13 ноября в старообрядческом центре Москвы — Рогожской Слободе состоялось открытие Второго международного кинофестиваля имени Саввы Морозова. Программу кинофестиваля составляют более 30-ти игровых и неигровых кинолент, главным образом — это картины 2016 года, а также выставки, лекции и мастер-классы.
Открытие Второго международного кинофестиваля имени Саввы Морозова началось с небольшой экскурсии по залам Дома Причта РПсЦ, где гости могли ознакомиться с картинами сравнительно молодого художественного сообщества «Новые передвижники», основанного в 2009 году.
Творческим объединением была организована выставка «Россия. Штрихи к портрету», которая продолжит свою работу в Доме Причта до 26 ноября. Экспозицию выставки осмотрел митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Корнилий (Титов). Участники и организаторы выставки были награждены дипломами кинофестиваля.
Золотых медалей Второго Международного кинофестиваля имени Саввы Морозова удостоены художественный руководитель творческого объединения, народный художник РФ, академик Российской академии художеств (РАХ), секретарь Союза художников России Геннадий Правоторов, генеральный директор «Новых передвижников» Олег Максименко, заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ Дмитрий Шмарин и член Совета директоров Творческого объединения «Новые передвижники», живописец Станислав Брусилов.
В выставке принимают участие: Наталья Антохина-Куракса, Станислав Брусилов, Алексей Буртасенков, Виталий Графов, Дмитрий Костылев, Василий Куракса, Максим Фаюстов, Алексей Шалаев, Дмитрий Шмарин. Большинство художников являются выпускниками ведущих российских художественных вузов и Творческих мастерских Российской академии художеств. Помимо организации передвижных художественных выставок, в задачи творческого объединения входит преподавание, популяризация живописи, проведение лекций, семинаров, круглых столов, издание каталогов, альбомов и художественная экспертиза.
Церемония открытия Второго международного фестиваля имени Саввы Морозова началась с выступления генерального директора фестиваля Юлии Леоновой, в котором она рассказала о философии фестиваля имени Саввы Тимофеевича Морозова, известного промышленника, предпринимателя и благотворителя. Также она отметила, что кинофестиваль заново открывает для нас русские традиции меценатства, взаимодействия бизнеса и искусства и ставит перед собой цель популяризировать меценатство и благотворительность, донести до общественного сознания важность и широту этого понятия, пробудить сопереживание, способность к самопожертвованию.
При этом организаторы кинофестиваля стремятся создать площадку, где искусство соприкасается и переплетается с традициями предпринимательства, социальными проблемами и вопросами бытия общества и человека. Еще одна из целей фестиваля — представить деловых людей, которые создают красоту и в бизнесе, и в своей частной жизни.
Затем слово было предоставлено предстоятелю старообрядческой Церкви митрополиту Корнилию, который отметил, что искусство и культура занимают существенное место в жизни современного человека. По мнению владыки, искусство может влиять на душу человека, но это влияние только тогда будет позитивным, когда будет нести человеку христианские ценности, основы морали, любовь к ближнему и Богу.
О семье Морозовых, ставших самыми известными меценатами в истории России, рассказала праправнучка С.В. Морозова, кандидат филологических наук Марина Геннадьевна Смольянинова.
Большую часть доклада она уделила личности Саввы Морозова:
«Прожив недолгую жизнь, Морозов оставил о себе память как щедрый филантроп. Он помогал и отдельным лицам, и различным учреждениям, организациям. Пожертвования иногда были весьма значительными: несколько десятков тысяч рублей — на строительство родильного приюта при Староекатерининской больнице, десять тысяч рублей — «на дело призрения душевнобольных в Москве».
На свои средства Савва Морозов перестроил здание для Московского Художественного театра, в Орехово-Зуеве для рабочих выстроил новые казармы, фабрику, театр, электростанцию, заложил фундамент для огромной больницы. Савва Тимофеевич поддерживал материально социал-демократов, газеты «Искра», «Новый путь», «Борьба», помогал политическим ссыльным.
Об отношении людей к нему говорит хотя бы тот факт, что когда гроб с телом Саввы Морозова привезли из-за границы в Москву на Курский вокзал, его несли на руках до Рогожского кладбища. Проводить Морозова в последний путь пришли более 15-ти тысяч человек. Как отмечали очевидцы, среди них было много рабочих, бедных и нищих людей.
«Ты жил и жить давал другим», — гласила надпись на одном из венков.
Савва Тимофеевич Морозов принадлежит к числу необычных, удивительных людей, достойных памяти народа. Его деятельность протекала в бурное, сложное, неоднозначное время: рушились старые авторитеты, архаичные представления, взгляды; все новое неумолимо врывалось в повседневную жизнь. Родившийся и выросший в консервативной купеческой среде, он во многом преодолел предрассудки, смог понять или почувствовать насущные задачи общественного развития. Многими своими поступками, жизненными идеалами он высоко поднялся над остальными.
