История старообрядчества неразрывно связана с историей России. Во время массовых политических репрессий 1930-х гг. в первую очередь пострадали «контрреволюционные классы»: духовенство, крестьянство, казачество. Почти все старообрядческие архиереи были репрессированы, в 1938 году на свободе остался только один епископ. Казалось, что еще немного, и старообрядческая иерархия в России исчезнет.
Несмотря на гонения и репрессии, старообрядцы всегда оставались патриотами своей Родины. Уже в первые дни войны старообрядческая Архиепископия обращается к своим чадам с призывом стать на защиту Отечества. Старообрядцы с оружием в руках защищали Родину, трудились в тылу и собирали пожертвования на оборону страны.
В 2015 году исполняется 70 лет со дня окончания самого кровопролитного военного конфликта всех времен и народов — Второй Мировой Войны. В ней участвовало 72 государства, а боевые действия велись на территории 40 стран. В ходе боев от бомбежек, обстрелов, от голода и в лагерях погибли около 70 миллионов человек. Потери Советского Союза по официальным данным составили 26,6 миллионов человек, причем значительная часть погибших, более половины, относится к мирному населению страны.
Для сравнения, убыль населения России в Первую мировую войну (потери военнослужащих и гражданского населения) составила 4,5 млн человек, а аналогичная убыль в Гражданской войне — 8 млн. человек.
Столь великие потери страны, особенно в первые годы войны, были обусловлены не только предельной жестокостью боевых действий, но и, как выяснилось, отсутствием готовности Советского Союза к военному конфликту такого масштаба. В предвоенные годы в стране шли массовые политические репрессии. Они ударили не только по так называемым «контрреволюционным классам»: крестьянству, духовенству, казачеству, но и по самим советским административным, партийным и военным учреждения. Так, например, с 1937 года до начала Великой Отечественной войны было репрессировано 40 тыс. командиров всех степеней. Массовые аресты, расстрелы порождали неуверенность командного состава, боязнь самостоятельно принимать ответственные решения. Не случайно поэтому в первые часы и даже дни войны командиры частей не могли принять адекватных военной ситуации решений, ожидая приказаний от вышестоящих органов. Маршал Василевский впоследствии писал:
Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошёл.
Конечно, репрессии коснулись не только военных и партработников, но и представителей всех остальных слоев населения. Во второй половине 30-х годов было репрессировано большинство старообрядческих священнослужителей, а в 1937–1938 годах по стране прокатилась компания закрытия и уничтожения храмов. Чтобы сделать этот процесс необратимым, здания церквей, как правило, взрывались. В 1938 году единственным старообрядческим архиереем, оставшимся на свободе, был престарелый епископ Калужско-Смоленский Сава (Симеон Ананьев), хиротонисанный в 1922 году. Древлеправославная иерархия на территории СССР оказалась под угрозой полного исчезновения. Стараясь избежать этого, каждый день ожидая ареста и казни, владыка Сава единолично рукополагает в 1939 году епископа Паисия (Петрова) своим преемником на Калужско-Смоленскую епархию. Однако ареста не последовало, а в 1941 году, в период между Пасхой и Троицей, вернувшийся из заключения епископ Самарский Иринарх (Парфенов) был возведен владыкой Савой по ходатайству рогожских старообрядцев в достоинство архиепископа, приняв управление Церковью.
Я занял осиротевший первосвятительский престол не по своему желанию, — говорил впоследствии архиепископ Иринарх. — Меня этот пост очень смущал, я трепетал душой принять такую великую ответственность. Я не искал его, но был найден, потому что в то время я был только один единственный епископ. Второй епископ, Сава Калужский, был болен. Так волею Божиею я пришел к вам на московский престол. Пришел не для того, чтобы мне служили, но чтобы вам послужить, согласно слову Господню: «Хотяи быть в вас первый, да будет всем слуга» (Мф. XX, 26).
