От редакции:
В крещенские праздники корреспондент газеты «Верещагинский вестник» побеседовал с настоятелем верещагинского храма РПсЦ во имя святителя Николы Чудотворца протоиереем Валерием Шабашовым. Благочинный старообрядческих приходов Уральской епархии РПСЦ рассказал о численности старообрядцев на Урале, о том, как становятся старообрядческими священниками и о своем собственном пути.
В Верещагинском районе староверов примерно 50% от всего числа жителей. Представителей нашей конфессии больше, чем других, и этому есть объяснение. Ведь эти земли когда-то заселили старообрядцы, пришедшие с нижегородской реки Керженец (отсюда — кержаки) и впоследствии смешавшиеся с местным угро-финским населением. Кержаки были потомками стрельцов — военного сословия, не признавшего «никонианства» и петровских реформ. В ряды же стрельцов входили крестившиеся и перешедшие на русскую службу татарские тумены, боярские «дети» (безземельные бояре) и частично посадский люд (ремесленники, торговцы и т. д.). Отсюда, кстати сказать, у нас такое разнообразие фамилий. Например, татарского происхождения — Балуевы («балуй» — мёд), Мальцевы («малай» по-татарски «парень»), Азановы, Гилёвы, Сабуровы, Бузмаковы, а боярского — Красносельских, Ильиных, Петровых…
В основном у нас белокриницкие староверы (поповцы) — четыре прихода. А ещё есть кержаки поморской веры (беспоповцы) — один приход.
Да, совершенно верно. До 30-х годов в районе было 19 церквей и 11 часовен. Но их все позакрывали, а не отступившиеся от веры старообрядцы подверглись гонениям. Священнослужителей отправляли в спецлагеря или расстреливали. Лишь в 44-м году снова была открыта церковь — на улице Звезды (в начале 90-х годов, когда началось строительство новой каменной церкви на улице Фрунзе, это деревянное здание, ставшее непригодным, мы разобрали и сожгли).
Что касается территории КХП… Там и вправду находились церковь (возле того места, где мы установили памятный крест) и старое кладбище, которому было примерно 250 лет. В 50-е годы началось строительство этого завода. При этом не делалось никаких перезахоронений: просто взяли и всё разрушили…
Мы вообще не ведём миссионерскую деятельность. Исходим из того, что люди сами принимают решение возвратиться к своим корням, к вере своих дедов и прадедов. Кто-то проникается ею поверхностно, даже не делая попыток изменить свой образ жизни. А кто-то приходит к пониманию, что необходимо соблюдать все обряды, поститься, не сбривать бороду, не употреблять спиртное…
Хмельной бражку начали делать после революции. Пьянство — это уже наносное, в обычаях староверов этого не было. Старообрядцы пили квас, нехмельную бражку, чай на травах.
В 50-60-х годах ещё были старообрядцы, отвергающие картофель. Сейчас его едят все. Технические новшества? Они старообрядцами осваиваются. Например, один из создателей фирмы «Майкрософт» является нашим соотечественником и старообрядцем по своему вероисповеданию. А насчёт скупости… Да, старовер никогда не даст гостю есть из своей посуды. Но это скорее вопрос личной гигиены, и в этом нет ничего предосудительного.
В 93-м году мы такую школу открыли. В неё тогда записались 170 человек. Но сейчас мы от этого отошли: отбираем 8-10 ребят (самых приверженных) и усиленно занимаемся именно с ними.
Ещё мы проводим встречи старообрядческой молодёжи, чтобы они знакомились и женились между собой.
Я считаю, что это запланированная трагедия. Потому что больше половины таких браков заканчивается разводом, а страдают от этого дети. Если в семье нет единомыслия, то неизбежно возникает недопонимание между супругами.
В старообрядческой церкви никто никого не назначает. И священников, и епископов выбирают авторитетные представители общин. Семинарии священники-старообрядцы тоже не заканчивают. Правда, несколько лет назад в Москве появилось двухгодичное училище: в этом заведении даются знания о церковном уставе, но это, своего рода, курсы повышения квалификации.