Один из инженеров Никольской мануфактуры рассказывал о С.Т. Морозове:
«Возбужденный, суетливый, он бегал вприпрыжку с этажа на этаж, пробовал прочность пряжи, засовывал руку в самую гущу шестеренок и вынимал ее оттуда невредимой, учил подростков, как надо присучивать оборванную нитку. Он знал здесь каждый винтик, каждое движение рычагов».
Марина Геннадьевна Смольянинова отметила главный лозунг семьи Морозовых: «Благо отечества — наше благо».
Эмоционально прозвучало выступление общественного деятеля, гражданина Австралии и России, певца Александра Васильевича Шахматова.
Он рассказал, что провел более тысячи встреч в России на тему возрождения самосознания русского народа. В частности, он отметил, что многие граждане России не знают причин своего духовного и национального геноцида в нашей стране, который состоялся в ХХ веке. По мнению Шахматова, только сейчас стало приходить осознание, к том числе и в высших властных кругах, об убийственности церковного раскола в XVII веке, который и привел, как наказание, к братоубийственной войне-революции — 1917 году, затем к безбожию, расчленению страны, вырождению и вымиранию русского народа.
Самое невероятное, что реформаторы-никониане не только начали насиловать, изгонять и убивать русских христиан, которые не предали ни Христа, ни Церковь Христову, ни святых и ни благочестивых предков, то есть Святую Русь, но и стали на них наклеивать ярлыки: «раскольники», «старообрядцы» и «староверы», чтобы можно было их называть сектантами. А так как за несколько веков немало развелось духовно слепых и национально диких земляков, то они подхватили эти лукавые и злые названия и стали именоваться «старообрядцами», а церковь «староверческой», в том время как она христианская.
Шахматов назвал «русскость» основой русской государственности и призывал очищать русскую культуру и русский язык от иностранных заимствований. В частности, отметил, что термин «кинофестиваль» лучше заменить на «праздник показа духовности».
Консультант фестиваля, заведующий книгохранилищем Московской Митрополии Валерий Волков рассказал о тесной связи церковной и светской культуры. В частности, он сослался на одно из известных сочинений Павла Флоренского «Культ, религия и культура», в котором автор рассуждает о назначении применения объектов земной культуры к духовной пользе.
Завершилась церемония открытия Второго международного фестиваля имени Саввы Морозова показом трех художественных фильма.
Первая короткометражная картина «La condena» испанского режиссера Марка Надаля снята по реальной истории, которая произошла в Испании в 2014 году. По новому закону из квартир стали массово выселять должников, ежедневно происходило 189 выселений, а это означает — два выселения за пятнадцать минут. В фильме показана история выселения пожилой супружеской четы, которая предпочла самоубийство потере домашнего очага.
Фильм получил приз за лучший Драматический короткометражный фильм на фестивалях Ffwrnes Ffilm Ffest 2015 (Великобритания) и международная премия короткометражных фильмов на 4-м издании MIAX, показ независимого кино Халиско (Мексика).
Следующим фильмом в программе кинофестиваля стала кинокартина режиссера И. Осмоловского «50000 белорусских рублей». Фильм был снят еще до деноминации белорусского рубля, его главные герои, два безработных опустившихся пьяницы, собирают 50 000 рублей на бутылку водки. Когда нужная сумма собрана, им на глаза попадается объявление старушки, которая просит вернуть ей утерянные пятьдесят тысяч белорусских рублей. Они выясняют, что старушка действительно несчастная и решают отдать ей все собранные деньги. Но когда приносят ей купюру, оказывается, что старушка не писала это объявление.
Последним фильмом, который увидели зрители, стала полнометражная кинокартина известного российского режиссера Николая Досталя «Монах и бес». Интервью с режиссером и рецензию на фильм вы можете прочитать на нашем сайте.
Второй международный кинофестиваль имени Саввы Морозова продлится до 17 ноября.
Вход на все сеансы, выставки, лекции и мероприятия фестиваля бесплатный, программу кинофестиваля можно посмотреть на нашем сайте.
Кстати, Корнилий смотрел хоть комедию "Мохнатый бес" ? Смеялся хоть или плакал? Вроде ж комедия то… А когда попу бесовскую на весь экран демонстрировали- глазки хоть закрывал? Никто не следил?
При показе на рогожке это эпизод был вырезан
«праздник показа духовности» — такое мог придумать только заядлый телезритель, лицедеепоклонник! Он несчастный хоть знает что такое духовность? Короче, диавола предложил Христом называть! Это уже не старообрядчество, а стародеграданчество!
В наше время никто не наносит столь существенный вред старообрядчеству, какой Константин и компания. Они поносят всех и всё! Предлагаю администрации ограничить их возможности. Повод для этого на поверхности, нарушение пользовательского соглашения. Не Корнилий, а Его Высокопреосвященство Митрополит Корнилий!
Константин этот типичный бесноватый, согласен с вами, дух нечист в нем, сам наверное еретик махровый.