В следующем 1942 году вернулся из заключения епископ Геронтий (Лакомкин), ставший помощником архиепископа.
В 1940 году СССР присоединяет к себе оккупированную Румынией территорию Молдавии, где проживало большое количество старообрядцев. Старообрядческий епископ Кишиневский Иннокентий (Усов), бежавший в свое время из советской России, перебирается в Румынию. Белая Криница после присоединения Бессарабии и Буковины перестала быть резиденцией Белокриницких митрополитов. Кафедра была перенесена в Браилу. Для того чтобы наладить епархиальное управление в Молдавии, московская Архиепископия не имела ни времени, ни возможности: вскоре началась Великая Отечественная война. 8 мая 1941 года на Освященном соборе в Браиле Владыка Иннокентий (Усов) избирается архиепископом Белокриницким и всех древлеправославных христиан митрополитом (скончался в 1942 году).
После нападения Германии на СССР и начала Великой Отечественной Войны старообрядцы, как и в 1812 и 1914 годах, встали на защиту Отечества. Уже в первые дни войны старообрядческая Архиепископия обращается к своим чадам с призывом стать на защиту Отечества:
В тиши ночной, когда мирный русский люд спал, напала на него саранча. Свободные и миролюбивые малые народы европейских стран утонули в крови, превращены в рабов, отданы на поругание нечисти. Великая скорбь, плач стариков, детей и матерей содрогают весь мир…
Пришло время, пришел час для каждого верующего старообрядца направить все свои силы и помыслы на борьбу с насевшим врагом и не щадя живота постоять за други искренне своя, отстоять грудью великую, мирную и прекрасную Родину!
Сотворим же крестное знамение во имя честнаго и животворящего креста, святой и нераздельной Троицы, и по примерам прошлых лет, по примерам наших святых воителей, с благословения и молитв всех святых и аз благословляю вас на подвиги ратные.
Меч победы да пребудет в руках ваших, разящих иноземного врага!
Осенью 1941 года, когда немцы подошли к Москве, государственные власти принимают решение об эвакуации руководства религиозных конфессий. Архиепископ Иринарх, Московский и всея Руси, эвакуируется в Ульяновск.
Однако старообрядческие архипастыри не остались в стороне от трагических событий войны. В 1942 году, в один из самых тяжелых периодов войны, предстоятель Церкви архиепископ Иринарх обратился к жителям оккупированных территорий с посланием. В нем он говорил:
Возлюбленные чада старообрядческой Христовой церкви, находящиеся в немецком пленении и оккупации… Из центра старообрядчества — из достославной Москвы, с Рогожской заставы — я, ваш архипастырь и богомолец, обращаюсь к вам со словами утешения и надежды и призывом оказывать всяческое противодействие врагу.
Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь. Вспомните, как наши достославные предки, движимые любовию к родине, все, как один, вилами и рогатинами истребляли и гнали с своей земли двунадесять языков гордого завоевателя. И сколько же их ушло из России? Жалкая кучка! Освобождение нашей матери-родины от исконного врага и губителя русского народа — немца — всенародное святое дело.
Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага со священной земли нашей и тем самым приблизитъ радостный час соединения с вами. Мы же здесь возносим Господу Богу непрестанные молитвы, чтобы он сохранил вас от зла и губительства и дал вам силы предков наших в борьбе за освобождение нашей отчизны от захватчиков.
В июле 1942 года возвращается из заключения епископ Геронтий (Лакомкин), Петроградский и Тверской. Осенью он приезжает в Костромскую область (живет в Стрельникове и Дурасове) и приступает к управлению Ярославско-Костромской епархией.
Один миллион двести тысяч рублей собрала архиепископия Московская и всея Руси на оборону страны; сумма, быть может, небольшая, но мы помним, как высоко оценил Христос лепту вдовицы. «Трогательно до слез было смотреть, с какой готовностью, с каким горячим порывом протягивались руки к тарелке “На оборону Родины”, чтобы положить на нее свою посильную трудовую лепту», — вспоминает секретарь архиепископии Галина Мариничева о службах в Покровском кафедральном соборе в военные годы.
