23–24 июня 2016 года в Московском Доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В рамках конференции состоялась дискуссия между участниками, которая затронула многие насущные вопросы, в частности, о форматах сотрудничества. Представляем полную версию состоявшейся дискуссии в текстовом виде.
***
Ведущий конференции, доктор философских наук, профессор
Михаил Олегович Шахов
Открывая эту дискуссию, прежде всего я хотел бы сказать несколько слов в связи с теми проблемными вопросами, которые были неоднократно затронуты в ходе сегодняшних обсуждений. Я начну с того, что когда после Круглого стола, который состоялся 3 марта, обсуждались и доброжелательно, и не очень доброжелательно вопросы о возможности старообрядческого сотрудничества в разных сферах, то высказывались очень полярные точки зрения на возможность такого сотрудничества.
С одной стороны, отец Андрей Марченко провел замечательную исследовательскую работу, за которую я ему уже неоднократно высказывал свое уважение, и сейчас еще раз повторюсь, потому что на многочисленных исторических примерах он показал, что в прошлом такое сотрудничество в самых разных сферах общественной жизни было возможно, реально и нашими предшественниками, нашими предками далеко не воспринималось, как соскальзывание куда-то в экуменизм, отказ от принципов или нарушение канонов.
Когда на Круглом столе прозвучала идея о межстарообрядческом сотрудничестве в совместном издании литературы, некто, встретивший эту идею в штыки, писал:
Как это Московская Митрополия будет издавать беспоповские тетрадки с учением о воцарившемся антихристе и пресечении священства, какое тут возможно совместное сотрудничество?
В таком утрированном виде, наверное, нет. Но дополняя ту историческую работу, которую провел о. Андрей, я напомню, что все-таки на заре XX века, как раз когда настала относительная свобода для старообрядческого книгопечатания, одно издание «Поморских ответов», такого богословского манифеста безпоповцев, поморцев и старопоморцев, было издано на Преображенском кладбище издательством, но второе было издано в качестве приложения к журналу «Церковь», и ничего крамольно в том, что полемический труд Андрея и Симеона Денисовых был издан в качестве приложения к белокриницкому церковному журналу, тогда никто не увидел. Хотя, наверное, и это можно повернуть по-другому и увидеть доказательства некой чрезмерной либеральности тогдашней редакции журнала «Церковь». Но тем не менее такие примеры сотрудничества были, и я думаю, они будут возможными и в дальнейшем.
Две темы, которые всплывали и на Круглом столе, и после него — это вопросы о формате создаваемой старообрядческой общественной организации, объединения, и то, на чем подробно остановился диакон Виктор Кузнецов, — это вопрос об организации дальнейшей работы межстарообрядеческой группы. Применительно к общественному движению, по моим наблюдениям в последние месяцы, быть может еще Сергей Петрович Петров, который является одним из активных сторонников создания этого движения, и кто-нибудь еще сочтет возможным сейчас высказаться, но в отношении старообрядческой общественной организации или общественного объединения, по-моему, не высказывалась идея о том, что Церкви и религиозные организации местного уровня должны выступать, как прямые соучредители.
Конечно, у общественного объединения иные цели и задачи, чем у религиозных организаций. Религиозные организации не могут напрямую связываться и, скажем так, становиться в качестве учредителей, напрямую зависимыми от результатов и методов, которыми будет действовать общественная организация.
Совершенно правильно, если старообрядческая общественная организация будет создаваться, то будет создаваться гражданами, а не Церквами и не какими-то религиозными организациями.
На Круглом столе и пытались найти такую формулировку, что участники конференции, в том числе и те, кто представляет РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, одобряют и с сочувствием относятся к идее создания старообрядческой общественной организации, поэтому пусть это и самодеятельная общественная организация мирян, конечно, которая не является юридически зависимой и учреждаемой Церковью, но она не может быть совершенно чуждой по отношению к Церкви, пусть она под неформальным, но под попечительством церковным должна находиться.