Во-первых, родился я в посёлке Горбатовка Горьковской области в семье старообрядцев поморской веры (поэтому в младенчестве меня крестил мирянин, а не священник). Всем староверам приходилось скрывать свою принадлежность к старообрядчеству, и поэтому перед тем, как идти в детский садик, родители с меня снимали крестик. О старообрядчестве я много узнавал от своей бабушки, в деревню к которой меня отправляли на лето. В 14 лет я отказался вступать в комсомол. Перестал скрывать, что я старовер, и по причине этого меня начали «гнобить» преподаватели: ни слова не говоря, занижали оценки. Пришлось перевестись из этой школы в другую, а потом, когда за «поведение» меня оттуда исключили, — в вечернюю. В 19 лет призвали в армию, я попал в войска связи, и не куда-то, а в Московский военный округ. Начальство, узнав, что я старовер, меня сразу же «выслало» на Украину, в Винницу. Устроился электриком на завод. После этого три года проработал электриком на водокачке, пока в 79-м меня пригласили в Минусинск (город в Сибири) стать священником старообрядческой церкви. Там я успел организовать четыре прихода, пока мне не пришлось оттуда уехать. Здесь же, в Верещагино, я живу и занимаюсь священнической деятельностью с 85-го года. За это время организовал 12 приходов в Пермском крае и 8 в Свердловской области. Вот таков мой путь священника-старообрядца…
Конечно! Таких здесь много… Могу даже кое-кого перечислить: Михаил Иванович Тиунов — владелец типографии, Алексей Геннадьевич Имполитов — хозяин мебельного цеха, Роман Овчинников — у него в хозяйстве 6 (!) коров, Денис Овчинников — не имея ничего, обзавёлся семьёй и почти с нуля построил дом… Людей, жалующихся на жизнь и впадающих в уныние, среди настоящих старообрядцев нет. И благодаря этому качеству, а также высокой работоспособности и отказу от употребления алкоголя они добиваются материального благополучия. О чём это говорит? О том, что старообрядцы — это люди, сильные духом, в них есть «стержень»…
Артём Шишкин, корреспондент газеты «Верещагинский вестник». Перепечатано из № 6 (611) от 5 февраля 2016 года
> жалующихся на жизнь и впадающих в уныние, среди настоящих старообрядцев нет.
> И благодаря этому качеству, а также высокой работоспособности и _отказу от употребления алкоголя_
> они добиваются материального благополучия.
В РПсЦ раскол? Когда я пробовал обсуждать со староверами РПсЦ идею отказа от алкоголя был сурово гоним за эту нелепую идею, что пру против святоотеческих благословений потреблять, просто не шипко.
По святоотеческим поучениям пьянство всегда порицалось. Если кто-то другого мнения, не значит, что он прав.
Да в церковной лавке на Рогожском тоже немало книг о вреде пьянства, мне это очень понравилось, я даже купил стопку одних брошюр, чтобы отнести для раздачи в храм один сельский новообрядческий.
На деле же квасят староверы, судя по всему. И ладно бы, кто без греха. Но при этом зело суровые в отношении других правил, которые усилия не требуют — типа бороды, например. А вот не видел никогда разборок, чтоб за трезвость боролись так как за бороду.
> Семинарии священники-старообрядцы тоже не заканчивают.
> Правда, несколько лет назад в Москве появилось двухгодичное училище:
> в этом заведении даются знания о церковном уставе, но это, своего рода,
> курсы повышения квалификации.
То есть богословского образования священники не получают. Встает вопрос: а как проповеди говорить без образования? И главное — ведь духовные чада и прихожане будут вопросы задавать, неизбежно. Как без богословского образования отвечать на вопросы? Особенно вопросы современные, касающиеся истинности православия, отношению с другими религиями, о современных реалиях (интернет, медицина, наука и т.п.)
В списке дисциплин МСДУ апологетика на последнем месте. На мой взгляд это катастрофа.
Хотя, о.Валерий сам определяет роль училища как неких курсов повышения квалификации по уставу, то есть дает невысокую оценку общему уровню этого заведения.
Да, это катастрофа. Систематическое духовное образование у нас почти на последнем месте.
