Недавно в гостях у порталов «Духовное Сопротивление» и «Портал-Credo» был протоиерей Андрей Марченко, сотрудник Миссионерского отдела Русской Древлеправославной Церкви и богослужебной комиссии. Представляем интервью, в котором один из самых грамотных священников РДЦ отвечает на ряд интересных вопросов.
«Духовное Сопротивление»:
Я родился на Брянщине, в г. Новозыбкове. В совершенно нерелигиозной учительской семье. Между тем меня с детства заинтересовала история, и особенно история религии. В итоге в 19 лет я принял крещение в Русской Древлеправославной Церкви. Следует сказать, что мою встречу с Древлеправославием упростило то, что в г. Новозыбкове в то время располагался духовно-административный центр Древлеправославной Церкви.
Новозыбков в прошлом принадлежал к числу Стародубских слобод, которые в свою очередь многие годы являлись одним из оплотов староверия, наравне с Веткой, Иргизом и легендарным Керженцем. После окончания Высшего Древлеправославного Духовного Училища в 1996 году я был рукоположен в сан священника и направлен на постоянное служение в Кемеровскую область в небольшой притаежный поселок Урск, где и продолжаю служить Богу и Церкви до настоящего времени (протоиерей Андрей является настоятелем храма Архангела Михаила в г. Урске — прим. ред.). Помимо приходского служения я выполняю еще ряд церковно-общественных послушаний, в частности, являюсь сотрудником Миссионерского отдела Русской Древлеправославной Церкви.
Слово «секта» пришло в русский язык из латыни. Означает оно следование некому учению. В современном языке данное слово приобрело более конкретный смысл и его используют для обозначения религиозных обществ или групп, отделившихся от основного для них религиозного течения и находящихся в непримиримом с ним идеологическом, а порой и физическом конфликте. Собственно, с юридической точностью определить, какое из религиозных обществ является традиционным, а какое новым или тем более сектой, достаточно сложно.
В настоящее время государство выделяет в качестве традиционных целый ряд конфессий: Православие, Ислам, Иудаизм, Буддизм, Протестантизм, Католицизм, Миафизитизм. По крайней мере представители всех этих конфессий входят в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Но и к ним понятие «традиционная» применимо достаточно условно. Традиционная — это значит исторически связанная с населением конкретной местности. Понятно, что если для центральной России таковой конфессией будет являться Православие, то для Северного Кавказа — Ислам, а, например, для Бурятии — Буддизм. Именно поэтому следует все-таки обращать внимание не на время появления той или иной религиозной организации, а на то, какие идеи, взгляды она старается насадить в обществе. Если религиозная организация подрывает общественный порядок, ограничивает личную свободу, покушается на здоровье и имущество граждан, то деятельность такой организации, безусловно, следует прекратить, причем не взирая на то, сколь долго эта организация существует на территории страны и на все прочие ее возможные заслуги перед обществом.
Следует все-таки разделять понятия Древлеправославие и старообрядчество. Старообрядчество — это обобщенное наименование всех согласий и религиозных групп, содержащих богослужебные книги, чины и обычаи, бывшие в Русской Православной Церкви до реформы патриарха Никона. Таким образом, это наименование одинаково можно отнести и к поповцам, и к беспоповцам, и к единоверцам — старообрядцам, находящимся в лоне новообрядческой церкви (РПЦ МП). То есть старообрядчество – это достаточно широкое понятие, а вот Древлеправославие — понятие узкое. Его, безусловно, относит к себе каждое из старообрядческих согласий, но никогда и никакое из них всерьез не отнесет это понятие к другому старообрядческому согласию, поскольку данный термин относится уже к вопросу вероисповедания.
Итак, мы, древлеправославные христиане, относим понятие «Древлеправославие» исключительно к Древлеправославной Церкви. Русская Древлеправославная Церковь, с точки зрения ее чад, является Православной Поместной Русской Церковью, которая была образована в Х веке вследствие крещения киевлян св. равноапостольным князем Владимиром. С точки же зрения религиоведческой науки, на основании экспертиз которой государство принимает те или иные решения в отношении религиозных организаций, Русская Древлеправославная Церковь состоит из потомков православных христиан, не принявших церковную реформу патриарха Никона в XVII веке. Чада Древлеправославной Церкви проживают практически во всех регионах России и в целом ряде стран ближнего и дальнего зарубежья. Где-то они составляют небольшие религиозные группы, а где-то, как, например, в Бурятии и Поволжье, их число измеряется многими тысячами.
Итак, Русская Древлеправославная Церковь существовала в нашей стране и при монархическом строе, и при большевистском, существует и в современной России. Таким образом, для нашей страны Русская Древлеправославная Церковь является, несомненно, традиционной конфессией.