Опыт наших братских общественных объединений в Румынии, в Латвии и других странах, где такие объединения существуют, подсказывает именно то, что общественное объединение не создается и не управляется Церковью, но оно не может игнорировать такое неформальное пастырское попечительство со стороны Церкви. Что касается рабочей группы, я думаю, здесь многие моменты нужно решать не на публичных дискуссиях, а в ходе технических и дипломатических переговоров. Действительно, с одной стороны, я согласен: мы — поскольку не все присутствующие участвовали в предыдущих обсуждениях, и на Круглом столе тоже, в отношении рабочей группы — решили, что в отличие от общественной организации для рабочей группы нет необходимости в какой-то формальной регистрации, создании юридического лица, главное, — чтобы происходило такое взаимодействие, диалог, взаимоподдержка в области отношений с властями и с обществом, со стороны старообрядческих церквей и религиозных организаций. Хотя тут тоже столкнулись с терминологической проблемой, отчасти богословской, отчасти юридической.
Если мы говорим о сотрудничестве старообрядческих церквей, сразу встает канонический вопрос: а как могут быть Церкви во множественном числе? То есть, либо мы впадаем в какую-то сомнительную, с точки зрения канонов, позицию, что есть несколько Церквей, а не одна, которые между собой сотрудничают. Либо, с другой стороны, мы говорим, что Церковь одна, а остальные не Церкви, то тем самым мы закрываем всякую возможность для партнерства и диалога.
Поэтому здесь приходится взвешивать слова и, в конце концов, говорить о сотрудничестве старообрядческих религиозных организаций, чтобы избегнуть вот этой проблемы. По существу, во всей видимости, конечно, шанс отстаивать свои интересы перед лицом государства, благовествовать или, так сказать, распространять культурное наследие старообрядчества, можно эффективно, только объединив силы. Повторюсь, конечно, не может быть совместного, по понятным причинам, литургического прославления памяти протопопа Аввакума, но в то же время, я думаю, на российское общество произведет самые тягостные впечатления, если старообрядцы разных согласий будут праздновать это только как свой домовый праздник. Такие мероприятия, как какая-то конференция, чтения, совместное собрание с деятелями культуры и науки, конечно, должны быть совместными.
Феодор Кирилэ: «Причина разделения между РПСЦ и РДЦ — гордость»
— Я вполне согласен с Вами, Михаил Олегович, в некоторых тезисах. Однако в отношении организации получается вот что: у Церкви нашей одни цели, а у организации другие. Я этого не понимаю: что за специфические цели? Получается, Церковь не будет участвовать в образовании общественной организации, значит, Церковь должна быть в стороне? Значит, моя хата с краю, я ничего не знаю? Я думаю, что это нехорошо.
Все выступления слушал с большим вниманием, очень интересные и поучительные для меня. Но я хочу поднять одну тему, извините, о самих церквях. Есть Русская Древлеправославная Церковь, есть Русская Православная Старообрядческая Церковь, а какая между ними разница? — Я думаю, нет никакой разницы! Я же этот вопрос задавал еще в 1990 году, когда покойный архиепископ Геннадий ставил священников, восстанавливали Древлеправославную Церковь, так я его спросил: «Так что, владыка, почему есть разделение?» А вы знаете, какой был ответ?
Причина тому в гордости.
Друзья мои, давайте оставим в стороне гордость. Мы же русские староверы, мы сохраняем нашу православную веру, традиции, так давайте все-таки реализуем наши возможности через подлинную соборность. Думаю, что Церковь должна включаться в общественную деятельность, не быть в стороне от социальных тем. Еще хочу сказать об общественности. Общественность — это миряне, не так ли? Мы же миряне. Помню, говорили о сотрудничестве между безпоповцами и поповцами, вот я был в 1991 году в Риге, с большим удовольствием слушал их службу. И знаете, я обратил внимание, что качество пения связано с тем, есть ли приходские школы и обучаются ли в них. Раньше такие певческие курсы очень помогали, потому что обучаться дома было накладно, книги были очень дорогие. В моей семье было такое правило: если четыре ребенка, сыновья, то один хотя бы должен обучаться в церковно-приходской школе, а обучаться было очень дорого, но сейчас таких возможностей становится больше.
