Сегодня тысячи паломников и туристов из России устремляются к географическим, историческим и духовным артефактам, находящимся в самых разных уголках Европы и Азии. Обольщаясь многочисленными рассказами, временами, граничащими с откровенными баснями, россияне забывают о собственно русских святынях. Одним из таких благочестивых мифов наших дней является особая роль горы Афон — своеобразной монашеской республики, благодаря которой держится «неповрежденное восточное православие», а мир сохраняется от окончательного падения во грех. Так это или нет, нам рассказывает один из иноков, проживших на Афоне более 7 лет.
Нынешнее греческое «православие» уже давно не представляет собой единой конфессии или Церкви, но разделено на несколько направлений. Наибольшее влияние в современной Греции имеют так называемые новостильники и старостильники.[1] Новостильники представляют собой единое религиозное объединение. Они подчиняются синоду Элладской Церкви и соответственно афинскому архиепископу и поминают как предстоятеля церкви вселенского (константинопольского — прим. редакции) Патриарха. Новостильники находятся в евхаристическом общении с остальными поместными церквями и патриархатами, состоят в экуменическом Всемирном совете церквей.
Вторая часть греческого православия представлена старостильниками, которые, к сожалению, не представляет собой единого целого. Сегодня существует четыре основных синода старостильных церквей, которые не имеют между собой евхаристического общения. Разделение между старостильными церквями имеет под собой разные причины. Иногда это связано с некоторыми новшествами, вводимыми старостильными синодами, иногда с вопросам канонического характера или конфликтами. На мой взгляд, разделение в старостильных церквях связано с личными амбициями архиереев. Они имеют все возможности соединиться, но не прилагают к этому должного стремления. В последние годы все чаще наблюдается обратный процесс.
Новостильники, обладая количественным преимуществом, будучи более равнодушными к вероисповедальным частностям, постепенно поглощают слабые части старостильных деноминаций. Что касается количественного соотношения новостильников и старостильников, то, безусловно, количество посещающих новостильные храмы больше в несколько раз. Однако количество архиереев в новостильных и старостильных синодах приблизительно равное.
Интересно, что на церковную жизнь современной Греции практически не оказывают влияния греко-католики. Их сейчас там совсем немного. Причина этого в том, что новостильники фактически заняли место некогда распространенных униатов. Сегодня новостильные храмы все больше похожи на греко-католические. Так, во многих греческих церквях сегодня установлены не стасидии (специальные лавки по периметру церкви), а кресла, как в католических костелах или концертных залах. К тому же греческие архипастыри давно служат с католическими бискупами. Это ни для кого не секрет. Вселенский патриарх неоднократно сослужил с римским папой и никого это не удивляет. Поэтому никакого смысла в существовании униатов греко-католиков уже нет.
Современный принцип католического экуменизма имеет несколько иное основание, нежели униатские движения прошлого. Главное, что требуется, — признавать верховную духовную власть или хотя бы находиться в составе организации, а название церкви, частности ее вероисповедания никакого значения не имеют.
Народно-церковное благочестие в Греции медленно, но верно нивелируется, растворяется в общеевропейской культуре. Отчасти это связано с большим количеством приезжих. В 80-х годах в Грецию приехало множество албанцев. Это делалось под видом помощи малоимущим жителям соседней страны. С появлением Евросоюза в Грецию едут представители Пакистана, африканских стран. Культурная идентичность греков стала теряться после вступления страны в НАТО, еще больший удар нанесло вступление Греции в Евросоюз. В перспективе — принятие евроконституции. По-видимому, старая греческая конституция, основанная во многом на канонах церковного права, будет отменена. Это может окончательно подорвать традиции народного благочестия. Сегодня, например, после рождения ребенка должно состояться его крещение. На основании документа о крещении выдается свидетельство о рождении. Та же ситуация с таинством брака. Церковный документ о венчании несут в муниципалитет. Там регистрируется факт брака.
Что касается непоредственно авторитета духовенства и церковных институтов в Греции, то в новостильной церкви он не высок. В последние годы в средствах массовой информации широко освящаются многочисленные случаи злоупотреблений и откровенных преступлениях в церковной среде. Отдельные представители епископата были обвинены в наркоторговле, работорговле. Общество ужаснулось, когда узнало факты организации пунктов содержания и торговли рабами в монастырях, принадлежащих греческой новостильной церкви. Оттуда живой товар распродавался по всему Средиземноморью.
Конечно, на распространение греха влияют и так называемые общеевропейские ценности, оправдывающие самые разные пороки. Священник с амвона может говорить о грехе одно, а преподаватель в школе — совершенно другое.