На сайте МСДУ кстати нет преподавательского состава, что странно. Обычно учебные заведения на сайтах публикуют информацию о преподавателях.
Раньше я знаю в МСДУ работал тот же А.В.Муравьёв. Должно быть очень интересные были занятия, я сейчас его лекции и передачи смотрю на YouTube, он очень интересно рассказывает.
Потому, что раньше в МСДУ преподавали преподаватели с научными степенями, а теперь преподают сами студенты, неудобно их указывать.
Остается лишь спросить "в воздух" каким образом умудрились ушатать единственное училище, чтоб в нем не стало преподавателей.
> Ещё мы проводим встречи старообрядческой молодёжи, чтобы они знакомились и женились между собой.
Интересно в каком формате такие встречи происходят? Вечеринки организовываются? Или какой-то совместный труд?
> Пьянство — это уже наносное, в обычаях староверов этого не было.
> Старообрядцы пили квас, нехмельную бражку, чай на травах.
В традициях современных старообрядцев, если верить их же словам, вполне прижились обычаи пить в чебуречной то, что горит. И ничего, нормально, благочестию не мешает. Это вот бороду сбривать нельзя.
Что ты пристал? Не нравится борода, чебуречные, ревнители, традиции.. ноешь как баба. Не нравится- не ешь! Запачкал все записи своим нытьем! Иди к Кураеву!
Сергий, не ходите к Кураеву. Посещение сомнительных заведений не соответствует понятиям о христианском благочестии. По поводу бороды — у каждого свои взгляды, согласные с привычным образом жизни. А кто такие "ревнители" — лично мне не всегда понятно.
а ревнители для него те кого он сам определит, все те кто с ним не согласен и есть ревнители.
Про ревнителей.
Как раз сегодня нашел вот эту запись, в прикрепленном документе в колонке слева (которая "Старообрядцы") хорошо тезисно сформулировано кто такие ревнители. Очень кстати сегодня эта находка, а заодно и то, что это не от меня идёт, а от другого человека, кстати старообрядца: https://vk.com/olgasamsonova?w=wall171048607_293
Там заодно в комментариях интересно.
К бороде, традициям и даже чебуречной у меня вполне спокойное отношение. Я против перекошенного отношения к этим явлениям. Спокойно надо, умеренно, без ревности. :)
А к Кураеву я не пойду, зачем. Лучше Кураев придет к вам! :)
Сергий, а если человек "смешанного типа" т.е., с одной стороны т.н. "обрядовер", а с другой — спокойный, доброжелательно настроенный по отношению к окружающим, он "ревнитель" или нет? Ведь написано, что "обрядоверы" не могут любить других людей, горды, завистливы, эгоистичны, не удовлетворены своей жизнью и пр.. Последние качества обязательны для "ревнителей" или можно быть "ревнителем" и без них?
Да можно и без них. Можно и обрядовером быть, но при этом не отстаивать свою правоту в агрессивной манере, быть рассудительным, уметь находить золотую середину и терпение иметь по отношению к несогласным.. Как-то так. Я уж молчу про всякие выходки типа изгнания из храма или самоуправство там.
Документ по ссылке рассматривает крайности, все люди я думаю где-то посередине между правым и левым столбцами. И плохо когда по совокупности качеств человек оказывается все же намного ближе к левому столбцу.
Т.е., получается три типа "ревнителей".
1. "Обрядовер" с ярко выраженными негативными чертами характера.
2. "Обрядовер", не имеющий ярко выраженных негативных внутренних качеств характера.
3. "Обрядовер" смешанного типа.
Но это очень неопределенная формулировка, под которую могут подойти самые различные люди. И кто самого себя поместил бы в левую колонку? Т.е., признал бы самого себя грешным человеком? Грешными, как известно, считали себя все святые праведники, а люди, которые сами далеки от святости, напротив, своих грехов стараются не замечать, замечают за другими. Это намного проще.
По жизни, кстати, еще часто встречаются люди с "тяжелым характером", которые к "обрядоверию" никакого отношения не имеют, в т.ч. и в церкви.
