От редакции:
В сентябре 2016 года на экраны вышел новый фильм Н. Н. Досталя — «Монах и бес». По словам режиссера, идея фильма появилась достаточно давно, после чтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века. И вот, наконец, задумка осуществлена. Фильм будет показан на предстоящем Международном кинофестивале имени Саввы Морозова. Учитывая авторитет режиссера по сериалу «Раскол», многие люди из старообрядческой среды уже посмотрели этот фильм. Предлагаем первую рецензию нашего постоянного автора.
***
Имя Николая Досталя для староверия — знаковое имя. После 20-серийного телевизионного фильма «Раскол», вышедшего на экраны в 2011 году, многие соотечественники, ранее не интересовавшиеся Русским Средневековьем, всерьез увлеклись историей времен патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. И вот на экраны вышел новый фильм режиссера — «Монах и бес». Фильм совсем иного плана, не претендует на историческую достоверность, однако содержит элементы житийной истории, хорошо узнаваемой православными зрителями. Жанр фильма не столь однозначен. Кто-то характеризует его как фантастическую драму с элементами комедии и мистики, кто-то вообще называет «духовной комедией». На одном старообрядческом интернет-ресурсе была высказана мысль, что, хотя фильм и не видели, но человек, снявший «Раскол», «обладает достаточным кредитом нашего доверия». Но стоит ли быть столь доверчивыми?
С первых же минут просмотра фильм интригует: к монастырским воротам идет хромой монах, из-под рясы которого валит дым. Что это? Серный дым адского пламени? Костры инквизиции, не успевшие сжечь беглеца? На вопрос игумена «почему горишь?» монах отвечает: «По грехам». «Так велики?..» Мы узнаем, что зовут героя «Иван, Семенов сын», а бежит он из Нило-Сорской пустоши, из сгоревшего скита. Режиссер и не скрывает, что идея фильма появилась после чтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века, в частности, о ее насельнике Иване Семеновиче Шапочникове. Так что имя главного героя вполне себе историческое.
Фильм «Монах и бес», который идет почти два часа, делится практически на две части. В первой части с большой долей юмора показана российская действительность: режиссер прошелся и по русским дорогам, и по дуракам, и мудрость юродивых явил в лице Ивана, Семенова сына. Сцены с Николаем I достойны похвалы, которую поэт сказал с восторгом о своем сочинении: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!».
Тонкий юмор с ненавязчивым назиданием слышится и в сцене встречи императора с Иваном, и в сцене письма духовному владыке, к которому игумен не смеет обратиться с лишней просьбой, опасаясь быть неправильно понятым.
Библейской притчей веет от колодца с тухлой водой, ставшей чистой трудами монаха, и мистикой от пойманной рыбы-капли с печальным человеческим лицом, которая водится в Австралии, а в России не может быть пойманной. Но если юродивый поселился в монастыре, то и невозможное — возможно: и рыба подмигнет игумену, и царь подивится вкусу диковинной рыбы, и владыка, внезапно приехавший в монастырь, окажется дамой в платье с разрезом на мягком месте, нагло сверкая своей наготой…
Монах Иван не перестает удивлять монастырскую братию своим балагурством: он так и сыплет пословицами, историями из жизни, выказывая природное остроумие. Много позже зритель поймет, что «дар» этот — от лукавого, имя которого Легион. Сам монашек сильно заикается, не может двух слов связать, но цель беса, вселившегося в Ивана,— сделать его игуменом.
К слову сказать, интрига пропадает именно в тот момент, когда, практически в середине фильма, монах, отправленный в скит нового монастыря, прислоняется к дереву и тут…черным дымом выходит из него бес по имени Легион. До этого момента зритель теряется в догадках, что же это за «природное чудо» Иван, Семенов сын. Но как только из него вышел бес, драма превращается в страшноватую сказку, в которую вплели эпизод жития. «Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники!..» — хочется воскликнуть нам вслед за героем мультфильма.
Житийные аллюзии в творчестве русских художников — вещь нередкая. Житие Иоанна Новгородского, жившего в XII веке, столь притягательно, что эпизод посещения святым Иерусалима на бесе был использован и А. С. Пушкиным в повести «Монах», и Н. В. Гоголем в «Ночи перед Рождеством». Нет, «Легиоша», как ласково называет своего беса-искусителя Иван, не превращается в коня, как в житии Иоанна, он просто тянет за руку «потенциального» святого на небо. Так они попадают в Святой Город. Собственно, на этом сходство с известным житием и заканчивается и начинается фантасмагория, которая озадачивает христианина.