Если говорить о богослужебных книгах и основных священнодействиях, то здесь никаких различий нет. Существенные различия обретаются в самом подходе к исполнению таинств, например, в подготовке к Евхаристии, к крещению, в исполнении таинства покаяния и епитимии. У новостильников многое упрощено, существенные требования по подготовке к совершению Литургии не исполняются. Ну и, конечно, главное догматическое различие — это участие представителей других конфессий в службе. Католический епископ может спокойно придти в новостильный храм, отстоять в алтаре литургию, а затем причаститься с остальными священнослужителями.
Насколько широко в среде греческого духовенства распространено курение — сказать сложно. Однако это факт известный и никем не скрываемый. На улице или в кафе можно встретить священника с сигаретой. Взыскание за это не предусмотрено и епитимия не накладывается.
Как выразился один мой хороший знакомый:
«Современный Афон представляет собой страшный духовный локомотив, который тянет за собой вниз не только Грецию, но и сопредельные страны с исповеданием восточного православия: Сербию, Болгарию и даже Россию».
По давней традиции у верующих этих стран было безграничное доверие к религиозному авторитету Афона. Когда возникали споры или недоумения, часто ждали, что скажет Афон?
Сегодня древний авторитет Афона играет роковую роль. Приезжают люди на Афон. Для внешнего зрителя все выглядит замечательно. На всем Афоне старый стиль. Для религиозно неграмотного человека это главный критерий. В афонских монастырях очень длинные, в том числе ночные, службы, по 8-12 часов. Строго соблюдается богослужебный и бытовой монастырский уставы. Это производит большое впечатление на приезжих. Особенно на гостей из России и иных стран, где исковерканная и сокращенная служба давно стала привычным явлением.
Но эти внешние впечатления ошибочны. Подавляющее большинство нынешних афонских монастырей признает равночестными как старый, так и новый календарные стили. Вот, например, начался рождественский пост. На Афоне он начинается по старому стилю — на две недели позже, чем в остальной Европе. Наступило Рожество Христово по новому стилю. Если афонский монах или иеромонах в этот период выезжает на материковую Грецию, то он спокойно, с разрешения своего игумена, идет в новостильный храм и служит там службы Рожества. Хотя на Афоне еще предстоят две недели поста. Заканчиваются новостильные празднества, монах возвращается на Афон, постится оставшееся время и отмечает старостильное Рожество: второй раз разговляется, второй раз празднует. Все это там называется церковной «икономией», снисхождением, прощением канонов ради единства церковного мира и любви. А на самом деле — это не икономия, а «параномия» — грубое нарушение церковных правил и традиций.
Все афонские монастыри, кроме обители Есфигмену, поминают в своих молитвах вселенского патриарха, который давно находится в молитвенном и евхаристическом общении с римским папой. По этой причине братия монастыря Есфигмену не имеет общения с остальными обителями Афона и не участвует в работе Кинота — церковного совета монастырей Афона, своеобразного правительства острова.
По моему мнению, традиции Афона держатся исключительно за счет этого монастыря. Прочие же монастыри Афона, не меняя календарного стиля и внешнего в богослужении, готовы признать любую духовную власть. Отчасти это связано с финансовыми потоками, с некоторых пор хлынувшими на остров. Туристический бизнес тоже не заинтересован в сохранении подлинных афонских традиций иноческого уединения.
В последние годы официальные афонские власти делали несколько попыток изгнать из монастыря Есфигмену иноков с помощью осады и полиции. В 2006 году была создана подставная монашеская община. Она была зарегистрирована и торжественно признана афонским Кинотом как официальная община монастыря Есфигмену. Это необходимо было для того, чтобы принимать разного рода решения, в которых должны участвовать все обители острова. Нынешний настоятель монастыря уже много лет не принимает никакого участия в делах Афона. Да и какой диалог возможен с еретиками? Только монолог.
Не только Есфигмен, но и некоторые отшельники острова, живущие в кельях, перестали поминать вселенского патриарха и прервали общение с официальными монастырями Афона. Есть и такие насельники острова, которые, уподобившись российским беспоповцам, полагают, что истинного священства уже нет, вся иерархия впала в ересь. Конечно, посетители острова из разных стран мира не в курсе этой ситуации и для них обители Афона являют собой некий вероисповедальный монолит, оазис правоверия. Но этот далеко не так.
Сегодня монастыри Афона активно включились с освоение транснациональных финансовых средств. В последние годы не только Греция выделяла средства на восстановление Афона, но и Евросоюз, и даже Ватикан. Некоторые выделенные суммы исчезают бесследно. Например, для восстановления обители Есфигмену были выделены крупные средства, которые монастырь не принял, а деньги, тем не менее, исчезли. Многие церковные деятели Афона обвинены в финансовых и земельных махинациях. Во всех монастырях построены многозвездочные гостиницы, оборудованы VIP-номер, лифты на три-четыре этажа и многое другое.
