Церемония открытия памятника Ивану Грозному в Орле состоится 14 октября — в день православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Вокруг установки памятника в российских СМИ и сети интернет разразилась нешуточная полемика. К сожалению, как это часто бывает, большинство комментаторов, несмотря на свои громкие заявления, совершенно не в курсе событий, как говорится, слышали звон, да не знают где он. Сегодня мы беседуем с непосредственным участником проекта установки памятника царю Ивану Васильевичу, известным скульптором, заслуженным художником России, членом-корреспондентом Академии художеств России Олегом Молчановым.
В этом году исполняется 450 лет со времени основания Орла Иваном Васильевичем Грозным. Отмечу, что царь Иван Васильевич основал более 150 городов и крепостей, среди них Орел, Курск, Белгород, Липецк, Архангельск. Памятник изображает царя сидящим на коне. В правой руке он держит крест и лестовку, а в левой — меч. Когда шло проектирование памятника, мне долго не разрешали, чтобы в руках царя была лестовка.
Ну как какие? Все-таки в господствующей, синодальной церкви лестовка не используется. Лестовка у большинства ассоциируется со старообрядчеством.
Конечно. Помощник губернатора даже снял лестовку с памятника, не уведомляя меня. Потом все-таки с боями мне удалось ее вернуть обратно.
Но лестовка в данном памятнике имеет особый смысл. Дело в том, что одним из символических значений лестовки является лестница с земли на небо. Читая молитвы, человек как бы поднимается по ступеням лестницы. Так вот тут, в памятнике, в этой же руке у царя изображен крест. Это означает, что по лестнице в своей вере надо подниматься до креста. Изображено главенство креста, вознесение креста, сила креста.
Таким образом, кроме наперсного креста, который есть у царя, есть еще такой крест, вознесенный в руке. Поэтому сегодня мы можем говорить о царе Иване Васильевиче как о великом государе, к сожалению, врагами оболганным. Лишь по невежеству многие повторяют эту ложь, разрушительную для нас.
Мне бы не хотелось, чтобы старообрядцы также подпевали в общем хоре эту ложь, потому что кто как не Иван Васильевич был 100 % старообрядцем. Кто как не старообрядцы должны понимать, что государь смог в стране веру укрепить. Если вы на Рогожском сегодня покупаете сборник канонических постановлений стоглавого Собора (Стоглав), то должны понимать, что такой документ не мог появиться без воли царя. Иначе выходит, что вы одну часть человека принимаете, а другую стыдливо замалчиваете. Это неправильно, это кривда. Нечестно, даже не по духовным понятиям, а просто по человеческим.
Поэтому мы должны знать свою историю и разбираться в ней. Если вы посмотрите, кто ополчился против Ивана Грозного, то это антипатриотические, антирусские силы: всякие Соловьевы, Сванидзе, Ардовы, разные правозащитники из «Парнаса», из других либеральных группировок. Почему-то они считают, что могут давать совет, кого в России мы имеем право почитать, а кого нет.
Предполагалось, что установка памятника состоится возле театра «Свободное пространство». Так в этом театре худрук Александр Михайлов затеял протесты и был поддержан различными другими силами. Сейчас место изменено, оно будет у Богоявленского собора г. Орла. Хотя я считаю, место не очень удачное, памятник там неудобно рассматривать. Но меня, к сожалению, не спрашивают, там есть местный архитектор, который на свое усмотрение проводит какие-то работы по установке памятника.
Но тем не менее памятник есть, это будет первый памятник в стране и мире царю Ивану Васильевичу. Я надеюсь, что в ближайшее время подобный памятник будет и в Архангельске.
Я его начал делать в феврале. Этой работе предшествовали эскизы с глубокой исторической проработкой темы. Там нет ничего случайного: на царе казанская шапка, а не шапка Мономаха. Именно казанская, которая после взятия Казани у него была. Нужно было изучить одеяние, саккос, поручи, раньше они на пуговицы застегивались, а сегодня шнуруются. Сапоги с загнутыми носами. Опять же это было связано с коленопреклоненными молитвами, земными поклонами, их творить легче, когда сапоги с загнутыми носами. Мало кто об этом знает, в сознании людей это признак какого-то мусульманства. Хотя мусульмане тоже молятся на ковриках.