Да, в чем-то бес выполняет свою привычную роль: он то власть предлагает Ивану, давая подписать донос на игумена, то вкусный завтрак с фуагра и пирожными, однако мы не видим особой духовной борьбы. Скорее сосуществование монаха и беса как добрых соседей. Такое мирное «сожительство» настораживает, т. к. мы знаем из житийной литературы, как враждовали святые с нечистой силой. В данном контексте очарование зла столь подозрительно, что помимо недоумения возникает и чувство опасности. Опасность нам видится в том, что зло по определению не может быть «очаровательным», т. е. чары для очей есть, а правды в этом нет никакой, и спасению души не способствует.
Был, конечно, в истории христианства святой, который молился за бесов — Исаак Сирин. Однако это чуть ли не единственный случай в истории. Фильм Николая Досталя, пожалуй, второй. Легион из кудрявого и ухватистого беса после посещения Иерусалима становится слабым и больным. Иван выносит его на руках из храма Гроба Господня и везет домой, в Россию. «Легиоша» здесь становится похож на крестьянина или бедного мещанина, страдает от боли после битья плетьми, защищает Ивана перед обидчиками, рекомендуя его святым человеком.
Такая любовь монаха и беса друг к другу — самая жуткая фантасмагория, которая может привидеться. Сколько святых предупреждали от этой прелести! Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет о неисправимой злобе злых духов:
«Сверх того, существо духовное, не обложенное грубою плотью, как не может иметь извинения в злых своих намерениях, так исключает всякое помилование в злодеяниях; ибо оно не наводится на грех никаким внешним возбуждением плоти, как мы, но замышляет его по одной своей злой воле, а потому грех его без прощения, болезнь без врачевания; духовное существо падает без увлечения со стороны земного вещества, потому нет для него никакого снисхождения, нет места покаянию».
«Прирученный» Иваном, Легион в конце концов отправляется после смерти своего подопечного в тот же монастырь. Николай Досталь старается нам показать некую эволюцию беса из духа злобы поднебесной в эдакого несчастного, хромого и заикающегося бесенка, решившего стать святым. И тут, уважаемый зритель, не стоит обольщаться, выдавая режиссеру «кредит доверия». Ведь мы помним слова преподобного Иоанна Дамаскина:
«Падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти».
Митрополит Корнилий задает вопрос про фильм "Монах и бес" богослову Алексею Ильичу Осипову: https://youtu.be/DhZy_iNZHKY?t=45m18s
В этой комедийной картине есть один очень ценный момент который надо принять всерьез.
В фильме показаны многочисленные чудеса, творимые во благо житейских потребностей человека, но в действительности явленные бесом. Это очень важно — понимать, что не все сиюминутно полезные чудотворения обязательно от Бога.
Понимать и помнить, особенно если речь заходит о "православных" целителях, гадалках, "старцах" и всяких экзорцистах и экстрасенсах.
Как-то непривычно, что в обсуждении участвует вроде как старообрядческая (!) монахиня и еще задаётся вопросом: " И что о нас люди подумают?"
А ведь люди-то подумают, что уж раз завелись в старообрядчестве интернет-матушки, то значит, хана старообрядчеству.
"хана" и без интерматушки уже наступила, давно..
Довмонт, а где указано конкретно, что в обсуждении участвует именно "монахиня"? Написано "Ливия", более подробная информация пока что не указана. Остальное — произвольные домыслы.
Про вас тоже можно подумать, что вы — монах, потому что в миру такого имени, как у вас, точно не встретишь (Довмонт). Хотя, конечно, для монаха вовсе не гоже смотреть кинокомедии.
Так что из-за комментариев Ливии (монахини или нет) "ханы" для старообрядчества быть никак не может.
Так же, старообрядчество — эта не какая-либо замкнутая этническая группа или часть прошлого в русской культуре, но Единственная Истинная Христова Церковь на земле, которую, по толкованию бл. Феофилакта Болгарского не одолеют ни внешние гонения ни внутренние раздоры и нестроения так, чтобы она потеряла спасительную благодать в своих таинствах (см. Мф. 16, 18). Церковь и до Второго Пришествия будет стоять на земле, так как Глава ее — Сам Христос, а Церковь — Тело Христово, и "одно без другого быть не может".
Ливия, а расскажите — ка подробнее, что это за Церковь такая, старообрядчество? Я знаю несколько старообрядческих Церквей, РПСЦ, ДПЦ, РДЦ, ДЦХ БИ…. Плюс разные безпоповские толки.
Владимир, а я знаю только одну — РПСЦ. "Доказать" вам ничего не могу, могу только опять обратить ваше внимание на произведения Ф. Е. Мельникова. Для меня там достаточно доказательств по всем вопросам, как для вас — решайте сами.