На мой взгляд, постепенная апостасия греческой церкви связана с сильным западным влиянием, которое столетиями, начиная с XII века, оказывало тлетворное влияние на все стороны духовной и церковно-административной жизни. Это было планомерное уничтожение православия. Ставились задачи, время решения которых не исчерпывалось жизнью одного-двух поколений. Они были рассчитаны на века.
Если верить пророчествам, то с окончательным принятием ереси Афон погибнет, а сама гора уйдет под воду. По завету Богородицы, конец Афона почувствует каждый, кто будет творить волю Сына Божия. Видимо, не надо ожидать других особых знамений, например, исчезновения Иверской иконы и т. п. Можно подумать, что пока икона на месте, правоверию ничего не угрожает. «Кто будет творить волю Сына Моего, тот поймет это в любом месте Афона», — и тогда придется собирать вещи и уходить оттуда, потому что пришел горе конец. А косвенных свидетельств упадка Афона более чем достаточно.
В России многие монашеские традиции, иноческая преемственность утрачены. Старые традиции уничтожены вместе с поколением иноков в годы большевистских гонений. Современное российское иночество, вне зависимости от конфессионального подчинения, молодое. Монастыри больше похожи или на туристические центры, или на колхозы. А на Афоне мне приходилось находиться в окружении старцев, подвизающихся в иночестве 30–40 лет. Инок со стажем 7–10 лет в такой среде считается молодым. В других местах людей с таким стажем и опытом иноческого жития трудно встретить, почти невозможно. Такой срок жизни инока подразумевает большой опыт. Когда находишься в обществе таких старцев, это воодушевляет. Но нынешние афонские старцы, которые прожили на острове десятки лет, говорят: «Мы на черепки пришли, а уж вам ничего не осталось…»
Общаясь с пожилыми иноками, интересно узнать, как жил остров 20–30 лет назад. Они пришли на Афон, когда туда не ходил корабль, когда не было ни одного магазина, ни одной машины. Если договорился с каким-нибудь рыбаком, он мог довезти до острова, высадить где-нибудь, и оттуда уже должен идти сам, искать пристанище. Сейчас Афон — это два туристических корабля, такси по всему периметру.
Для удобства туристов есть автобусы, которые идут до перевала. От перевала по острову идут микроавтобусы, они развозят по монастырям. Даже в последние годы на острове происходят разительные перемены. Я прожил на Афоне семь лет и видел, как все меняется. Мне пришлось жить на Каруле, это отшельническое место. У подножия горы живут только келлиоты. Больших поселений там нет. Живут по два-три человека. В 2000 году у местных отшельников и понятия не было о мобильном телефоне, солнечной батарее и, тем более, Интернете.
А когда я покидал Афон, только на Каруле было три выхода в Интернет. Когда первый отшельник завел мобильный телефон, то прятал его, стыдился, что засмеют. А сейчас уже у всех все есть. Конечно, это признак явного упадка. Если раньше отшельнику, чтобы принести что-то себе в келью, нужно было идти через горы, нести тяжелую поклажу, то сегодня все можно заказать по телефону: продовольствие, свечи, ладан, ингредиенты для его изготовления. Все привозят на корабле, остается только расплатиться. Конечно, ревнующим о благочестивой жизни приходится уходить с острова.
Мы жили на Каруле, и там живет последний серб, постриженик старцев начала XX века. Он фактически последний, имеющий преемственность старых поколений иноков. Нам, молодым, проще — мы снялись с места и ушли, а ему, прожившему на острове около 40 лет, уже некуда идти. Думаю, что еще из-за таких последних остальцев афонской традиции остров сохраняется, по милости Божией. Они умрут, и на них все закончится. А молодым инокам придется делать выбор: или оставаться в этой неблагочестивой атмосфере, жить экспонатом в туристическом центре, или искать другое прибежище.
