В Рогожской слободе, московском духовном центре РПСЦ, в доме Причта состоялась научная конференция «Старообрядчество: история, культура, современность», известная в народе как старообрядческие «осиповские» чтения. Этот, без преувеличения, один из самых известных тематических научных форумов берет свое начало в далёких 90-х годах. Первый слет ученых, исследующих тему старообрядчества, своеобразная «протоконференция» с названием «Старообрядчество: история и культура» состоялась в Боровске в декабре 1990 года. Однако прошло еще несколько лет, прежде чем возникло понимание, что этот научный симпозиум должен существовать на постоянной основе.
В 1995 году по инициативе ныне председателя Боровской старообрядческой общины, а тогда директора боровского филиала калужского объединенного музея — Виктора Ивановича Осипова в помещениях Российского университета дружбы народов (РУДН) состоялась первая официальная конференция «Старообрядчество: история, культура, современность».
Как вспоминает сам Виктор Иванович, эта инициатива возникла по следующей причине. Бывая на научных конференциях, устраиваемых государственными ВУЗами и исследовательскими центрами, старообрядцы и ученые, занимающиеся вопросами старообрядчества, поневоле стали задумываться о создании своей, независимой площадки. Нужен был форум, на котором старообрядчество стало бы центральной темой, а не довеском к историческим, религиоведческим или культурологическим вопросам.
За прошедшие годы конференция получила статус международной, в ней приняли участие сотни ученых практически со всех континентов. Сегодня конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» уже неразрывно связана с именем её отца-основателя — Виктора Ивановича Осипова, а потому исследователи окрестили её неофициально как «осиповские чтения».
В этом году в оргкомитет конференции поступило свыше 80 докладов, из которых большая часть была одобрена к публикации в печатном сборнике, а их авторы приглашены на научный симпозиум. На саму конференцию прибыли и выступили порядка 40 исследователей.
Пленарное заседание конференции открылось посланием предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Корнилия, которое зачитал преподаватель духовного училища, настоятель старообрядческой общины Великого Новгорода о. Александр Панкратов. Затем с приветственным словом к собравшимся обратился руководитель Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов Леонид Леонидович Касаткин. Он рассказал о научных событиях последнего года, связанных с темой старообрядчества, и отметил, что в научных кругах не только заметен рост интереса к этой теме, но и налицо расширение географии мероприятий и углубление их тематики.
Профессор МГУ им. М. Ломоносова Ирина Васильевна Поздеева выступила с докладом «Наука и русское старообрядчество в XXI в. Общие задачи и проблемы», в котором высказала несколько важных мыслей, касающихся онтологии старообрядчества. В качестве аллегории она предложила геоцентрическую теорию трёх китов, на которых держится феномен старообрядчества.
«Первый кит» — это личности в старообрядчестве. Некоторые среди них олицетворяют стояние в вере (протопоп Аввакум, боярыня Морозова), другие — пассионарные прорывы (инок Павел Белокриницкий или архиепископ Антоний Шутов). По мнению Поздеевой, история старообрядчества — это настоящая история личностей. Ирина Васильевна отметила, что в современном старообрядчестве этому вопросу уделяется недостаточное внимание. Многие личности, которым старообрядчество должно быть благодарно, сегодня практически забыты, а память о них истерта. В качестве положительного примера она привела одну из общин Древлеправославной Поморской Церкви, в которой бережно хранятся портреты всех настоятелей храма с момента его основания.
Второй кит старообрядчества, по мнению Поздеевой, — это всеобъемлющая книжная культура. (Действительно, приходится признать, что сейчас уровень народной книжности в старообрядчестве серьезно снизился — прим. ред.)
И третья основа старообрядчества — это высокоразвитая община и соборность.
Профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов Валерий Всеволодович Керов в своем докладе «Старообрядчество в политическом развитии России начала ХХ в.» раскритиковал теорию «старообрядческого заговора против власти». По его мнению, старообрядчество, в ряде случаев имевшее альтернативное мнение по обустройству государственности Российской Империи, тем не менее никогда не выступало на стороне революционных и деструктивных сил. Валерий Всеволодович разоблачил миф о том, что старообрядцы создавали эскадроны смерти, якобы организовавшие бои во время революции 1905 года, или спонсировали большевистскую партию перед событиями 1917 года. Как выяснилось, все эти домыслы не имеют документальных оснований в исторических источниках, кроме глухих упоминаний в папках полицейских органов раздела «Слухи и сплетни». В.В. Керов обратил внимание, что слухи о старообрядцах фабриковали сами сотрудники Министерства внутренних дел, и только потом их подхватили революционеры и исследователи. Валерий Всеволодович процитировал высказывания чиновника по делам раскола МВД — И. П. Липранди, в которых он называет старообрядчество «федеративной республикой» внутри Российской империи, работающей против власти.