Говоря о роли Церкви в мире, я хочу напомнить то, что Церковь должна заниматься проповедью нашей веры, защищать ее, распространять, воспитывать, я бы сказал, наше поколение в духе нашей веры. А я вам скажу, от общественной организации, от взаимодействия с государством выгода большая. Во-первых, обучение в школах, обучение родному языку, культуре у нас бесплатное, государство все это финансирует. С другой стороны, мой коллега, уважаемый председатель Общины русских-липован Румынии, депутат Парламента Румынии Мирон Демьянович Игнат, который не смог прибыть на мероприятие, активно участвует и в делах Церкви. Он говорит, что наша община липован помогает во многом и самой Церкви.
Те старые храмы, которые нуждались в ремонте, отреставрированы и восстановлены, теперь они, как новые. Помимо этого, построено более десяти новых церквей, а это сделано с помощью общины липован. Мы помогали Митрополии (Белокриницкой — прим. ред.) и с помощью, конечно, государства. Помогло ходатайство нашего депутата, не было бы депутата в парламенте, так не было бы создано фонда помощи. В противном случае, если бы обращение было непосредственно от Церкви, то финансовой помощи было бы трудно добиться.
Я думаю, не подходит нам, староверам, быть в стороне от Церкви, а Церкви не подходит быть в стороне от общественности, от мирян.
Я этот вопрос обсуждал и обсуждаю с владыкой Александром (Калининым), патриархом Русской Древлеправославной Церкви, который ежегодно приезжает в Румынию. Владыка Александр тут напомнил, какую пользу приносят общественные мероприятия, и рассказал о первой олимпиаде по древлеправославной религии в Сарикейе (Румыния). Я, к сожалению, по очень уважительной причине не мог присутствовать на олимпиаде, хотя я был председателем этой комиссии, а дети как раз участвовали в этом состязании. А сегодня я бы хотел предложить организовать международную олимпиаду по древлеправославной религии, это тоже сблизило бы всех нас, церковь и общество.
У нас, староверов, самая настоящая демократия, и правильно сказали, что только на основе диалога между представителями старообрядческих согласий можно сотрудничать и создать такую общественную организацию. Она необходима, это же не те времена гонений, которые были 100–200 лет назад. Такая организация помогла бы сотрудничать с общественными и государственными структурами разных стран. Мы, например, сотрудничаем и с официальными представителями России, которые помогают нам проводить разные культурные мероприятия, в которых участвует наша община и Церковь.
Протоиерей Леонтий Пименов: «Меньше крючкотворства и бумаг, а больше дела»
Я хотел бы поделиться теми опасениями и теми беспокойствиями, которые могут встретиться в самом начале нашего дела. Естественно, что на кончике языка у многих из нас такое: вот давайте создадим организацию. И сразу начинается спор — как она будет называться, и каждый человек хочет протолкнуть именно свое название. Мне кажется, торопиться с названием не надо. Все пожелания на эту тему надо выстраивать в очередь.
Вот наш уважаемый Федор Иванович говорит: давайте устроим международную олимпиаду. Замечательная идея! Но, извините, не сегодня. Торопиться не следует. Когда мы войдем в какую-нибудь, может, силу, тогда и подумаем об организации и её названии. Думаю, надо как можно дальше отдалять вопрос о превращении нас в организацию, и тем более о названии этой организации.
Если бы юридического оформления потребовали от нас власти, я бы не удивился. Но когда уважаемый диакон Виктор Кузнецов (РДЦ — прим. ред.) от нас требует бумажку, подтверждающую наши полномочия, а иначе он с нами разговаривать не будет, это меня не только удивляет, а ужасает.
От редакции
В докладе диакона Виктора Кузнецова, прозвучавшем в ходе пленарного заседания конференции, было замечено, что только представители Русской Древлеправославной Церкви в межстарообрядческой рабочей группе имеют официальный статус представителей церкви. Их работа благословлена непосредственно Собором Русской Древлеправославной Церкви. Представители РПСЦ и беспоповских согласий, участвующих в работе рабочей группы, таких полномочий не имеют. В докладе было высказано пожелание об уточнении полномочий представителей РПСЦ и беспоповских согласий.
Это я воспринимаю как палки в колеса нашего общего дела. Можете представить, например, какую-нибудь историю из замечательного доклада о. Андрея Марченко. Вот купец-предприниматель Мальцев из Балаково и его знакомый, компаньон из Нижнего Новгорода, решили построить на юге санаторий для низших сословий, и друг у друга попросили бумажку на подтверждение полномочий! Вот мы все говорим о сохранении традиций, а какие были традиции у старообрядцев? На слове все держалось, а не на бумажках, не на свидетельствах, не на справках о полномочиях, а именно на слове. Миллионные сделки проводились под честное слово. Пока от нас государство не требует такой бюрократии, не будем подсказывать ему это требовать.