Я повторю, что все люди находятся между левой и правой колонками чего бы они про себя не думали. Ревнительство это не грешность в целом, это скорее преобладание определенных качеств из левой колонки. Кстати, для кого-то люди с качествами из правой колонки тоже могут быть нежелательным прототипом поведения, их могут называть либералами, экуменистами и т.п. То есть те, кто не считает допустимым ругаться, драться, кто любит рассуждать и осмысливать, а не брать под козырек и исполнять чего книжка или батюшка прикажет и т.п.
> Мы вообще не ведём миссионерскую деятельность. Исходим из того,
> что люди сами принимают решение возвратиться к своим корням,
> к вере своих дедов и прадедов.
На основании чего люди должны принимать такие решения, интересно.
"люди сами принимают решение возвратиться к своим корням,
> к вере своих дедов и прадедов.
На основании чего люди должны принимать такие решения, интересно".
Надо полагать, что здесь имеет место конкретный жизненный опыт. Т.е., каким образом строить церковно-приходскую жизнь, чтобы число прихожан постоянно увеличивалось. Сейчас очень много самой разнообразной информации, которая заменяет миссионерскую деятельность. Но человеку надо самому задуматься, переосмыслить, заинтересоваться церковной службой. Прийти в церковь. Постоять на молитве. Если богослужение проходит стройно и благоговейно, человека опять потянет в эту церковь. Так, постепенно, придет решение "возвратиться к своим корням".
Но много зависит и от самого приходящего человека. Что для него важнее — подмечать чужие грехи и недостатки или искать спасения для собственной души.
Мне чужда и непонятна идея, что люди должны как-то сами приходить к Богу. Все же Исус снарядил и отправил апостолов во все концы света, чтоб те несли благую весть. Апостол Павел ходил и проповедовал. За всеми за ними записывали, теперь вот имеем книги Евангелия.
Люди не должны сложа руки сидеть на мой взгляд в вопросах приведения к вере других людей. Чего получится от миссионерства это уже по Божией воле, но люди должны делать в этом направлении усилия, а результат уж как Богу будет угодно. "От тебя усилие, от Бога результат" — хорошая фраза из одной лекции А.Кураева. Очень хорошо отражает суть синергии на мой взгляд.
Нет, я понимаю, что может не быть ресурсов и т.п. Это все понятно. Но одно дело когда люди хотят и не могут, а другое когда просто говорят типа и без миссионерства нормально.
Сергий, на Урале результат на лицо — растут и укрепляются приходы, строят церкви, увеличивается число прихожан. В конце 80-х начинали буквально с нуля, теперь на больших приходах людям уже тесно стоять в церкви на великие праздники. "Миссионерская работа" не должна быть грубой и навязчивой, надо входить в контакт с окружающим населением так, чтобы был конкретный результат от этого.
Когда апостолы ходили с проповедью, тогда не было возможности прийти на службу в церковь и послушать проповедь. Сейчас такая возможность есть, все знают, что в церкви проходит служба, в конце священник говорит проповедь. Кто желает, придет и послушает.
Но если человек не расположен к вере, тут уже никто ничего не сможет сделать, чтобы обратить его. Сколько Господь Сам ходил среди людей и чудес совершал, и то — не все верили. Сейчас сколько угодно информации, чтобы читать и думать и делать выбор.
> Сейчас такая возможность есть, все знают, что в церкви проходит служба, в конце священник
> говорит проповедь. Кто желает, придет и послушает.
С позиции человека со стороны вопросы примерно такие: А почему человек должен прийти именно в церковь, чтобы что-то послушать? Разве там можно что-то послушать кроме нескольких часов заунывных и непонятных распевов? А почему именно в вашу церковь, а не в другую?
Вы говорите с позиции человека который имеет определенную предрасположенность к вашей церкви. А многие ведь не такие. Человек может такого заряда не иметь. У него есть вопросы, есть интуитивные ощущения, потребности, поиск, но он ещё совсем и совсем не расположен к вам. В своем совсем вольном поиске он быстрее зацепится за что-то более доступное, понятное и т.п. типа ведичества, магизма, ещё какого-нибудь окультизма… И хорошо, если пройдет через это и к вам придет потом. А может и нет.