По мнению Керова, старообрядцы на цивилизованных началах смогли встроиться в политическую систему Российской империи, сложившуюся после Первой русской революции. Своеобразным знаком этого стала учрежденная старообрядцами премия имени Сергея Юльевича Витте, сыгравшего немалую роль в укреплении начал веротерпимости и освобождении старообрядчества.
Заведующий архивом Московской митрополии Виктор Вячеславович Боченков предложил новые направления в изучении истории старообрядчества. В докладе «Что такое старообрядчество и как нам его изучать?» он рассказал о темах, пока мало затронутых современными исследователями. Среди них — «противостарообрядческое миссионерство», история «никонианства», история Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ), история старообрядческого начетничества, старообрядческая благотворительность, старообрядчество в годы советской власти, новейшая история старообрядчества постсоветской России. В конце своего доклада он предложил свою, оригинальную периодизацию истории Русской Православной старообрядческой Церкви.
Также на пленарном заседании прозвучали сообщения настоятеля Покровского старообрядческого храма в г. Ржеве протоиерея Евгения Чунина о священнике Илие Игнатьевиче Ближникове и сотрудника музейно-библиотечно-архивного отдела Митрополии РПСЦ Валерия Владимировича Волкова — «Арсений (Швецов), епископ Уральский и Оренбургский: Апологет и историк».
На втором этаже дома Причта развернулись книжные лавки, где гости научной конференции могли не только приобрести книги, но и вступить в интересную дискуссию.
Особое место, как, впрочем, и на других подобных мероприятиях, заняли книги, представленные издательством «Археодоксия» и лично Алексеем Безгодовым — председателем общины Древлеправославной Поморской Церкви Великого Новгорода.
Это издательство известно тем, что выпускает редкие, эксклюзивные труды по истории всех старообрядческих согласий без всякой внутриконфессиональной цензуры и церковной «партийности», присущей официальным старообрядческим изданиям.
Несмотря на сложную ситуацию в отношениях между Украиной и Россией, на конференцию прибыли ряд известных украинских ученых. Старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины Сергей Васильевич Таранец представил доклад по истории старообрядческого иночества: «Старообрядческие монастыри: становление, эволюция, ликвидация».
Преподаватель Одесского государственного университета им. И.И. Мечникова Александр Анатольевич Пригарин рассказал об истории старообрядческой общины г. Одессы 1945-1962 гг.
Ольга Вениаминовна Калугина, сотрудник «Научно-исследовательского института истории и теории изобразительных искусств Российской академии художеств», выступила с необычным докладом: «Тело как инструмент спасения в духовных практиках старообрядчества». В нем она поведала о разных запретах и ограничениях, связанных с ритуальной чистотой. В частности, выяснилось, что в некоторых старообрядческих согласиях приобретение иконы, креста или ценной богослужебной книги могло быть осуществлено лишь на деньги, заработанные особым «потовым» способом, т. е. тяжким трудом.
Популярный блогер minorowsky, известный в академической науке как аспирант Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова — Алексей Устинов представил собравшимся доклад по творчеству русского писателя Л. Л. Мордовцева «Человек и Раскол. Трагедия индивидуального выбора».
Музейно-библиотечно-архивный отдел Московской Митрополии РПСЦ представил подготовленные за последние годы труды известных старообрядческих авторов — митрополита Иннокентия Усова, епископов Арсения Уральского, Михаила Семенова и других.
И как водится на подобных конференциях, не обошлось без острых обсуждений в кулуарах высокого научного собрания. На этот раз одним из дискуссионных вопросов стал вопрос научно-прикладной терминологии: как же называть исследователей, авторов и издателей, занимающихся темой старообрядчества. Кто они: старообрядоведы, старообрядофилы или старообрядоманы?
Окончательное решение этого вопроса решено перенести в кулуары следующей конференции «Старообрядчество: история, культура, современность».
Комментариев пока нет