Ведь мы с вами, дорогие мои, не встречались 300 лет, не здоровались друг с другом, ничего не обсуждали. Давайте сегодня порадуемся этой встрече, что мы, наконец, решили встретиться, посмотреть друг другу в глаза. Я благодарен Михаилу Олеговичу, который никого не остановил во время докладов, хотя время выделялось всего по 12 минут. И это очень правильно. Пока кто-то воспринимает эту встречу как отчет о своей деятельности, человек рассказывает, что-то хочет доложить нам, и не каждому просто выйти на трибуну и взять микрофон.
Настоящие дискуссии еще впереди, может, на пятой, десятой конференции. Поэтому о бумажках и справках о полномочиях говорить рано. Если бы в столовой с нас сейчас потребовали: у тебя есть справка о полномочиях, что ты имеешь право есть, заседать и у нас питаться, что бы у нас творилось? Поэтому, диакон Виктор, давайте по-другому относиться к этому делу. Меньше крючкотворства, бумаг, меньше списков, меньше протоколов, а лучше без них, пока кто-то их от нас не потребует, а не мы сами.
Есть ли польза от таких списков? Мой отец был репрессирован и пострадал. Он создал кассу взаимопомощи, подобные кассы создавались и в других местах, в других общинах. В них были указаны люди, кто внес какой вклад, чтобы помогать. И список этих благородных людей послужил списком арестов и расстрелов. Поэтому призываю: меньше бумаг и всяких документов, а больше дела.
М. О. Шахов: «Допустим, собрались хорошие, умные, речистые, люди. Но кого они представляют?»
Михаил Олегович Шахов:
— Спаси Господи, о. Леонтий. Я бы себе позволил одно маленькое примечание. Для того чтобы действительно заниматься благотворительностью, делать конкретные дела, друг у друга бумажки предки не просили, и мы не должны. Но когда решаются вопросы взаимодействия между старообрядческими Церквями и религиозными организациями, в чем проблема?
Допустим, собрались хорошие, умные, речистые, замечательные люди, священники и миряне, поговорить на тему о том, что бы нам хорошо сделать в отношениях с государством. Но кого они представляют? Только самих себя представляют. Выходит, поговорили и разошлись. Конечно, в рамках общественного движения такой путь имеет право на существование. Но когда по какому-то конкретному вопросу, например, вопросу о передаче и возвращении церковной недвижимости, национализированной советской властью, есть проблемы, то список этих вопросов надо ставить сообща. Договариваться не просто умным людям, а на уровне церковного руководства. Каждый раз для рабочих вопросов встречаться лично владыка митрополит, владыка патриарх, поморские и федосеевские председатели не могут. Все равно от них должны быть представители, которые в качестве послов и имеют соответствующие грамоты и говорят не от себя, а от имени религиозных объединений.
О. Алексей Жилко: «Может ли Церковь учреждать светские общества?»
По вопросу «может ли Церковь учреждать светские общества».
Древлеправославная Поморская Церковь Латвии провела такой эксперимент у себя. ДПЦ в Латвии, как религиозная организация и общественная организация «Русское староверческое общество», совместно утвердили объединение староверов-предпринимателей. Почему именно эти две организации учредили такое движение, которое связано с деньгами, с привлечением денег, с банковскими счетами? А чтобы быть гарантом того, что никто не жульничает ни на каком уровне. Вот председатель псковской общины здесь присутствует, он тоже член этого объединения. Что касается общественной работы, то естественно нужна действенная общественная организация староверов. Но участники этой организации должны сохранять связи с Церковью.
Старовер без Церкви — это что футбольный мяч. И без благословения своего духовного наставника, своего духовника ты ничего не имеешь права делать. Это правило известно всем, поэтому, по моему мнению, негласным попечителем и негласным духовным окормителем, конечно же, должны быть духовные отцы. Это обязательно. Им не обязательно самим участвовать в этой общественной организации, там пусть работают, в вашем понимании, миряне, прихожане, светские люди, но староверы, которые признают авторитет Церкви и подчинены духовному наставнику или своему духовнику. Вот так примерно мне видится построение этого нашего общего дела, и я думаю, вот на такой основе оно будет полезным. Спаси Господи.