Относительно сектантства внутри Древлеправославия следует сказать, что таковое просто невозможно, ибо Православие на то и Православие, что оно не сектантство, а вот под видом Древлеправославия сектантство, безусловно, скрываться может. Но коль скоро, как я уже сказал, определение той или иной религиозной группы, как сектантской, дело весьма субъективное, то сложно назвать какую-то группу конкретно. Ясно, что для Древлеправославной Церкви по сути все не имеющие с ней общения старообрядческие согласия являются сектами. Но они имеют государственную регистрацию, их существование на территории нашей страны насчитывает многие десятилетия, то есть для светского государства они ничем не менее традиционны, чем Русская Древлеправославная Церковь.
Как я уже сказал, таковой является любая религиозная организация, которая подрывает общественный порядок, ограничивает личную свободу, покушается на здоровье и имущество граждан. Традиционно такие организации называются тоталитарными сектами. Но это могут быть и мошеннические псевдорелигиозные организации, действующие по принципу финансовой пирамиды. Однако экспертную оценку деятельности религиозных организаций должны делать компетентные государственные органы, а не идейные противники, мнение которых всегда ангажировано. Для нас же позиция Древлеправославной Церкви является исключительно правильной, соответственно, убеждения всех прочих религиозных организаций мы считаем в той или иной мере ошибочными. Между тем Древлеправославная Церковь занимает миролюбивую позицию и терпимо относится ко всем людям, уважая их право на свободу совести, свободу верить или не верить вовсе.
Тоталитарные и оккультные организации лишают человека индивидуальности, свободы, да и просто зачастую обкрадывают его. Естественно, что, нанося урон конкретному представителю общества, такие организации наносят вред и обществу в целом. Вырванный сектой из общества человек, если бы был защищен от встречи с представителями подобных организаций, то возможно смог бы себя реализовать на благо общества, и вполне возможно, что весьма успешно. Такие организации лишают общество возможно и не рядовых его членов, но потенциальных руководителей, созидателей, людей науки, искусства и т.п.
Общество таким образом обедняется, а при усилении тоталитарных и оккультных организаций и вовсе могут пошатнуться основы общественного строя. Можно лишь с содроганием предполагать, какие ужасы с собой может принести доминирование в обществе каких-либо тоталитарных или оккультных взглядов, представители которых, как правило, отличаются крайней нетерпимостью к любому проявлению инакомыслия.
Это весьма деликатный вопрос. Государство наше светское и таким пусть и остается. Светская власть не имеет права вмешиваться в духовную жизнь своих граждан, если те, следуя своим религиозными предпочтениям, не нарушают государственное законодательство. Полагаю, что для регулирования этого вопроса достаточно существующего закона о религиозных объединениях и Уголовного кодекса. Государство, однозначно, должно изучать основы вероучения всех существующих на территории страны религиозных объединений и проверять эти убеждения на соответствие или несоответствие существующему уголовному законодательству, то есть пресекать деятельность прикрывающихся религиозной риторикой мошеннических групп, финансовых пирамид, террористических организаций, душевно больных проповедников-индивидуалистов.
А решать, в кого верить, как верить, как совершать богослужение, когда и где — это не должно являться правом государства, но правом личной совести каждого из граждан. Что, собственно, гарантировано 28-й статьей действующей Конституции РФ, гласящей:
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Таким образом, религиозная политика нашего государства должна заключаться во всемерном обеспечении соблюдения данной статьи Конституции, но при этом государство также должно следить за тем, чтобы свобода одних граждан страны не нарушала права и не ущемляла свободы других ее граждан.
«Портал-Credo»:
Думаю, что общезначимым событием было закрепление на законодательном уровне неприкосновенности священных текстов четырех мировых религий. Теперь их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами. Это, безусловно, хорошо, ибо не секрет, что определенным образом составленные компиляции цитат из священных для мировых религий текстов нередко используются для оправдания различных недостойных поступков. Например, вырванные из контекста новозаветные слова «Царство Небесное силою берется» (Мф., 11:12) или «Вера без дел мертва» (Иак., 2:26) стали некогда главными лозунгами кровавого восстания анабаптистов в Западной Европе. Но виноват ведь не Христос и не апостол Иаков, а превратные толкователи их слов. Слава Богу, что теперь, как говорится, власти будут отделять мух от котлет.
Также важным для всех религиозных объединений, с моей точки зрения, являются изменения в законодательстве относительно их хозяйственной деятельности. Религиозные организации, ведущие хозяйственную деятельность, теперь избавлены от обязанности представлять в юстицию целый ворох никому не нужных бумаг. Возможно, это не такое заметное событие, как, например, обсуждаемая всеми отставка Чаплина, но уверен, что те, кого оно касается непосредственно, считают оное событие куда болеет важным, нежели кадровые перестановки в РПЦ МП.