Эти сапоги, как ни странно, связаны с верой. После реформ Никона земные поклоны были отменены, соответственно и сапоги с загнутыми носами ушли в небытие. Все одеяние, вплоть до мантии, плаща реконструировали по документам, очень много материалов было изучено. К сожалению, проект не полностью реализован, как он был задуман.
Во-первых, не было должного финансирования. Я начал делать на свои деньги, потому что область вообще отказалась помогать деньгами. Вместе с Международным фондом славянской культуры и письменности мы заключили договор с областью на передачу памятника в дар. Но фонд не обладает деньгами. Некоторые пожертвования, которые потом стали приходить, мало поправляли ситуацию, поэтому полтора месяца я вообще один работал. Потом мне удалось привлечь помощников. Сроки были сжатые, потому что нужно было успеть к 3 августа. 5 августа отмечался день города. (Первоначально открытие памятника было намечено на 3 августа, но из-за протестной компании было перенесено на октябрь — прим. ред. ).
Пришлось взять трех скульпторов в качестве помощников. Под моим руководством они выступили лишь как исполнители. У меня на заводе сделан молитвенный угол с иконами и лампадой, есть ладан. Во время работы над памятником все время горела лампада. Сам памятник делался на заводе электромеханической аппаратуры, что на Авиамоторной, 55.
Относились нормально, с пониманием. Там много памятников было уже сделано. На моей площадке делался памятник Александру I. Есть и другие предприятия, где можно делать такие памятники. В частности, барельеф для царской часовни в Костроме я делал в Жуковском.
Сегодня нет проблемы с производством памятника, есть проблема финансирования. Поэтому статьи в СМИ лгут, что на строительство памятника были выделены огромные деньги. Будто бюджет памятника составил 25 миллионов рублей, и над ним работали шесть скульпторов. Лжи настолько много, что не хочется даже в это погружаться. Кто-то это пишет, переписывает, делает фотографии с нелепыми ракурсами для того, чтобы рассмешить. Начинают гениталии у коня рассматривать и комментировать.
В основном это говорит о том, что эти комментаторы не только люди низкой культуры, а о том, что они бесопомраченные. Вот это печаль. К сожалению, сегодня есть такое понятие вседозволенности, когда каждый может свою гадость инкогнито разместить в Интернете. Бороться с Интернетом бессмысленно, поэтому я предпочитаю отвечать поступками и делами. На первого царя нашего это был памятник, на последнего — часовня. Вот это мой ответ врагам страны, которые пытаются разрушить наше Отечество, наше духовное пространство. И первый царь укреплял веру, и последний укреплял веру. Поэтому мы должны быть достойны своих предков. И смотреть в будущее с поднятой головой, а не помраченными взглядами рабов, которым что-то дают и они на эти три копейки должны работать.
Царь Иван Васильевич освободил не только Казань, но и Астрахань, которая была центром работорговли. Это акт, который нигде широко не озвучивается. И то, что Волга, русская река, стала русской только после того, как были освобождены Казань и Астрахань. Также от Хазарского каганата освобождал Святослав, потом освобождал Андрей Боголюбский, а затем освобождал Иван Васильевич Грозный.
Я верю в силу искусства. Сила искусства велика. Вот художник Илья Репин-то давно скончался, а картина его до сих пор убивает. (Имеется в виду картина И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») — прим. ред.).
Однако в пику старообрядцу Третьякову, который купил этот художественный пасквиль за деньги, другой старообрядец Балашов, сын мебельного фабриканта, порезал эту картину в трех местах. Он порезал ее со словами: «Достаточно лжи, крови и насилия». Таким образом старообрядец Балашов привлек внимание зрителей к обману, остановил ложь другого человека.
Гапон был вообще-то Георгий: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BD,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Огромнейшая Благодарность Олегу Молчанову и низкий Вам поклон!!!Благодарные потомки будут знать истинную правду о Царе Иване Васильевиче и свято почитать Государя как хранителя Веры Православной и подлинного Патриота и Защитника Отечества !!!