:)
Владимир, помню, что в свое время, когда у меня лично были вопросы, где истинная вера, то старообрядческий священник говорил так: я тебе ничего не навязываю, говорю, что знаю. Но тебе самой еще нужно молиться и просить, чтобы вразумил Господь, чтобы понять и поверить.
Но сейчас не апостольские времена, когда многие верили, видя чудеса и святую жизнь у христиан.
Еще раз повторюсь, что м. Алимпий говорил в свое время, что мы подходим уже к последней черте. Потому что для спасения необходимы как правая вера, так и добрые дела, в этом видна истинная праведность. Но, то и другое теперь в оскудении, а, как говорится, "мир стоит молитвами праведников". Когда оскудевают праведники, случается то же самое, как было при потопе или на примере Содома и Гоморры.
Не так давно произошло событие, которое потрясло весь мир. Люди задаются вопросом: что будет дальше? Кому интересно, предлагаю посмотреть:
http://ruskline.ru/special_opinion/2016/oktyabr/nepredskazuemye_posledstviya_vskrytiya_groba_gospodnya/
Интернет и проч. новостные системы по-разному можно использовать: или в правду, или в грех. В зависимости от того, что сам человек смотрит, пишет и читает.
> а где указано конкретно, что в обсуждении участвует именно "монахиня"? Написано "Ливия", более подробная информация пока что не указана.
А статьи на сайте тоже пишет просто Ливия? Авторов статей редакция сайта вообще-то указывает, ваши статьи, именно как инокиня Ливия, и под вашими статьями — есть ваши же комментарии.
Лихо вы публично отказались от своего монашества. Пожалуй, соглашусь с Довмонтом.
Кстати, по ссылке, что вы указали, автор статьи вопрошает "Или христианским Церквям, давшим разрешение на проведение научных опытов над Христовым ложем, нужны научные доказательств святости этого места? И тем и другим мало того, что здесь каждый год сходит благодатный огонь?"
Т.е. вы правда верите в том, что там сходит благодатный огонь?
Да, это я читал. Посмотрим.
Да, мир еще держится, потому что есть праведники.
Да, подходим к последней, но то нам не дано знать. Нам дано о своей душе безпокоиться, какая она предстанет?
Ни от чего не отказываюсь. И не отвечаю на пустые вопросы.
Есть ли в аду покаяние?
На эту тему в Прологе есть интересная история про воина Таксиота. Она перепечатана в старообрядческом церковном календаре на 2017 год Донской епархии.
28 марта по ст.стилю в Прологе можно прочитать о нем. Только всем ли будет дана такая возможность покаяния? все ли смогут после смерти снова войти в свое тело, чтобы раскаяться? Ведь житие Таксиота дано не для того, чтобы мы расслабились и думали, что и после смерти есть возможность все исправить, а для того, чтобы каялись здесь, на земле. Пока есть время.
Данный фильм и так называемый "кинофестиваль на рогожском" с благословения Корнилия- показатель запустения духовной жизни! Мерзость вливается в умы и практически полное молчание по старообрядчеству. Лицедей покорил сердца христиан своим сериалом, теперь вливает в умы что погорячей! Голую сраку на весь экран- хорошая картинка, надеюсь Корнилий будет не без любопытства рассматривать ее на стоп кадре вместе со своими лицедеями! Бесовская комедия! Стыд и позор! Одним словом- МЕРЗОСТЬ!
А кинофестиваль? Вах, Савва Морозов спонсировал театры и футбол, вах, святой! Айда играть в футбол и по театрам бродить! Надеюсь, Савва при жизни не спонсировал стриптиз клубы? А то смотри бросятся открывать по все стране! Какое отношение имеют лицедеи со своими идолами к духовности и духовным центрам? Одумайтесь безумные!
Еще рецензия http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/03/besovskoe_navazhdenie/ Автор закончил так "Признаюсь, я и не ожидал ничего другого от авторов ряда псевдоправославных и антиисторических фильмов" . Интересно, какие фильмы он имел ввиду?
Лучше не смотреть.
> Интересно, какие фильмы он имел ввиду?
Какие, какие, про тот же "Раскол" наверно и идет речь.
Фильмы вообще лучше не смотреть, а такие уж и подавно. Каково вообще актеру было играть нечистого? Неужели душа не дрогнула рядиться в него и уж те более изображать? Тьфу.
Да, но неприятно то, что кое-где этот фильм даже рекламируют, как будто он имеет какое-то отношение к старообрядчеству.
М. Алимпий (а его многие почитают в старообрядчестве как человека высокой жизни и духовно прозорливого), предупреждал в свое время, что мы подходим уже и к последним временам. Чтобы быть бдительными, больше поститься и молиться. Но смотреть комедии взрослым верующим людям, еще и с присутствием "нечистой силы" — как-то не соответственно, прежде так не делали. И что о нас люди подумают? На рецензии выше (т.е., с другого сайта) — очень резкая негативная оценка для фильма в духовном отношении, и она имеет свое обоснование.