Да, думаю, что войдет. Прежде всего, по первой вышеназванной причине. Но и конкретно для Русской Древлеправославной Церкви это год целого ряда свершений, которые, безусловно, были бы невозможны в случае отсутствия религиозной свободы в России. Ну а то, что многое, что не удавалось реализовать в прошлые годы, удалось реализовать именно в этом году, говорит о том, что, по крайней мере, для нашей Церкви уходящий год — скорее, год побед, нежели поражений.
После 13 лет бюрократического футбола Минюст все-таки зарегистрировал Гражданский Устав нашей Церкви с изменениями, внесенными в него в связи с восстановлением Патриаршества в 2002 году. За 350 лет после раскола поставлен первый древлеправославный митрополит.
В Москве после многолетних мытарств по чиновничьим кабинетам нам все-таки вернули колокольню Екатерининского храма на Бауманской. Колокольня в руинах, но возвращение ее символично, ибо это первый объект в Москве, возвращенный нам за постсоветский период, из тех, что исторически принадлежат нашей Церкви. Надеемся, что, с Божьей помощью, нам удастся вернуть себе и другие.
В Бурятии в августе прошло значительное мероприятие — Встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума». Внимание к древлеправославным христианам, к старообрядцам на государственном уровне проявляется нечасто, поэтому мероприятия, подобные названному, имеют особую для нас ценность, ибо дают возможность использовать государственный ресурс, чтобы рассказать о себе, о своей вере, истории, культуре.
От года, собственно, ничего не ждем. Меньше ожиданий — меньше разочарований. Но надежды, безусловно, есть. Надеемся, что Бог поможет нам правильно и доходчиво донести суть своей веры и церковной позиции до всех, кто ей заинтересовался и заинтересуется в грядущем году. Наши интересы ведь, на самом деле, в основном ограничены церковной миссией, ибо в этом мы видим приоритетную задачу Церкви. Именно это заповедовал Церкви Христос Спаситель:
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф., 28:19–20).
Нам не интересна политика и политическая борьба. Но если появятся условия для активизации социальной деятельности в наших общинах, то этому мы также будем рады. Надеемся и на то, что сможем найти общий язык со старообрядческими согласиями в рамках начавшегося трехстороннего сотрудничества РДЦ, ДПЦ и РПСЦ. Надеемся, что уже в близкой перспективе это сотрудничество будет полезно не только его непосредственным участникам, но и всему российскому обществу.
Источники: антисекта.рф, portal-credo.ru
Прочел интервью с сожалением, как-то поспешили авторы с эпитетом: по слову А.Марченко, он родился в нерелигиозной семье, а "Русская Древлеправославная Церковь состоит из потомков православных христиан, не принявших церковную реформу патриарха Никона в XVII веке". Кто ошибся, списатели? Ан нет:
1.«Итак, Русская Древлеправославная Церковь существовала в нашей стране и при монархическом строе, и при большевистском, существует и в современной России. Таким образом, для нашей страны Русская Древлеправославная Церковь является, несомненно, традиционной конфессией».
Однако, сомнительно существование Русской Древлеправославной Церкви как единой организации при монархическом строе, если она де-юре действует с раскола новообрядческой церкви в 1923г. при большевиках, а ее иерархи, кажется, из запрещенных в служении обновленцев с соответствующей репутацией.
Оно, конечно, «Русская Древлеправославная Церковь, … является Православной Поместной Русской Церковью, которая была образована в Х веке вследствие крещения киевлян» и находилась в глубоко законспирированном подполье более трех с половиною веков.
2. сказано: «Ясно, что для Древлеправославной Церкви по сути все не имеющие с ней общения старообрядческие согласия являются сектами.» то есть религиозными организациями, которые подрывают общественный порядок, ограничивают личную свободу, покушаются на здоровье и имущество граждан, т.е., предположим, часовенное согласие по А.Марченко – секта, да еще «подрывает». Да и РПсЦ тоже скорее «секта», т.к. именно в РДЦ «За 350 лет после раскола поставлен первый древлеправославный митрополит» в мире! И как собираются оправдать после этого их надежду в РПсЦ? – «Надеемся и на то, что сможем найти общий язык со старообрядческими согласиями в рамках начавшегося трехстороннего сотрудничества РДЦ, ДПЦ и РПСЦ.» при том, что «Для нас же позиция Древлеправославной Церкви является исключительно правильной, соответственно, убеждения всех прочих религиозных организаций мы считаем в той или иной мере ошибочными».