Несколько недель назад в редакции новгородского еженедельника «Волховъ» зашел разговор про старообрядцев. Оказалось, что все представляют их нелюдимыми, скрытными и «странными». Мужчины непременно должны быть с бородой, а женщины — в платке, длинном платье и без косметики. Но как и чем живут старообрядцы — тайна за семью печатями. Также выяснилось, что один из сотрудников газеты знаком с председателем правления Новгородской Старообрядческой Поморской общины Алексеем Безгодовым. На следующий день его пригласили в редакцию на интервью и, к всеобщему удивлению, он охотно согласился.
Как только Алексей Александрович переступил порог редакции, женская половина коллектива встрепенулась. Он будто богатырь со страниц русской народной сказки: высокий, широкоплечий, с пронзительным взглядом, с черной, как уголь, бородой. Алексей оказался общительным и открытым человеком.
Он рассказал, что в годы церковного раскола новгородцы были в числе тех, кто массово выступил против новшеств патриарха Никона. Новгородские старообрядцы — беспоповцы. Крестное знамение они совершают двумя перстами.
— В девятнадцатом веке треть всего населения оставалось в старой вере. А вот в двадцатом Советская власть боролась со староверием, искореняла его, — углубляется в историю Алексей.
Старообрядческая община в Новгороде была впервые зарегистрирована в 1989 году. Именно тогда старообрядцам передали храм Рождества Богородицы на ул. Молотковской. Еще позже им отдали стоящую рядом церковь святого Михаила Малеина с трапезной. По преданию в ней трапезничал первый царь Всея Руси Иван Грозный во время пребывания в Новгороде.
— Сейчас старообрядческая община занимает храмовый комплекс бывшего женского Михалицкого монастыря, который был построен задолго до патриарха Никона. И в наши дни староверы-поморцы являются духовными преемниками древнего православия.
Сегодня по примерным подсчетам в Великом Новгороде живут около 130 семей старообрядцев. По области же их несколько тысяч человек. Немало представителей старой веры в Маловишерском районе, Крестецком и Волотовском, в Старой Руссе. Сакральные знания и обычаи передаются по наследству. До Алексея их донес отец, который также был старовером, хотя мама у него была католичкой, но после перешла в староверие.
Мой собеседник родом из Пермского края. Когда он учился во втором классе, семья переехала в Москву. Но со своей будущей женой Натальей он познакомился в Санкт-Петербурге.
— Я тогда преподавал курсы по истории. Наташа была моей ученицей, — вспоминает Безгодов.
Наталья — коренная новгородка, также из семьи староверов. До замужества она была знакома с будущим супругом месяца три. Из них, как отметил Алексей, они виделись недели две.
— Мы сразу поженились, — смеется Алексей, — а чего время тянуть.
Жить Безгодовы стали в Новгороде, сейчас у них четверо детей. Самой старшей дочери шесть лет.
Старообрядческие семьи чаще многодетные. Ребятишек воспитывают в строгости, с малых лет приучают к дисциплине.
— У меня в доме телевизора нет, зато есть компьютер, который необходим мне для работы. Новости я узнаю из Интернета, — объясняет собеседник.
В некоторых старообрядческих семьях дети не ходят в детские сады и школы. Учителя обучают их на дому. Развлекается ребятня игрой в настольные игры, часто родители гуляют с детьми в парке или вывозят на природу.
Семья для староверов — это самое главное в жизни. Брак стараются заключать только «со своими».
— Церковью наложено три запрета на общение с иноверными: в еде, в браке и в молитве, — отмечает Алексей.
Затем продолжает.
— В семье у женщины особое положение. Она мать, хранительница очага, а мужчина — добытчик.
Если в гости к староверам-поморцам придет иноверец, есть и пить он будет из отдельной посуды. Староверы не держат дома собак. Они считаются «погаными» животными.
— Кошкам — да, собакам — нет! Также птиц в доме нельзя держать ради забавы. Считается, что мучить животных — больший грех, чем убить их.
Еще серьезный грех — близкие отношения до заключения брака. За это предусмотрено церковное наказание. Каяться в проступках нужно во время исповеди перед духовным отцом в церкви. Все ли рассказывать или умолчать — на совести человека. Но есть так называемые «публичные» или «явные» грехи, которые не утаишь.
— Например, к ним относится бритье бороды. За это духовной отец помимо поклонов может наказать на целый год пищевыми запретами. К примеру, воздерживаться от шоколада или мяса, или от пива.
Борода — некий сакральный символ и атрибут старообрядца, главное отличие мужчины от женщины. Логика проста: Господь дал мужчине бороду, значит так должно быть, и противиться этому грех.
В числе больших грехов — развод. После него запрещено вступать в брак виновнику расставания и накладывается епитимия на несколько лет. За совершение аборта женщине может быть установлен дополнительный постный день помимо обязательных среды и пятницы — понедельник.
Старообрядцы чаще всего не курят и не пьют. Перед входом в старообрядческую церковь в Новгороде есть вывеска, которая гласит, что курящим запрещено входить в храм.
В повседневной жизни старообрядца сложно вычислить в толпе. Но в церковь принято одеваться по-особому, в скромную неяркую одежду. Мужчины в праздники облачаются в традиционную косоворотку с орнаментом, женщины — в сарафан ниже колена, чаще с вышивкой и тесьмой по краю.
Бывает, что служба в праздники может идти по восемь часов подряд. При этом храм освещается только свечами. В Старообрядческой Поморской Церкви нет попов. Службой руководит наставник, а хором — головщик. Хоровое пение у старообрядцев называется «знаменное» или «крюковое». Нотных знаков, называемых крюками, порядка двухсот. В совершенстве выучить все «крюки» довольно сложно, на это уходят годы. Иконы в храмах как писаны по дереву, так и вылиты из меди. Среди них есть редкие и старинные, и даже экзотические, например, Христофор Псеглавец — святой с головой, похожей на собачью. Образ этого святого можно увидеть в Невской старообрядческой церкви Знамения.
Как правило, староверы весьма образованны. Это касается как мужчин, так и женщин. Среди старообрядцев много гуманитариев, ученых, преподавателей и бизнесменов. Зачастую наличие бороды, как несоответствие офисному дресс-коду, мешает устроиться на работу. Потому вместе с молоком матери старообрядцам передается идея, что работать нужно на себя. Тем более, большая семья должна жить в достатке.
Ольга Каткова
Источник: www.province.ru
Комментариев пока нет