читаю — душа радуется. Правда просвечивает сквозь тучи лжи и клевет тех, кто не может простить Великому Царю завершение искоренения ереси жидовствующих на Руси. И горько за человеков, считающих себя приверженцами Старой Веры, распространяющих эти клеветы, впереди всех — Урушев, цитирующий Тору, недалеко отстал и Кожурин…
Семен я разделяю с Вами радость о памятнике Великому Русскому государю. Однако, не разделяю Вашего высказывание о том, что Иван 4 Грозный завершил искоренении "ереси жидовствующих". Эту "ересь" сначала поддерживал Иван 3, дед Грозного, а искоренял Василий 1, отец Грозного. Более того, уверен что Иван Васильевич Грозный не стал бы искоренять государственников, которые ратовали за усиление власти Великого Князя и ратовали за лишение церкви монастырских земель. Фактически "ересь жидовствующих" очень сильно напоминает учение . которое в тоже время, проповедовали "нестяжатели" возглавлял которых святой Нил Сорский ( в миру Николай Майков).
Помню в Костроме я минут десять репу чесал перед барельефом сего ваятеля. Думал — в чём прикол, но так до сих пор и не понял. Видно туп слишком, или автор заумён.
А вот ещё круче идея — в каждом городе поставить памятник основателю, не важно кому — главное чтобы был.
Да, что там город, надо немцам подарить памятник Гитлера, как основателя фирмы Volkswagen.
А что плохого в том что памятники основателям городов ставить, нужно чтобы нормальным людям памятники были, которые что-то строили развивали и созидали. У нас сейчас в России стоят памятники в основном разрушителям, воинствующим безбожникам и бандитам эпохи агрессивного атеизма. Нужно все-таки устранять перекос и ставить памятники историческим личностям, которые строили и укрепляли Российское государство, а не тем которые уничтожали историческую память и разрушали Россию.
Русская Православная старообрядческая Церковь почитает во святых митрополита Филиппа, чье Житие 16-го века повествует: "Входит царь в соборную церковь Пречистой Богородицы. Святой же Филипп, видя это, совсем не устрашился подобной ярости, предвидя великую смуту для православных, невыносимые, великие, бесчестящие скорби и кары. Просветлел он душою и укрепил свое сердце, начал царю многое из Божественного Писания говорить. Царь же это долго слушал, и, не терпя от святителя обличения, исполнился ярости, и сказал: «Какое тебе, монаху, дело до наших царских решений? Или не ведаешь того, что ближние хотят меня погубить?» Святой же отвечал: «Я — монах, как ты говоришь, для моего Владыки Христа. Ныне же по поданной нам от Пресвятого Духа благодати, по избранию Священного собора и по вашему изволению я — пастырь Христовой церкви. И с тобою я одно в том, что должно делать ради благочестия». Царь же сказал: «Одно тебе, отец святой и честной, говорю: „Молчи!” А нас на сие благослови по воле нашей». Святой же произнес: «Наше молчание грех на душу твою кладет и гибель приносит! Ибо когда кто из корабелыциков ошибется — невеликое зло приносит, а когда ошибется кормщик — всему кораблю гибель несет!» И после того много из Божественного Писания изрек. Царь же ответил: «Владыко святой! Поднялись против меня ближайшие и хотят мне зло причинить». Святой же говорил ему из книг Божественного Писания много полезного. А затем сказал: «Следует тебе, благочестивому царю, говорящих неправду обличить и прогнать от себя, как гниющую часть тела <отсечь>». Царь же сказал: «Филипп, не прекословь нашему могуществу, да не падет на тебя мой гнев! Или сан сей оставь!» Святой же сказал: «Благочестивый царь! Ни молений своих к тебе не обращал, ни через посланных не увещевал, ни богатыми дарами не отяготил руки твоей, чтобы получить эту власть. Зачем лишил меня уединения? И если дерзнешь нарушить каноны — твори, что хочешь. Когда наступило время подвига, не подобает ослабевать!». И тотчас царь удалился в палаты свои в глубоком размышлении, и был очень гневен на митрополита Филиппа. Того же начинания советники и злу помощники — Малюта Скуратов да Василий Грязной со своими единомышленниками беспрестанно всякие лживые наветы возводили на святого и царя уговаривали, чтобы не велел им отстать от такового начинания <потом же и сами пострадали от него>. После этого много зла было в людях православной веры, и от той опричнины поднялось великое возмущение во всем мире, и кровопролитие, и суд неправедный. И от обрушившейся скорби друг друга не понимали! Некии же люди пришли к пастырю ради <его> заступничества, через великий плач кричали, смерть пред