянская каллиграфия стала притягивать еще со второй четверти XIX столетия, когда в России, как и повсюду в Европе, на волне национального романтизма пробуждается интерес к культуре и искусству Средних веков. Одним из первых к ней обратился зачинатель «русского стиля» Федор Солнцев. В начале XX в. ее активно использовали в своем творчестве представители русского художественного ретроспективизма: Виктор Васнецов, Иван Билибин, Елизавета Бём и др. В те же годы творил и самый плодовитый из «книжных дел мастеров» — Иван Блинов, чье творчество явилось связующим звеном между традициями старообрядческой книжности и модерном. Будучи в упадке в советское время, данная традиция, однако, не исчезла.
В 2000-е гг. интерес к исторической каллиграфии вновь пошел в гору — ведь в бурном потоке жизни современного мегаполиса так хочется прикоснуться к чему-то вечному и прекрасному, а в традиционной культуре за каждой буквой скрывается целый мир — мир, исполненный мудрости, гармонии и красоты: здесь и таинственный квадрат-палиндром «сатор арепо», и загадочные «крестные» аббревиатуры деревянных голгоф Русского Севера, и азбучные молитвы, и буквенная цифирь, и «крюками» нотированый алфавит. Окунуться в волшебный мир древних письмен теперь можно и в одном из старейших зданий Москвы — в палатах думного дьяка Аверкия Кириллова (втор. пол. XVII в.), куда в прошлом году переехала Школа исторической каллиграфии. У истоков Школы, или Скриптория, как ее часто называют, стоят Андрей Санников и Юрий Ковердяев. Оба — не просто талантливые каллиграфы, но и замечательные педагоги.
![Палаты Аверкия Кириллова](/data/img/content/1500713877.1233bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy1.jpg)
Андрей — кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, выпускник филфака МГУ, пришел к каллиграфии через интерес к слову, в процессе изучения рукописей. В Школе он «отвечает» за палеографические исследования. Его «конек» — эволюция букв и типов письма.
![Юрий Ковердяев и Андрей Санников](/data/img/content/1500714035.603bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy2.jpg)
Юрий Иванович — профессиональный художник-график с почти 40-летним стажем, чей путь в каллиграфию начался еще в 1979-м — с курсов каллиграфического и художественного шрифта при Московском объединенном комитете художников-графиков. В 1989–1990 гг. Юрий Ковердяев принимал участие в выставке каллиграфии СССР — США; с начала 90-х разрабатывал дизайн ценных бумаг; работая на Госзнаке, выполнял эскизы бумажных денег; участвовал в оформлении «Православной энциклопедии»; в 2008-м Юрий Иванович выиграл конкурс газеты «Аргументы и факты» «Напиши «АиФ» красиво»; кроме того, он является постоянным участником Международной выставки каллиграфии.
![Библиотека скриптория](/data/img/content/1500722242.6675bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy17.jpg)
В Скриптории царит нужный баланс между теорией и практикой. Преподаватели чрезвычайно внимательны к ученикам. В процессе занятия они подходят к каждому студенту, поправляя, помогая разобраться в затруднениях, подсказывая, как правильнее вывести ту или иную букву или даже отдельный штрих. Впрочем, предоставим нашим героям напрямую поведать о своем детище.
Рассказывает Андрей Санников
«Все началось осенью 2009 г., когда в Москве в Сокольническом парке проходила 2-я Международная выставка каллиграфии, на которой мне довелось побывать. Именно тогда я, лингвист, уже давно увлекавшийся каллиграфией, понял, что интерес к ней есть не только на Западе, но и у нас, в России. Более того, этот интерес всё более возрастает.
![Андрей Санников за работой](/data/img/content/1500721680.0222bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy9.jpg)
Именно поэтому я решил организовать в Российском государственном гуманитарном университете, где я тогда преподавал, курсы каллиграфии. Спустя два года, в 2011-м, мой курс переехал в Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Вскоре ко мне присоединился Юрий Иванович Ковердяев, к тому времени уже состоявшийся каллиграф, участник многих выставок — признанный мастер своего дела. Вместе с ним мы основали Школу исторической каллиграфии, которая успешно функционирует по сей день.
![Участники мастер-классов](/data/img/content/1504956265.1362skriptoriiy_2.jpg)
В 2016-м Школа переехала в Институт Наследия (Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева), расположенный в палатах Аверкия Кириллова. «Что Бог ни делает — все к лучшему»: лучшего помещения для наших занятий и желать было нельзя: здесь все соответствует той атмосфере, в которой жили и творили каллиграфы и художники Средних веков.