А. А. Безгодов: «Какой смысл во взаимоотношениях с органами власти, если мы никаких предложений не выдвигаем?»
Уважаемые участники конференции. Хотелось бы кратко обозначить некие вопросы. Мы начали обсуждать вопросы и общественной работы, и итог — обсудить немножко и работу этой конференции. Все-таки и межстарообрядческая рабочая группа, которая была создана еще полгода назад, создавалась не просто так. Одной из главных ее задач было сотрудничество по вопросам взаимодействия с властями. И что мы слышим сегодня на конференции? Интересные доклады повествовательного содержания о том, кто как живет. Но все-таки хотелось бы использовать замечательную возможность, когда действительно собрались люди со многих стран, с разных материков, континентов, чтобы обсудить непосредственно вопросы, касаемые темы конференции.
И хотелось бы, чтобы в резолюции конференции были не просто благостные фразы, а затрагивались те самые вопросы. Я бы разделил: одни из волнующих вопросов, без которых невозможно двигаться дальше в нашей работе, — это два основных блока вопросов. Первый блок — это вопросы, касающиеся нашего взаимоотношения друг с другом, тут должна быть затронута межстарообрядческая этика, как мы друг друга называем, как мы друг к другу обращаемся, вопросы равноправия и взаимоуважения. Хотелось бы, конечно, чтобы докладчики не поднимали внутренние вопросы своих согласий, такие вопросы нужно в своем, внутреннем кругу обсуждать, а здесь нужно заниматься общей проблематикой, которая существует.
Второй блок вопросов — это наши проблемы в отношениях с обществом и государством. Например, в рамках 400-летия протопопа Аввакума и его общероссийского празднования, мне кажется, нужно было поднять вопрос элементарно о реабилитации протопопа Аввакума. До сих пор в СМИ, в изданиях РПЦ мы видим обвинения в том, что он государственный преступник. То есть, получается, что человека, которого мы считаем святым, государственная власть, так или иначе, считает государственным преступником. Почему бы нам не поднять этот вопрос, обратиться к властям о проведении реабилитации протопопа Аввакума. В том числе у нас же и в части учебников по истории написано, что он церковный мятежник, государственный преступник, хотя уже давно доказано, что это легенда, сочиненная миссионерами.
М. О. Шахов: Алексей, тем более была недавно реабилитация царской семьи, которую тоже казнили без суда, но тем не менее.
А. А. Безгодов: Никаких документов приговора Аввакуму не сохранилось, суда не было. До сих пор непонятно, за что он был казнен. Мы могли бы поднять вопрос, письмо какое-нибудь от имени съезда подписать и направить в разные государственные органы на эту тему. Еще одна тема — признание старообрядчества традиционной конфессией в России. Чиновники часто задают вопрос: «А кто вы такие?». Начинаешь им объяснять, а в ответ: «Вы не являетесь традиционной конфессией России». Давайте придумаем юридический термин, который можно внести в законодательство. А то нас как бы вообще нет в юридическом поле.
о. Алексей Жилко: Старообрядчество, Поморская Церковь указана традиционной конфессией в законодательствах Латвии и Литвы. Надо добиться, чтоб и в России было нечто подобное.
А. А. Безгодов: Совершенно верно.
Мы уже несколько часов слушаем доклады об истории старообрядчества, а надо обсуждать важные вопросы. Какой смысл во взаимоотношениях с органами власти, если мы никакие предложения к власти не выдвигаем и никаких просьб не направляем?
Также можно было бы поднять вопрос о расширении представительства старообрядцев в разных комитетах органов власти, в Совете при президенте, есть комиссия при правительстве, есть комиссия в Государственной Думе, есть Общественная палата, вот мы могли бы поднимать вопросы. Так что я думаю, что мы должны на конференциях не только читать исторические доклады, но и поднимать вопросы о нашем сотрудничестве с властями, обсуждать их, чтобы наша работа здесь не была такой, что просто мы поговорили, разъехались и вспоминали: как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Хочется, чтобы был какой-то положительный результат.