собою видя, а говорить не в силах, только показывали следы разных пыток и раны на телах своих. Святой же утешал их словами Божественного Писания. Они же, подкрепленные словами, расходились по своим домам. По прошествии немалого времени, в день воскресный, когда блаженный митрополит Филипп совершал Божественную литургию, пришел царь к церковной службе, одетый в черные одежды, также и другие последователи зла, одетые в такие же черные одежды, да еще и с высокими колпаками на головах своих, подобными уборам, что носят «халдеи». И бояре, и весь синклит таковое же одеяние и облик одинаковый имели. Святой же Филипп, по порядку совершая чин службы, обрадовался приходу царя и исполнился божественного света. И когда стоял он на предназначенном для него месте, царь трижды подходил к нему и благословения просил, святитель же ничего на то не отвечал. И сказали бояре: «Святой владыка! Царь Иван Васильевич пришел к твоей святости, требует, чтобы ты благословил его». Блаженный же, взглянув на него, приблизившись, сказал: «Благочестивый царь! Кому подражать захотел? Таким образом существа своего доброту исторг, ибо в неподобающий образ облекся! С тех пор как солнце начало сиять на небе, не слыхано, чтобы благочестивый царь сам свою державу ввергал в смуту». И после того сказал: «О царь! Мы приносим жертву Господу, а за стенами храма безвинно льется кровь христианская и напрасно умирают». Царь же разгорелся яростью и сказал: «Филипп! Нашу волю изменить хочешь?!» Святой же слова Писания рассыпал, как стрелы. Царь же, святительским наказам и учению нисколько не внимая, на него сильно разгневался и, рукою потрясая, изгнанием грозил, и различными муками, и наветами, способными уничтожить. И сказал царь: «О, Филипп! Нашей ли власти противишься?» Многотерпеливый же страдалец и пастырь духовный не испугался ни наказания, ни угроз мучениями, но душу свою положил за стадо духовных овец, порученное ему Владыкой, и сказал: «Благой царь! Повелению вашему не повинуемся, и замысла, который ты недобро замыслил, не разделяем, если даже и тысячекратно от вас люто пострадаем». И вновь повторял слова Божественного Писания. Царь же, услышав это, исполнился ярости. … И большое смятение было пред царем, святой же стоял, словно агнец беззлобный среди волков, и с Божьей помощью противился им. Блаженный Филипп, неотступно подвиг свой завершая, ярость цареву обличал: «Прекрати, благочестивый царь, — сказал, — столь недостойное начинание. Вспомни о царях, бывших прежде тебя, которые хорошо жизнь прожили и по заповедям Божьим творили, и после смерти — блаженны. А те, кто скверно царствами правил, — и ныне немалыми проклятиями поминаются». И иные многие поучения, подобные этим, изрек царю. Царь гнева и ярости преисполнился, ничего не отвечал. И повелел отдать святого грубым и немилостивым воинам. Они же взяли его и про себя решили: «Испробуем, — сказали, — беззлобия его и к смерти безобразной осудим его, ибо он противится повелению царя. Если этого умертвим, никого не будет, обличающего беззакония наши, ибо он один неизменен, обличая и наставляя царя». После этого посадили его в зловонное помещение и ноги его забили в колоду со всем усердием. И оскорбляли его гнусно, и железные цепи тяжкие, для того и приготовленные, возложили на шею доброго страдальца, и правую руку святого стянули оковами железными. Ко всему этому еще голодом морить попытались непобедимого, с юности привыкшего принимать пищу раз в неделю! … Узнал царь о мужественном терпении святого, и осудил его на заточение в город Тверь в Отрочь монастырь, и надзирателей немилостивых повелел приставить к святому. И вскоре после этого сослал. Святой же по дороге много пакостей и унижений принял: на мулах езду, и лишение необходимой пищи, и — просто сказать — всю полноту бед приняла эта многострадальная душа и нисколько не ожесточилась, вспоминая слова божественного апостола Павла, говорящего: «Ничто меня не разлучит от любви Божьей!» Сказал он себе: «По добром размышлении надеюсь, что ни смерть, ни жизнь, ни заточение, ни позор, ни разлука с родными, ни сановные почести, ни иное что из сотворенного Богом не отторгнет меня от любви Божьей. Как Господу угодно, так и будет»". (http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10598)
староверу прежде следует смотреть на дату составления писания. как-то читал этот опус с оригинала на сайте Троице-Сергиевой лавры, не дочитал — слишком очевидны несуразности и подтасовки, фальшивок во все времена хватает.