![В стенах Скриптория царит атмосфера Средних веков](/data/img/content/1500714482.9025bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy3.jpg)
Программа наших курсов включает в себя не только славянскую каллиграфию, но и греческий унциал, а также латинское письмо. Хочется подчеркнуть, что мы стараемся не просто научить красиво писать на кириллице, но стремимся дать как можно более полное представление о ее происхождении и эволюции.
Рассматриваем, почему та или иная буква пишется так, а не иначе, как с веками изменялось ее написание. Другими словами, рассматриваем буквы в их развитии. Причем все это делается строго в соответствии с научными данными, с опорой на палеографию. Ведь бывает так, что к нам на занятия приходят люди с самыми дикими понятиями о славянском письме, почерпнутыми из мракобесных брошюр псевдоученых и неоязычников.
![Андрей Санников за работой](/data/img/content/1500718665.7786bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy10.jpg)
Важное место в обучении отводится знакомству с книгописным инструментарием: мы даем возможность поработать не только металлическим пером, но также птичьим и тростниковым. Желающие могут попрактиковаться и в писании стилосом или, как его называли на Руси, писалом — заостренной деревянной или металлической палочкой с лопаточкой для затирания написанного на противоположном конце.
![Каллиграфический инструментарий — как и столетия назад](/data/img/content/1500714678.9437bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy4.jpg)
Эти палочки использовались в Древнем Риме для писания на покрытых воском деревянных дощечках-церах. Подобный способ письма практиковался и на Руси: вспомним найденный в 2000 г. Новгородский кодекс. Некоторые наши ученики даже пробовали готовить чернила по рецептам средневековых рукописей — из дубовых орешков и гранатовой корки. Так, одна из наших учениц на память об окончании очередного курса подарила всем присутствовавшим чернила собственного приготовления, сделанные из кожуры граната.
![Больше перьев, хороших и разных!](/data/img/content/1501661927.7192bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy23.jpg)
На занятиях, посвященных кириллическому письму, наши ученики начинают с копирования Остромирова Евангелия. Это наш исток, фундамент. Факсимильное издание данной рукописи, которое всегда под рукой, пользуется у наших «курсантов» неизменной популярностью.
![За просмотром факсимиле Остромирова Евангелия](/data/img/content/1500715021.8435bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy5.jpg)
После изучения устава, мы переходим к полууставным вариантам древнерусского письма. Не оставляем без внимания и старообрядческие манускрипты. Заслугу старообрядцев в сохранении и приумножении славяно-русского книгописного наследия вообще трудно переоценить! Ведь именно благодаря старообрядческим писцам, мы имеем возможность вживую листать оригиналы поздних (а потому доступных) образцов традиционных рукописей, что очень помогает глубже вникнуть в изучаемый предмет.
![Евангелие от Марка, переписанное художником-каллиграфом из Санкт-Петербурга Аполлинарией Мишиной](/data/img/content/1500719599.5256bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy13.jpg)
Деятельность нашего Скриптория постоянно расширяется и не ограничивается регулярными курсами. Периодически мы проводим разнообразные интенсивы и мастер-классы, для чего приглашаем художников со стороны — профессионалов своего дела.
![Участники выставки и мастер-классов](/data/img/content/1501662405.5879bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy26.jpg)
У нас проходят мастер-классы по рисованию буквиц, по карвингу (высеканию букв на мраморе), по меловому леттерингу и прочие. И вообще мы очень любим гостей! Появляются новые знакомства, происходит взаимный обмен опытом, навыками, что впоследствии помогает в дальнейшей работе. Нередко мы и сами проводим выездные мероприятия на стороне: даем мастер-классы в школах, на различных исторических фестивалях, арт-площадках, порой нашей помощи просят и кинематографисты.
![На занятиях царит творческий беспорядок](/data/img/content/1504955659.0225skriptoriiy_12.jpg)
Отмечу, что с недостатком желающих посещать наши занятия мы никогда не сталкивались, скорее даже наоборот. Люди к нам приходят очень разные: профессиональные дизайнеры и художники, восполняющие пробелы в образовании, историки, филологи, архитекторы, простые домохозяйки (хотя, конечно, домохозяйка — одна из самых сложных «профессий»!).
![Выездное мероприятие Скриптория. Мастер-класс в школе №1357](/data/img/content/1500715353.2994bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy6.jpg)
Из наиболее экзотических посетителей, вспоминается девушка, работавшая в сфере кейтеринга (приготовление и сервировка кондитерских изделий): она собиралась научиться каллиграфически расписывать торты! Время от времени мы также организуем специальные занятия и для наших маленьких гостей, среди которых порой встречаются очень талантливые ребята.