М. О. Шахов: Спаси Господи, Алексей Александрович. Насчет традиционной религии. Действительно, в российском законодательстве нет термина традиционная религия. Сегодня было озвучено приветственное слово главы администрации президента РФ, из которого я позволю себе еще раз зачитать одну фразу:
Наше государство с уважением относится к старообрядчеству, как к традиционной древлеправославной религии, которая на протяжении многих веков играла особую роль в истории России, становлении и развитии ее духовности.
По крайней мере глава администрации официально называет старообрядчество традиционной религией в своем приветственном слове.
Председатель совета РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия» Сергей Петрович Петров (РПсЦ)
Я полностью поддерживаю Алексея Безгодова, который сказал, что необходимо сегодня-завтра подготовить серьезный проект резолюции, после обеда проект раздать, все ли мы учли, чтобы проект был у всех на руках завтра.
М. О. Шахов: Сейчас небольшое количество изготовлено, но не размножено. Потому что мы столкнулись с чисто процедурной проблемой: либо мы вырабатываем проект резолюции, прежде всего, с предстоятелями и руководителями церковных организаций, либо во всеобщее обсуждение, потому что я думаю, что от всех желающих, собрав замечания, мы можем почерпнуть что-то полезное. Во всяком случае в рамках рабочей группы проект резолюции был заранее представлен, но тем участникам конференции, которые непосредственно не входят в церковные структуры, мы можем здесь оставить проект резолюции для ознакомления.
Сергей Петрович: Вы меня немножко неправильно поняли, у каждого в докладе звучали вопросы, и нужно эти вопросы обобщить и к 400-летию представить Правительству. В первую очередь необходимо обратиться по поводу реабилитации протопопа Аввакума. У каждого были вопросы, перечислять не буду.
М. О. Шахов: Сергей Петрович, завтра после утренней и после вечерней сессии выделим время для продолжения обсуждения, и постараемся включить все наработки. Отдельно готовим письмо по ситуации со староверами из Боливии на Дальнем Востоке, и по другим, конечно, будем готовить. Уважаемые участники, сегодня мы нашу работу завершаем, Алексей Николаевич уже высказался, и я попрошу преосвященного владыку Корнилия сказать несколько слов в заключение сегодняшней сессии.
Митрополит Корнилий (Титов), РПсЦ: «Нас действительно загоняют в нишу фольклорной резервации»
Митрополит Корнилий: Благодарю всех, кто готовил и Круглый стол, и эту конференцию, Михаила Олеговича, Максима Борисовича за плодотворную работу, которая завтра будет продолжена. Я держу в руках небольшой листочек, где я написал некоторые тезисы с небольшими комментариями, которые хочу озвучить.
Первое слово было предоставлено святейшему патриарху, который сказал, что мы не должны допустить того, чтобы старообрядчество стало фольклорной резервацией. Очень хорошие слова, нас действительно загоняют в нишу фольклорной резервации. Я думаю, те предложения, которые мы сейчас, дай Бог, вместе напишем, будут способствовать, чтобы этого не произошло. Я благодарен о. Андрею Марченко за рассказ о предпосылках и условиях сотрудничества старообрядчества. И как вывод — надо создавать общественную организацию. Я благодарен Михаилу Моисеевичу Овчинникову за то, что он свой капитал, как он сказал, который ему Бог дал, тратит для того, чтобы спасать свою душу. Он сказал, что у него есть разработанный в Австралии проект устава, и, чтобы нам не изобретать велосипед, можно будет этим уставом воспользоваться. Я благодарен Федору Ивановичу Кирилэ за то, что он предлагает пройти по тому пути, по которому прошли в Румынии, уже 25 лет Русскому староверческому обществу. Мы только приступаем, а у них уже есть опыт, и он нам подсказывает, как преодолеть подводные камни и т. д. Важное слово «соборность» он произнес.
Чем отличаются наши старообрядцы? Они сохранили соборность. Вот эта соборность должна лечь в основу нашего совместного сотрудничества, нашей организации.