"Радуйся. священная главо, святителю Филиппе. Яко многосветлое солнце, озаряеши всюду учении своими, и пасеши стадо свое на пажитех духовных, яко на камени тверде. Темже и царя удивляеши, ярость его на кротость преложити молиши. Онже посылает тя Тверскому граду, в монастырь, нарицаемый Отрочь. Ту же не праведно смерть приял еси, моляся Господи не постави им греха сего. Темже от Христа Бога, венец тебе даровася блаженне. Егоже моли, даровати душам нашим, мир и велию милость" (стихера на вечерни свт. Филиппу, митр. Московскому и всея Русии, чудотворцу, декабрь, 23, старообр. минея).
Богослужебный текст соответствует приведенному выше из жития святителя.
Я не берусь утверждать каким был Иван Грозный, потому как он жил давно, а вся наша история наверняка переписана. На мой взгляд, этого точно не может сказать даже самый лучший историк. А касательно жития святителя Филиппа: при всей ясности жития, и святитель может быть прославлен и царь не поруган. Это как в празднике Покрова были две стороны и каждая из них молилась Богу о победе над врагом.
Для кого сейчас авторитет какие-то жития и богослужебные минеи!!! Будем почитать И.Грозного, И Сталина, В.Путина, т.к. это очень патриотично и актуально в условиях показа Западу фиги в кармане…
В какой-то мере я согласен с Максимом, вряд ли сейчас докопаешься до истины. Одних прочитаешь, вроде все логично, других, которые с противоположной точкой зрения, тоже все правильно :). У Грозного царя много заслуг перед Отечеством, а м. Филипп святой человек. Каждому свое, одного в святцы, другому памятник. И все на этом. Со своими грехами бы разобраться!
Ливия! был бы весьма признателен, если бы Вы указали первоисточник того, что напечатано, как я понимаю, в цитируемом современном издании — я просмотрел три Минеи 1628, и две нач.17-го века в них 23 февраля служба только i свв.мучч. иже в крите. Большего не могу — надо пахать, скоро морозы. На сайте уже упоминали изменения в богослужебных книгах не в лучшую сторону от Смуты и до никоновских новин.
Минея РПСЦ, Верещагино, по благословению м. Корнилия. Но в конце книги указано: "Ныне же перепечатася во всем согласно со оною древлепечатною книгою, первым тиснением, в християнской типографии, при Преображенском богадельном доме, в Москве в лето 7419".
благодарю, однако выше должно быть указание с последних страниц самой "древлеправославной" книги о годах правления царя и патриарха, тогда можно увидеть год печати.
7153, в 32-е лето державы царя Михаила Феодоровича, в 4-е лето патриаршества кир Иосифа, патриарха Московскаго и всея Руси.
Хороший материал, Олег Молчанов молодец! Да о лжи и подмене правды Репиным нужно говорить чаще, а то многие думают, что Репин написал правду, а он просто маньяк извращенец. Жаль что таланты даются и извращенцам как Репин.
интересна судьба последующих картин Репина, точнее с теми кто были его натурщиками. Бог поругаем не бывает. рамки комментария не позволяют привести весь материал, но то что Господь вразумил художника — несомненно.
Очень интересный материал! Недавно слышал по радио "Радонеж" возмущение одной писательницы, а почему лествица у него? Да, так сказано, лествицы. Люди ничего не знают да и не хотят знать. А старообрядцы предпочитают "таиться" :), а не проповедовать. Хороший пример подает Митрополит Корнилий, он и во власть вхож, и на экране ТВ бывает.
Памятник как основателю города очень уместен. И тем более в Орла,а не Великом Новгороде или Пскове. А вот исторические опусы автора статьи очень спорны.