Епископ Иринарх (Иван Поликарпович Вологжанин, 7 января 1886–19 октября 1973 гг.)
Родился в д. Еловщина Вятской губернии 7 января 1886 года. Религиозное образование получил от родителей и от священника Михинского старообрядческого прихода отца Иоанна Копысова. На путь церковного служения будущий архипастырь встал уже после революции 1917-го, в самые трудные для Церкви годы. В сан священника рукоположен 8 февраля 1922 года в Москве на Рогожском кладбище епископом Рязанским Александром (Богатенко) и был послан в приход деревни Тарасенки (Удмуртия).
Здесь, кроме службы в церкви, он активно занимался просветительской религиозной деятельностью среди местного населения, обучал детей религиозной грамоте. Приход был сложным, не до конца были преодолены разногласия между старообрядцами «окружниками» и «неокружниками» не только среди местного старообрядческого населения, но и среди старообрядческих священников. Отец Иоанн учил местное население научным основам ведения земледелия, закупал новые сорта зерновых культур. Когда в конце 20-х годов выгорела почти треть деревни, он помогал в строительстве новых домов, собирал средства для помощи пострадавшим.
В начале 30-х годов, с новой волной репрессий против религии, о. Иоанн был сослан с семьей на поселение на север. В тяжелой северной ссылке умерла его жена, из детей в живых осталась только одна дочь. Несмотря на трагические события в своей жизни, о. Иоанн продолжал служение. После войны примерно в 1948–1949 годах он тайно приезжал в д. Тарасенки и совершал требы, включая крещение детей.
В послевоенный период гонения на религию несколько ослабли, и в 1949 году о. Иоанна определяют настоятелем храма во имя св. пророка Илии в г. Гомеле, а 29 июня 1956 г. он принимает иночество. В Москве, в кафедральном соборе во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 1 июля 1956 года Архиепископ Флавиан (Слесарев) по соборному определению рукоположил отца Иоанна под именем Иринарх в сан епископа на Киевско-Винницкую епархию. Резиденция владыки Иринарха расположилась в Виннице.
С его приходом епархия увеличивается и явным образом преображается. Теперь епархия носит название Киевско-Винницкой и Одесской и включает в свой состав украинские приходы белокриницкого согласия, в том числе и бывшие до 1941 года на территории Румынии. По словам современников епископа Иринарха (Вологжанина), с его служением был связан подъем духовной и церковной жизни Киевской епархии. За годы своего служения владыка Иринарх рукоположил несколько священно- и церковнослужителей.
В 1973 году владыка тяжело заболел. Однако незадолго до своей кончины он принял участие в деле, которое, возможно, спасло существование трехчинной белокриницкой иерархии на территории Советского Союза. Дело в том, что власти долгое время не давали разрешения на хиротонию новых епископов, а старые постепенно уходили в мир иной. Когда, наконец, появилась такая возможность, то действующим архиереем оставался лишь один архиепископ Никодим (Латышев), который отказывался совершить единоличную хиротонию (в это время из архиереев в живых более никого не было).
Тогда владыка Иринарх смог найти в себе силы, фактически встав со смертного одра, принял участие в рукоположении епископа Анастасия (Кононова), который в скором времени фактически стал местоблюстителем московского архипастырского престола и в 1986 году рукоположил во архиереи епископа Алимпия (Гусева), будущего старообрядческого митрополита. Владыка Иринарх, отстояв литургию и совершив эту важнейшую епископскую хиротонию, тут же снова слег, и через некоторое время, в октябре 1973 г., отошел ко Господу. Погребение совершал еп. Анастасий. Могила владыки сохраняется на городском кладбище г. Винница.
Как вспоминал о. Сергий Маслов, который близко знал еп. Иринарха и с 1971 года был секретарем владыки, архипастыря отличало строгое и бережное отношение ко всему, связанному с церковным богослужением, которое он стремился внушить и тем, кого поставлял в священный сан. Почти каждую литургию он заканчивал краткой (в то время долго говорить было нельзя), но очень назидательной проповедью, которую завершал словами:
Блажени слышащие слово Божие и хранящие е.
Сняв облачения, обязательно выходил на паперть, где раздавал милостыню нищим, как обычно поджидавшим его после службы.