Важна и национальная основа. Федор Иванович сказал: «Мы русские». Это очень важно, потому что слово «русские» было под запретом и в советское время; если русский, да еще и православный, то это уже изгой. Сейчас такое время, что мы можем говорить вслед за Суворовым: мы — русские, какой восторг! Вот это такой восторг, мы русские и православные, хранящие традиции. Соборность — национальная русская основа, я думаю, что это нужно учитывать. И, как говорит Федор Иванович, быть вне политики, — это очень важно. Старообрядцы всегда были вне политики — и в царское время и в советское, это в какой-то мере и спасло их от полного разорения. О. диакон Виктор сказал, что мы отдалились друг от друга. Это глубокие слова, действительно отдалились, и пока он не видит общих целей, общих задач. Я думаю, что вот эти два дня должны выявить ему и другим, кто в этом сомневается, что у нас все-таки есть общие цели, общие задачи, и, как патриарх сказал, одна из общих задач — не быть фольклорной резервацией.
Устав организации нужно постепенно создавать, он все-таки должен быть. Я благодарен Александру Пригарину за выступление по Украине, конечно, боль наша, во всех наших сообществах есть там люди, которые переживают страшные трудности, идет давление на русских. Он говорит, что сегодня старообрядчество может спасти русский мир на Украине. Надо подумать над этим, мысль очень важная, но как это реализовать. Может, Александр, ты еще разовьешь свою мысль, как нам помочь в этой ситуации?
Отца Евгения Чунина благодарю за то, что рассказал хотя и о внутреннем нашем деле, паломничестве. Но не менее важно и рассказывать о старообрядчестве внешним. 15% только знают о старообрядчестве, я читал. Как нам сделать, чтобы наше общество знало о старообрядцах. Как эти проценты увеличить? Мы старообрядцы, мы основа, мы корень, спасательный круг, который сейчас нужен нашему обществу. Мы сейчас должны как можно больше о себе рассказывать и показывать свои дела. И, конечно, как о. Никола сказал, что среди верующих наблюдается страшный процесс охлаждения, это не только о беспоповцах речь, а охлаждение и у нас есть, у поповцев. Причина этого — глобализация, пожирающая души, это мы тоже должны понимать.
Важно и 400-летие протопопа Аввакума, это общее дело, и совместное обращение к честной, реабилитированной истории в учебниках, о том, что надо создавать старообрядческие поселения, учитывая неудачный опыт христиан из Боливии. Ко мне тоже обращаются: давайте привлекать старообрядцев к поднятию экономики, сельского хозяйства. Из истории известно, что староверы показывали примеры в свое время, когда горсточку христиан сослали в страшную глушь за раскол, а потом через несколько лет преображалась забайкальская земля. Сейчас к нам обращаются: давайте, старообрядцы, покажите пример, организуйтесь в поселения, деревни старообрядческие, мы вам поможем. Это тоже процесс, который нужно совместно решать, чтобы государство нам гарантировало. Конечно, эти поселения нужны для христиан, приезжающих в Россию из разных стран мира, не только для боливийских переселенцев, но и молдавских, украинских. Вот это очень важно, я думаю, что все вопросы, которые мы обсуждаем, направим от нашей конференции и донесем до самой высшей власти. Это залог того, что наш голос услышат. Благодарю за внимание.
> Но не менее важно и рассказывать о старообрядчестве внешним. 15% только знают о старообрядчестве, я читал.
> Как нам сделать, чтобы наше общество знало о старообрядцах. Как эти проценты увеличить?
Думаю, перестать подчеркнуто относиться к обществу как ко "внешним" дало бы хороший результат в деле этого увеличения. А то получается сами себя изолируют, а потом думают как бы так стать менее изолированными.
"Мы старообрядцы, мы основа, мы корень, спасательный круг, который сейчас нужен нашему обществу. " Какие замечательные слова Константина Ивановича, сколько в них смирения,как они хороши соответствуют Духу Евангелия!
Уважаемый Александр! У нас на сайте действует ряд правил и одно из них касается вопроса межконфессиональной этики. Все духовные лица должны именоваться в соответствии с иерархическими наименованиями, принятыми в их конфессии. Вопросы действительности и каноничности иерархий и духовных лиц не входят в компетенцию редакции сайта, а потому просим Вас придерживаться этого правила. Ссылка на наши правила: ruvera.ru/rules