Накануне этого дня в Покровском кафедральном соборе у Павелецкого вокзала проходят ежегодные Соборы этой Церкви. Парадоксально, что в день ангела патриарха, когда вместе с ним служит наибольшее число клириков, в храме довольно пустынно. Это и понятно — рабочий день.
Вместе с патриархом Литургию совершали четыре архиерея, более 20 священников и 4 диакона. Началась служба довольно рано, в семь часов, с полунощницы (ее, к сожалению, читали слишком тихо).
По окончании полунощницы настоятель собора протоиерей Максим, возложив блюдо с крестом на голову, вышел на встречу патриарха. В притвор за ним проследовало все духовенство. В темно-зеленой мантии и белом куколе, держа в руке высокий жезл, патриарх взошёл на амвон, где совершались входные молитвы.
По старому чину они более пространны, в частности, совершается поклонение изображениям святых разных чинов. После поклонения изображению св. Иоанна Крестителя и лобзания его то же самое поклонение и лобызание архангелам, апостолам, пророкам, святителям, преподобным, мученикам. Часто, для удобства, изображения всех святых (по одному от каждого чина) помещаются в специально написанную небольшую икону. Ее устанавливают на аналое перед царскими вратами.
К каждому изображению святого прикладываются после прочтения ему краткой молитвы. После того, как патриарх вошел через царские врата в алтарь, с клироса стали читать поучение. Тем самым заполнялась пауза, во время которой у престола служащими читались пять приготовительных молитв к Литургии (три из них довольно пространные). Каждый священник, возложив на плечо все элементы облачения (кроме фелони), подходил к патриарху за благословением. Закончили читать поучение параллельно с окончанием приготовительных действий в алтаре.
Патриарх через царские врата выходит на середину храма, становится на возвышение рядом с патриаршим седалищем. Начинается его торжественное облачение.
Два диакона особой погласицей запевают «Господу помолимся, Господи помилуй» и совершают каждение каждого элемента патриаршего облачения, которые держит лицом к ним иподиакон. Хор из нескольких священников поет особое краткое песнопение, раскрывающее символическое значение каждого элемента облачения (по новому чину то, что у старообрядцев при этом поет хор, возглашает старший диакон; хор при этом поет только одно песнопение: «Да возрадуется душа твоя о Господе…»). Пропели заключительное «Тако да просветится свет твой пред человеки…» — патриарх при пении «Тон деспотин» благословляет трикирием и дикирием на три стороны.
Непривычно при этом наблюдать, что трикирий и дикирий при крестообразном благословляющем осенении не опускаются низко, а остаются поднятыми вверх. С пения «Царю Небесныи» начинается чтение часов. Читали две чтицы, справа и слева от патриаршей кафедры (по половине каждого часа). Все духовенство было облачено в одинаковое облачение, желто-золотистого цвета. Все истово делали поклоны. Патриарх один в белом облачении и сам белый, как лунь, царственно восседал на возвышении на седалище.
В течение всех часов (3, 6 и 9-го) все духовенство стояло справа и слева от патриарха. Перед тем, как сделать возглас «Яко Твое есть Царство», очередной священник делал земной поклон патриарху, испрашивая благословения.
После возгласа он снова делал земной поклон ему, испрашивая прощения. Возгласы после слов чтецов «Именем Господним Святейший владыко благослови» говорил сам патриарх.
Чтение часов (читали также антифоны «Благослови» и «Хвали» и заповеди блаженств, так как на Литургии были будничные антифоны) завершилось отпустом. Протодиакон трижды возгласил: «Епископи, священницы и диакони изыдите». Все сослужащее духовенство вышло из алтаря на середину храма, где в положении ниц читалось «прощение». Настоятель, возгласив «Благословенно Царство», оставался стоять спереди престола (по новому чину после этого возгласа становятся справа от престола). В конце великой ектеньи перед возгласом «Яко подобает …» он снимал митру (настоятель — единственный из священников, кто был в митре).
На каждом антифоне в алтарь заходило не по несколько пар духовенства, как по новому чину, а только один священник в сопровождении диакона. Перед тем, как пройти в алтарь, очередной священник земно кланялся патриарху, испрашивая благословения. Он и делал следующий возглас, сменяя у престола предыдущего священника. Особенность малого входа: непривычно было наблюдать его, не сопровождаемого песнопениями (Блаженни или рядового антифона). Протодиакон, выходя с Евангелием боковыми дверями из алтаря, протяжно только возгласил: «Господу помолимся». Входя в алтарь с пением «Приидите поклонимся», часть духовенства прикладывалась к Евангелию, которое слева от царских врат держал протодиакон.
Перед возгласом «Яко свят…» не возглашалось «Господу помолимся». Диаконы, выходя на амвон для произнесения ектений, делали глубокий поясной поклон. На словах «Оглашении изыдите» второй диакон не стоял в царских вратах лицом к молящимся, как это бывает по новому чину, а возглашал из алтаря. На великом входе было три священника и три диакона, каждый из них возглашал: «Всех вас да помянет Господь Бог…».
Необычно было слышать пение хором при подходе молящихся ко кресту известного песнопения «Крест — хранитель всей вселенной…» вместо обычного «Иже крестом ограждаеми». В конце прикладывания ко кресту не пели «Многолетно соблюди Господи и помилуй страну нашу Российскую…» и пр., а только троекратно «Господи помилуй».
Перед исходными поклонами после многолетий священник на середине храма возглашал: «Милостиве Господи, спаси и помилуй раба Своего, патриарха нашего Александра». Хор подхватывал: «И избави его от всякия скорби, гнева и нужды» и пр. При этом все делали пять поясных поклонов. Дважды возглашение делал и патриарх в алтаре, поминая служивших архиереев, священников, диаконов, певцов и т.д.
Кстати, у всех архиереев митры были обычные «софринские», и лишь только у патриарха — «с опушкой» и высоким восьмиконечным крестом. Три архиерея из четырех были облачены в священнические фелони, поверх которых был закреплен омофор. Каждый из архиереев с трикирием и дикирием делал на три стороны возглашения: «Господи, Господи призри с небесе и виждь…». Первый раз это было после «Приидите поклонимся» по окончании малого входа. Второй раз — на пении Трисвятого. Третий — после Евангелия. Четвёртый — после великого входа. Был и пятый раз. Таким образом, каждый архиерей мог актуализировать свои полномочия.
По окончании службы патриарх в своем слове призвал духовенство не гордиться, быть смиренными и кроткими в общении с пасомыми, подражая в этом празднуемому святому — епископу Иеросалимскому Александру.
Комментариев пока нет