![Дети также не остаются без внимания](/data/img/content/1500715850.7488bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy7.jpg)
Как бы то ни было, наших учеников объединяет одно: неподдельный интерес к искусству каллиграфии, как практический, так и теоретический. И мы рады всем!»
Слово Юрию Ковердяеву
«Быть может, это покажется странным, но к каллиграфии я приобщился в армии. Помню, как-то раз меня вызвали к замполиту. Захожу и вижу: капитан подписывает книгу. И когда я увидел, как красиво он это делает, то сразу сказал себе: ну всё — это мое!
![Юрий Ковердяев](/data/img/content/1500718803.2879bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy11.jpg)
У каждого человека есть творческая энергия, и все мы сталкиваемся с необходимостью ее воплощения, хотя и не все в этом сознаемся. Каллиграфия здесь — самый верный помощник. Она напрямую связана с внутренним миром, темпераментом, настроением: сердце рождает образ, мозг думает, как его воплотить, и рука начинает выводить красивые буквы. Ну а если это рука мастера, то буквы превращаются в произведение искусства, где в каждой линии выражается уникальная личность художника.
![Аполлинария Мишина за работой](/data/img/content/1501660532.635bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy20.jpg)
Каллиграфия воспитывает вкус, доброту, самоуважение. Ведь если человек садится и делает что-то красивое для себя, ему потом хочется сделать нечто подобное и другим. Начинаешь и себя больше любить, и людей. Сам я стараюсь писать как можно чаще. Пишу немного, но часто. Ведь рука должна помнить движения на каждом штрихе. Да и не только рука: когда, например, выписываешь большие вензеля, то работаешь всем корпусом. Постоянная тренировка в нашем деле попросту необходима. Кроме того, следует выполнять специальные упражнения для рук, иначе после написания объемных текстов будут болеть суставы.
![Мастер-класс по карвингу](/data/img/content/1501662214.3201bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy24.jpg)
Что касается непосредственно функционирования Школы исторической каллиграфии, то к словам Андрея добавить практически нечего. Пожалуй, только то, что, помимо собственно обучения, наш Скрипторий еще и выполняет роль своего рода клуба по интересам, открывает новые таланты.
![В задачу выставки входит и открытие новых талантов. Главным открытием 2017 г., вне всяких сомнений, стал 15-летний Тимофей Арефьев](/data/img/content/1500720080.4891bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy15.jpg)
Например, не так давно к нам приходил юноша-самоучка, еще даже не окончивший школу, однако его работы сравнимы с произведениями профессиональных каллиграфов, которые отдали этому искусству не один десяток лет.
![Работы участников, в том числе — учеников Скриптория](/data/img/content/1500719870.9243bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy14.jpg)
Еще хочу напомнить об одном мероприятии, которое мы организуем вот уже несколько лет. В актовом зале храма мц. Татианы при МГУ, что напротив Манежа, в последнее воскресение мая открывается ежегодная выставка работ современных каллиграфов, профессионалов и любителей, приуроченная ко Дню памяти славянских просветителей свв. Кирилла и Мефодия — Дню славянской каллиграфии. В день открытия выставки проходят каллиграфические мастер-классы, а также тематические лекции для детей и взрослых. Приходите сами и приводите друзей, будем рады видеть как старых, так и новых знакомых!»
Отрадно, что организаторы Скриптория не собираются останавливаться на достигнутом: в планах организация регулярных занятий для детей, а также курсы исторического орнамента и инициалов. Психологами уже давно установлено благотворное влияние занятий каллиграфией на личностное развития человека: уроки красивого письма способствуют релаксации, росту внутренней гармонии, внимания и усидчивости; а старинное письмо еще и погружает нас в собственную историю, пробуждает интерес к духовным корням.
![С пером по жизни](/data/img/content/1500715816.227bersenevskaya_naberejnaya_skriptoriiy8.jpg)
Особенно полезны такие уроки современным детям, многие из которых практически не расстаются с гаджетами. Учитывая развитие информационных технологий, может статься, что не за горами время, когда письмо от руки перейдет в разряд чистых искусств, таких как музыка, рисование или скульптура; и потребность в подобных «скрипториях» будет только возрастать.
Благодарность автору за прекрасный материал!
в первую очередь — делателям…
Ещё бы и удаленную форму обучения придумать, а то не все в Мааскве живут….