За годы войны многие тысячи старообрядцев пали на поле брани, защищая Отечество, умерли от голода и болезней. Зимой 1942/43 гг. скончался от тифа епископ Паисий (Петров), а протоиерей Андрей Попов был расстрелян в оккупированном Ржеве немецкими захватчиками. Старообрядческий епископ Киево-Винницкий Иринарх (Вологжанин), протоиереи Маркел Кузнецов (Калуга), Лазарь Турченков (Иваново, Ржев) и другие были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», епископ Александр (Чунин) Волжско-Донской и Кавказский — медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией». Легендарный разведчик Николай Кузнецов был выходцем из старообрядческой семьи…
Едва закончив школу, по 16 часов в сутки работал сварщиком на Ярославском паровозоремонтном заводе, где выпускали и ремонтировали бронепоезда, будущий архиепископ Иоанн (Витушкин). Непрестанная работа со сваркой лишила будущего архиепископа зрения. В 24 года он стал инвалидом второй группы, и только по молитвам ко Господу юноша был исцелен.
Многие, очень многие не вернулись с фронтов. Все четыре года архиепископ Иринарх (Парфенов) и епископ Геронтий (Лакомкин) обращались к пастве с патриотической проповедью. Она была устной, с амвона храма, и в виде листовок летела в общины, освобожденные и захваченные врагом. Святые Александр Невский, Сергий Радонежский, патриарх Гермоген, Димитрий Донской, Минин, Пожарский — эти имена, с которыми старообрядчество кровно связано, вдохновляли на ратный труд и на боевой подвиг.
В 1943 году начались перемены в отношении советской власти к религиозным объединениям. Не в последнюю очередь в этом сыграл патриотизм, проявленный верующими во время тяжелейшего периода войны. 14 сентября Совнарком СССР принял постановление об образовании Совета по делам Русской Православной Церкви. Несколько позже, 7 октября, было утверждено Положение «О Совете по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР». Эти организации ведали делами новообрядчества. По указанию генерального секретаря ВКП(б) И.Сталина был созван архиерейский собор и избран патриарх. Обновленческая и сергианская церковные организации, а также ряд более мелких религиозных групп были объединены под эгидой новообразованной Московской Патриархии.
В 1944 году советские войска освобождают Украину, Бессарабию, Буковину и переходят довоенную границу СССР. Белая Криница оказалась на территории Советского Союза. К сожалению, это привело к разгрому этого старинного монастыря и разорению окрестных старообрядческих сел. Митрополит Белокриницкий был вынужден оставить первосвятительскую кафедру и отбыть во внутренние области Румынии.
В мае 1944 г. Совнарком СССР принял решение о создании еще одного государственного органа — Совета по делам религиозных культов при СНК СССР, на который возлагалась задача осуществлять связи «между Правительством СССР и руководителями религиозных объединений: мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, греко-католической, католической и лютеранской церквей и сектантских организаций по вопросам этих культов, требующих разрешения Правительства СССР». Таким образом, древлеправославная Церковь оказалось под контролем Совета по делам религиозных культов.
Однако были и небольшие послабления в отношении старообрядческой Церкви. К концу войны из заключения были отпущены некоторые священники. В 1945 возобновилось издание церковного календаря РПСЦ. Предполагалось начать выпуск и журнала «Вестник Московской Архиепископии», однако этот замысел не удалось осуществить. 9 сентября 1945 года, фактически через неделю после окончания Второй мировой войны, в Покровском кафедральном соборе г. Москвы состоялась первая послевоенная епископская хиротония: инок Иосиф (Иван Михайлович Моржаков) рукоположен во епископа на Кишиневско-Одесскую епархию.
Комментариев пока нет