Вл.Алимпий пишет об отношении к телевизору и его просмотру (кино мало чем от этого отличается). И если для безпоповцев Алимпий "не авторитет", то может хотя бы чада РПСЦ задумаются:
"Об отношении христиан к телевидению
Церковным чиноначалием Русской Православной Старообрядческой Церкви и мной лично в беседах с христианами и в церковных проповедях многократно говорилось о том, как должно относиться благоревностным чадам Церкви Христовой к такому пагубнейшему явлению современной жизни, как увлечение телевидением.
Смотрение развлекательных телевизионных программ и передач, художественных и игровых фильмов относится ко греху лицедейства и праздному времяпрепровождению, что осуждено святыми отцами нашей Церкви еще в первохристианские времена. Но никогда эта язва не поражала мир с такой силой, как это случилось сейчас. Ныне практически в каждом доме, практически в каждой семье имеется телевизор. Нужно признаться, что в жизни христиан он стал играть огромную роль. Телевизор занял «почетное» место в доме, то место, тот красный угол, в котором еще одно-два поколения назад ставились святые образа. Так и в нашей жизни, и в жизни наших детей этот «магический ящик» зачастую занимает место иконы и крадет время молитвы, душеполезного святоотеческого чтения, а порою и время родительских хлопот и даже сна.
Телевидение, видеопродукция, кино, радио, компьютерные игры, светская пресса оказывают мощное воздействие на психику человека. В настоящее время они во многом определяют поведение личности, формируют его мышление. Это воздействие настолько велико, что средства массовой информации в обществе называют четвертой властью. Но пресса часто заполняет информационное пространство (то есть сознание человека) вредной и опасной для души информацией.
Наиболее легко поддаются телевизионному воздействию наши дети, чья психика, чье христианское мировоззрение еще не сформировано. Благочестивое поведение человека формируется памятью о предках, историей своего рода, личных качеств, унаследованных от родителей. Нормальное воспитание строится на воспроизведении духовных христианских ценностей, передаваемых из поколения в поколение. Сравните, сколько времени мы позволяем детям проводить возле телевизора, радио, компьютера или магнитофона с тем временем, которое уделяем на христианское воспитание детей. Кто же формирует наше будущее? Где наши дети? И почему их сегодня нет в наших храмах?
Сегодня средства массовой информации, и прежде всего телевидение, отняли у родителей инициативу воспитания детей. Происходит трагический разрыв поколений, когда наши дети перестают быть продолжателями христианской культуры, но становятся по образу мысли и поведению в полной мере людьми светскими.
Не нужно думать, что телевидение вредно только детям, им порабощаются и взрослые люди. Грех лицедейства не заключается только в участии в зрелищах. Смотрение зрелищ и позорищ в полной мере является богомерзким и осужденным Святою Церковью занятием. Однако христиане не только не борются с этим грехом, но даже не исповедуются за лицедейство. Наше бесчувствие и падение доходят до границ, когда не только паства, но и не все пастыри Церкви Христовой считают смотрение телевидения грехом.
Конечно, любая техника и любая вещь может быть использована человеком как на злое, так и на доброе. Может быть, некоторым христианам, включающим телевизор лишь для просмотра информационных передач, новостей и документальных фильмов, удается избежать греха. Но даже такие христиане «ходят опасно»…."
Дурью не майтесь! Митрополит Алимпий ни чего не писал. Это текст или Панкратова, или Рябцева.
Да что вы говорите! http://ruvera.ru/articles/vladyka_alimpiiy_televizor_licedeiystvo
А ну тогда Елисеев. В лучшем случае митрополит Алимпий прочитал эту статью, но точно не писал
С чего такая уверенность?
Владимир, как с чего!? Чего только телезрители не придумают чтоб оправдать телевизор и лицедеев, даже говорят, что Христос театры не запрещал и телевизоры точно, а Вы уж авторитета нашли, владыку Алимпия, конечно не он писал это!
Это обращение за подписью митрополита Алимпия находится в одном из "Вестников Митрополии" за 2000 год. Известно, что многие обращения высокопоставленных лиц готовятся спичрайтерами, однако, ответственность за документ все же несет лицо чья подпись стоит под ним, а не его составитель.
Какой мрак.
Бог создал человека творцом, а человек сотворил правило которое запрещает человеку творить.
Придет время и бесы проникнут в дома в виде небольших коробок, а рога их будут на крыше — свт.Козма Этолийский (Греция под турками, 18 век (на память))
> свт.Козма Этолийский
Пророчества греческих новообрядцев цитируете? Скандал.