Завтра, 31 декабря 2015 года, исполняется 12 лет со дня упокоения митрополита Алимпия (Гусева), Московского и всея Руси. Представляем воспоминание о нем чтеца Михаила Терентьева, а также приводим обращение владыки к благоревностным чадам Церкви Христовой, как нельзя актуальное в канун светского Нового года. В статье использованы исключительно архивные уникальные фотографии, публикующиеся в интернете впервые.
***
Владыка Алимпий (в миру Александр Капитонович Гусев) родился в 1929 году в Нижнем Новгороде в семье коренных старообрядцев. В 1932 году семья переезжает в г. Лысково Горьковской (Нижегородской) области. Здесь прошли детство и юность будущего Первосвятителя. С 16 лет Александр начал свой трудовой путь: работал бакенщиком на Волге, пожарным. Военную службу проходил на флоте в г. Кронштадте.
Где бы ни работал будущий святитель, он старался не пропускать церковные службы, ездил молиться за 100 км от дома в г. Горький. В 1966 году стал уставщиком в Успенской горьковской общине. Через год, дав обет безбрачия, он был посвящен в сан диакона архиепископом Иосифом. 19 лет прожил в келье на колокольне Успенского собора, исполняя иноческий устав. На Освященном соборе 1969 года диакон Александр избирается кандидатом в епископы. Но святительская хиротония совершается только в 1986 году. Это было критическое для Церкви время: из архиереев оставались только архиепископ Никодим, епископ Анастасий (оба престарелые и больные, в течение 3 месяцев оба скончались) и епископ Евтихий, который, по словам владыки Анастасия, «тоже не лучше». Новопоставленный епископ Клинцовско-Ржевский Алимпий спустя всего 3 месяца после хиротонии становится главой старообрядческой Церкви, сначала как местоблюститель, затем с июля этого же года как архиепископ Московский. 24 июля 1988 года по соборному решению архиепископа Алимпия возводят в сан митрополита Московского и всея Руси.
Митрополит Алимпий 17 лет стоял во главе Церкви. За эти годы он рукоположил 6 епископов, десятки священников и диаконов, около сотни чтецов, освятил два десятка новопостроенных храмов.
При нем состоялась первая после 70 лет встреча Московского первосвятителя с главой зарубежных братьев-старообрядцев, владыка был включен в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России…
Нашему поколению довелось запомнить владыку уже убелённым сединами: добродушный старец, в котором исполнялись слова Спасителя:
Будьте как дети!
Несмотря на свою простоту, митрополит Алимпий был яркой личностью. Благодаря ему Церковь после распада Советского Союза сумела избежать территориальных разделений. При нем Церковь процветала и расширялась — почти вдвое увеличилось количество приходов, значительно пополнились ряды священнослужителей: на похоронах владыки присутствовали 5 епископов, более 70 священников, бесчисленное множество стихарных.
Всегда светлая и радостная улыбка первого митрополита Московского и всея Руси и безграничная любовь ко всем согревали старообрядцев России и ближнего зарубежья, поэтому его кончина 31 декабря 2003 года стала большой утратой для всей Церкви. 4 января 2004 года Покровский собор на Рогожском поселке был переполнен. Несколько тысяч христиан со слезами на глазах провожали своего любимого архипастыря в последний земной путь.
***
В журнале «Вестник Митрополии» за март 2001 года опубликовано обращение владыки Алимпия к благоревностным чадам Церкви Христовой.
Об отношении христиан к телевидению
Церковным чиноначалием Русской Православной Старообрядческой Церкви и мной лично в беседах с христианами и в церковных проповедях многократно говорилось о том, как должно относиться благоревностным чадам Церкви Христовой к такому пагубнейшему явлению современной жизни, как увлечение телевидением.
Смотрение развлекательных телевизионных программ и передач, художественных и игровых фильмов относится ко греху лицедейства и праздному времяпрепровождению, что осуждено святыми отцами нашей Церкви еще в первохристианские времена. Но никогда эта язва не поражала мир с такой силой, как это случилось сейчас. Ныне практически в каждом доме, практически в каждой семье имеется телевизор. Нужно признаться, что в жизни христиан он стал играть огромную роль. Телевизор занял «почетное» место в доме, то место, тот красный угол, в котором еще одно-два поколения назад ставились святые образа. Так и в нашей жизни, и в жизни наших детей этот «магический ящик» зачастую занимает место иконы и крадет время молитвы, душеполезного святоотеческого чтения, а порою и время родительских хлопот и даже сна.
Телевидение, видеопродукция, кино, радио, компьютерные игры, светская пресса оказывают мощное воздействие на психику человека. В настоящее время они во многом определяют поведение личности, формируют его мышление. Это воздействие настолько велико, что средства массовой информации в обществе называют четвертой властью. Но пресса часто заполняет информационное пространство (то есть сознание человека) вредной и опасной для души информацией.
Наиболее легко поддаются телевизионному воздействию наши дети, чья психика, чье христианское мировоззрение еще не сформировано. Благочестивое поведение человека формируется памятью о предках, историей своего рода, личных качеств, унаследованных от родителей. Нормальное воспитание строится на воспроизведении духовных христианских ценностей, передаваемых из поколения в поколение. Сравните, сколько времени мы позволяем детям проводить возле телевизора, радио, компьютера или магнитофона с тем временем, которое уделяем на христианское воспитание детей. Кто же формирует наше будущее? Где наши дети? И почему их сегодня нет в наших храмах?
Сегодня средства массовой информации, и прежде всего телевидение, отняли у родителей инициативу воспитания детей. Происходит трагический разрыв поколений, когда наши дети перестают быть продолжателями христианской культуры, но становятся по образу мысли и поведению в полной мере людьми светскими.
Не нужно думать, что телевидение вредно только детям, им порабощаются и взрослые люди. Грех лицедейства не заключается только в участии в зрелищах. Смотрение зрелищ и позорищ в полной мере является богомерзким и осужденным Святою Церковью занятием. Однако христиане не только не борются с этим грехом, но даже не исповедуются за лицедейство. Наше бесчувствие и падение доходят до границ, когда не только паства, но и не все пастыри Церкви Христовой считают смотрение телевидения грехом.
Конечно, любая техника и любая вещь может быть использована человеком как на злое, так и на доброе. Может быть, некоторым христианам, включающим телевизор лишь для просмотра информационных передач, новостей и документальных фильмов, удается избежать греха. Но даже такие христиане «ходят опасно». Могут ли они гарантировать, что дети или другие христиане, видя в их домах телевизор, не соблазнятся на его бесконтрольное смотрение.
Невозможно не прийти греху, но горе тому, через кого грех приходит, — говорит Христос.
Куда надежней и душеполезней, когда этого соблазна вовсе нет в доме.
В святоотеческих поучениях о последнем времени мы встречаем легкоузнаваемое описание, говорящее: Поставит антихрист свою «икону» в каждом доме, и она проглаголет: «Поклонитеся мне». Та «икона» поразит ум человеческий, который уже будет не в силах оторваться от смотрения на нее. И будет «умов помрачение» и «умов ухищрение» сотворяться через нее.
Пусть же каждый христианин, заглянув в глубины своей совести, найдет в себе силы сделать шаг от греха к тому вековому православному укладу жизни, когда дом и семейный очаг наполнялся тихой семейной беседой, размышлением о Боге и святых Его угодниках, пением духовных стихов, чтением душеполезной богодухновенной литературы.
Помни день судный, — учит нас Святая Церковь Христова, — и во веки не согрешишь.
Смиренный Алимпий, митрополит Московский и всея Руси
Комментариев пока нет