Ждать, что все же придёт когда-то можно, но… А почему из пассивной в активную фазу не перейти, и не выловить это из проруби шатаний заранее, не направить сразу к себе. Но это вряд ли может быть в рамках проповеди на службе — проповедь на службе это уже для тех, кто ходит в церковь, для своих, а не внешних. Внешних надо выцеплять, не назойливо, но все же выцеплять. А это требует именно миссионерской работы в формате, понятном и приемлемом теми кого надо убедить прийти в церковь. Это активная, а не пассивная позиция.
В этом плане молодцы новообрядцы которые используют для общения с людьми даже такие средства как Instagram и Periscope — отвечают на вопросы, беседуют с молодежью. Это здорово, что попы спускаются с высоты куполов и показывают, что могут быть понятны, что понимают проблемы и вопросы людей, могут обсудить их на понятном языке и постараться помочь. Я думаю после этого люди уже как раз и придут в церковь, понимая, что там ответы на их важные вопросы и не только.
Я не думаю, что за 2 тысячи лет поменялась модель распространения веры с активной на пассивную.
Сергий, распространяют веру те, кто открывает приходы и собирает прихожан. НО если у человека нет "предрасположенности" к нашей Церкви, как помочь такому человеку? Если у него нет внутреннего расположения к вере? Если он убежденный скептик? Господь столько чудес сотворил, и Ему не поверили. И апостольской проповеди и чудесам не верили. Те, у кого не было соответствующего внутреннего "расположения". ОБ этом и речь, что к чему человек сам расположен, к тому потянется и поверит. И Господь говорит в Евангелии, что Ему иудеи не поверили, но придет антихрист, тому поверят. "Внешних надо выцеплять". Когда "внешние" начинают ходить в церковь то, со временем, становятся "внутренними" и к этому много примеров. Иначе — никак.
> НО если у человека нет "предрасположенности" к нашей Церкви, как помочь такому человеку?
Сегодня нет завтра есть. Это не обязательно быстрые результаты. Живет человек, в ус не дует, но так будет не всегда. Что-то случится, что заставит его задуматься о тех вопросах на которые и отвечает вера. И тут он может вспомнить слова которые когда-то услышал от проповедника и тогда не отнесся к ним серьезно и кажется забыл, а тут вспомнит и по-другому уже их осмыслит, и глядишь в церковь придет или найдет другой способ установить контакт с батюшкой, чтобы поговорить, ещё что-то спросить.
Скажу некрасиво, но это как реклама. Задача не в том, чтобы посмотрев ролик все разом кинулись купить. А ещё и в том, чтоб в голове засело что-то, что выстрелит когда настанет время.
Это как семя которое надо кинуть в почву, но нельзя сказать точно когда оно взойдет. И взойдет ли. Но кидать надо. Поэтому и ходит тот же Кураев даже по некоторым рок-концертам (кстати, редко и далеко не на все), чтоб в каком-то приемлемом формате, но раскидывать семя среди молодых и очень пока от церкви далеких, возможно. Да, задача миссионера быть в меру, но навязчивым. Вбрасывать семена веры туда куда их вряд ли само задует.
Конечно гарантий нет никаких, что взойдет каждая семечка, или даже каждая вторая. Но "от тебя усилие, от Бога результат". Только так. Делай что должен и будь, что будет.
>>> один из создателей фирмы «Майкрософт» является нашим соотечественником и старообрядцем по своему вероисповеданию.
Никогда не слышал, чтобы кто-то из основателей "Майрософт" был старовером. Это что-то уж очень новенькое. Может Билл Гейтс втайне от жены стал последователем древлеправославия после своей благотворительной миссии в Африке при посещении старообрядческой общины в Уганде?) Или Пол Аллен решил подвизаться? А может Стив Балмер перестал посещать синагогу?)
Речь, скорее всего, идёт об одном из основателей Яндекса, который спонсирует, косвенно, в том числе и этот сайт.
Представители компании Яндекс никогда (явно или косвенно) НЕ финансировали сайт "Руская вера".
Роберт Стабблбайн был партнером Аркадия Воложа (основателя Яндекса) по продаже компьютеров, у них была фирма Comptek.
Спаси Христос за статью.