Не так давно, в 2013 году, в Костроме, неподалеку от старинного Троицко-Ипатьевского монастыря, на берегу реки Волга, была возведена часовня «Царская голгофа», посвященная семье последнего российского императора Николая II Романова.
Главным украшением этой часовни является бронзовая икона-барельеф в память о трагических событиях убиения большевиками бывшего императора и членов его семьи. Внимательные жители Костромы и гости города уже не раз замечали, что и сам император Николай II, и его супруга императрица Александра Федоровна сложили персты правых рук в двуперстном крестном знамении.
Не зная точных замыслов автора барельефа, трудно точно сказать, креститься ли они собрались, либо благословлять. С одной стороны, положение рук направлено на зрителя, а следовательно, подобный жест обозначает благословение. С другой стороны, благословляющий жест на иконах обычно изображают исключительно у лиц с иерархическим достоинством — священников и епископов. Как бы то ни было, изображение двуперстия на этом барельефе совершенно отчетливо и очевидно.
В редакцию сайта «Русская вера» поступил ряд вопросов от читателей, заинтересовавшихся, с чем связано появление двуперстия на этом изображении императорской семьи.
Так вот инициатором, вдохновителем и благоустроителем этого проекта стал известный скульптор, заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств России Олег Молчанов. Он неоднократно бывал в старообрядческих духовных центрах, включая Рогожское, посещал старообрядческие храмы. Он знаком со многими старообрядческими архиереями и священниками и даже был приглашен выступить на минувшем Освященном Соборе РПСЦ 2015 года с сообщением по теме проповеди Старой Веры в современном мире. Поэтому совершенно неудивительно, что на изображении императорской семьи, созданном при участии Олега Молчанова, появилось традиционное для старообрядчества и древней Руси двуперстие.
Впрочем, тенденция изображать двуперстие у лиц, не имеющих никакого отношения к дораскольной церковной традиции, не является собственно изобретением Олега Молчанова и не нова. Известны и другие современные изображения и иконы, где новообрядческие святые и другие лица изображены с двуперстием.
Связано, однако, это далеко не всегда с какими-то идеологическими замыслами, но гораздо чаще с эстетическим и художественным соображениями. Двуперстие, в отличие от трехперстия, гораздо более пластично в художественном отображении, оно может изображаться в самых разных ракурсах — употребляться и в стремительных движениях (как на картине Сурикова «Боярыня Морозова»), так и в статичных позициях (как на данном барельефе Олега Молчанова). Как бы сегодня сказали, оно фотогенично.
Поэтому неслучайно не такое эстетичное трехперстие довольно редко встречается на иконах и книжных иллюстрациях. Невозможно, например, представить руку с воздетым трехперстием, в то время как воздетое двуперстие давно стало символом, знаменем целой исторической эпохи.
Справедливости ради следует отметить, что в свободное художественное плавание изображение двуперстия допустили лишь в первой половине XX века, когда ослабли тенета церковной цензуры. До конца XIX века такие художественные эксперименты были крайне опасны, поскольку могли попасть под ряд статей уголовного кодекса Российской Империи об «оказательстве раскола». Под раздачу в свое время попали многие изображения древних святых, двуперстие на которых исправлялось на именословное благословение или трехперстие. В случае особо упорных споров вокруг перстосложения таковых святых могли и вовсе вычеркнуть из святцев. Такая судьба постигла благоверную княгиню Анну Кашинскую и преподобного основателя города Архангельска Евфимия Архангелогородского. Причиной деканонизаций стали изображения этих святых с двуперстием.
От редакции: Подробнее о деканонизации древнерусских святых читайте в статье «Святость под запретом».
Изобразил с двуперстием и ладно, хорошо ведь, что не с троеперстием.
однако, Серафим Саровский не предавал старой веры и с единоверцами не молился. посему этот образ не вымысел. Т.к. у новообрядцев своих святых не было, митр.Филарет с г-ом Ч. разработали "проект", представив отца Серафима служителем синоидальной церкви. Правда им пришлось подождать пока уйдет поколение лично общавшееся с преподобным, чтобы не быть пойманными на лжи. Темным остается и имя "Серафим" — не мной замечено, что в святцах нет такового. Есть только древнееврейское, в древней Руси не употреблявшееся и до 18 века точно не носимое. впрочем это отдельная тема…
Сергей- Серафим Саровский- сказка Пушкина. Откройте древний патерик и сравните с высказываниями Серафима. Составители лже-жития этого "чудо святого" особо не старались, нахватали цитат и чудес из житий древних святых и приписали их Серафимушке.. Да и житие его кто писал?- бесноватый Мотовилов?
если прочесть все опубликованное об отче, то христолюбцу несложно увидеть его принадлежность к старой вере и поддержке старообрядческой женской общины в Дивеево. подлинные записи Мотовилова, в которых слова правды — исчезли в синоидальных недрах. Ну а по появившимся измышлениям в издаваемом господствующими, я соглашаюсь.
"Серафимушка"…
Сколько слышал лекций Кураева, или Осипова, например, в которых была масса критики в адрес католиков и протестантов, их святых, духовных практик, но никогда не помню, чтоб употреблялись слова типа "Лойолушка", "Терезуха" и тому подобное. Зато старообрядцы просто обожают: "Серафимушка", "Матрёшка", а если зайти на форум Никольской общины с Белорусской — "старка", так ещё хуже словечки можно увидеть в подобных ситуациях. Где культура-то элементарная? Словечки не то детсадовские, ни то уровня какой-то гопоты православнутой.
Серафимушка и Матронушка- излюбленные ласкательства самих же прихожан рпц мп. Тебе не к чему придраться?
Константин, вы употребили слово "Серафимушка" — из большой любви к святому?
Сергий, откуда тебе знать по какой причине я его так назвал? Я его так назвал как называют его его же почитатели. Нет такого имени "Серафим", чин ангельский серафимов есть, но не имя. Им же в угоду назвал, а ты придираешься. Работа такая- придираться? Тем паче что для меня он не святой. У покойного Ария тоже было много поклонников, и что тогда, в угоду им и из "элементарной культуры" нам не называть его еретиком? Или Никола святитель ударивший Ария по щеке тебе тоже не в угоду?Не знаю зачем я тебе все это пишу.. Тебе одно- потроллить и придраться..
Назвать еретиком можно. А вот обзываться и руки распускать — нельзя. Всем противоборствующим сторонам важно соблюдать общий формат диалога и не выходить за рамки. Для тех кто почитает Серафима святым, название "Серафимушка" как раз благоговейное. А я не случайно спросил, потому что для старообрядцев Серафим Саровский не святой, и благоговения быть вряд ли может. И тогда название "Серафимушка" это уже форма подкола, эдакий надменный взгляд сверху вниз как на святого, так и на тех для кого он святой.
А называть и критиковать можно и нужно, это интересно. Но — см.про формат.
Спаси Вас Христос Константин. думаю так же.!
Если нигде нет источников о том, что последний царь был старообрядцем-то это грубая подмена фактов. Данный инцидент не должен остаться незамеченным со стороны старообрядческих иерархов.