Этот печальный сценарий был опробован в монастырях Метеор. Туда невозможно было попасть иначе, как с помощью специального подъемника, который опускали монахи. Но и до них добрались. Построили дорогу. Теперь там нет ни одного полноценного монастыря. Вернее, монастыри, как памятники, остались, а большинство монахов ушли в 70-е годы XX века. Многие иноки перебрались на Афон. А сейчас настала очередь Афона…
Беседовал Глеб Чистяков
[1] Появление старостильных церковных объединений в Греции связано с расколом Церкви Эллады, произошедшим вследствие неприятия частью духовенства и мирян введения в Греции нового Грегорианского календаря (10 марта 1924 года). Инициаторами движения за сохранение богослужения по старому календарю (старому стилю) в 1925 году стали миряне, создавшие объединение «Ассоциация православных» (секретарь Совета Правления Перикл Гетурис). Их поддержали монахи Афона, а затем и ряд видных представителей духовенства. В 1926 году ассоциация была преобразована в «Греческое религиозное общество истинно-православных христиан». Количество приходов этого объединения достигало 800. В мае 1935 года официальную Элладскую Православную Церковь покинули три епископа и образовали с четырьмя вновь рукоположенными иерархами Синод Истинно Православной Церкви Греции (Председатель Синода с 25 мая 1935 по 30 июня 1937 года — митрополит Герман Димитриадский). В конце 30-х годов в старостильной Церкви произошёл раскол на две ветви. Позже в среде старостильников произошло еще несколько разделений. С 1970-х годов старостильные церкви ведут переговоры об объединении, но успехов в этом процессе пока не наблюдается.
ЯВЛЯЯСЬ ВЕТЕРАНОМ ГРЕЧЕСКОЙ СТАРОСТИЛЬНОЙ ЦЕРКВИ, ПОЛАГАЮ, ЧТО ХОРОШО БЫ ТЕМ, КТО ПОЗВОЛЯЕТ СЕБЕ СТОЛЬ УВЕРЕННО И КАТЕГОРИЧНО РАССУЖДАТЬ И ОТЗЫВАТЬСЯ В СВОИХ КОММЕНТАРИЯХ О СТОЛЬ БОЛЕЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, БЫТУЮЩЕЙ НА СВЯТОЙ ГОРЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, УГЛУБЛЁННО ЗНАТЬ О ЖИЗНИ ГРЕЧЕСКОЙ СТАРОСТИЛЬНОЙ ЦЕРКВИ "ИЗНУТРИ", ЧТО БЫ ИМЕТЬ ОСНОВАНИЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ О НЕЙ ВООБЩЕ, И О ТЕПЕРЕШНЕМ СОСТОЯНИИ АФОНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ В ЧАСТНОСТИ… ЭТОТ ИНОК, К ВЕЛИЧАЙШЕМУ СОЖАЛЕНИЮ, ОЧЕНЬ ТОЧНО РАСКРЫВАЕТ НЫНЕШНЕЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ ТАМ. ВЕСЬМА ПРИСКОРБНО ПРИЗНАВАТЬ ЭТОТ ФАКТ, НО ТЕПЕРЬ ВСЁ ОБСТОИТ ИМЕННО ТАК, КАК ОН ПОВЕДАЛ…
Да вообще, история Афона в новейшее время весьма занятна: https://spbda.ru/publications/m-v-shkarovskiy-russkiy-afon-v-gody-vtoroy-mirovoy-voyny/
Для нас россиян все, что связанос с горой Афон никак не может быть басней, так как именно насельники сей горы, как Силуан Афонский, Софроний Сахаров, Паисий Святогорец и другие оставили богатое духовное наследие нам. И не место красит человека, а человек место. Достаточно быть на этой горе нескольким столпам духовным, чтобы огонь веры не погас.
Что впрочем, не мешает не менее замечательно шантажировать россиян стамбульскому патриархату возможностями паломничеств… Еще впереди мы увидим потрясающую цепь событий по ликвидации русской миссии в этом месте.
Дорогая редакция- вам должно быть стыдно! Вы считаете, что ваши читатели совсем не далекие люди? Не поймут, почему именно такой материал вышел именно сейчас? Ради кое-чьих финансово-административных интересов вы поливаете грязью Святое место и людей, очень многие из которых искренно подвизаются ради Бога?! Переобуваетесь на лету? Очень грустно(((
Брат, не грусти — всё тлен и мирская суета. Это не РПЦ-ресурс, а старообрядческий.
На Афоне нет ни одного старообрядца, и для пользователей этого сайта тамошние жители не святее никониян, кои суть ……(прости, Господи!)
Справедливости ради надо заметить, что афонские дела критикуются давно и в среде самого новообрядчества. Вот буквально по первым ссылкам в сети:
"Дорогие во Христе братия и сестры, такого наше отношение к Святой Горе и Святогорцам, потому что за всю историю Святого Афона такого отступления Кинотиса Святой Горы никогда, никогда не было! Святогорцы всегда стояли до смерти за чистоту Православия!
Сегодня на наших глазах происходит отступление Кинотиса — официального руководства Афона, члены двойного Собора отказываются зажечь для всего Православного мiра Маяк Святого Исповедничества Истины Христовой…
Кинотис в своём послании о Критском «соборе» еретичествует, ложно увещевает и напрасно усыпляет всех Православных Христиан.
Кинотис призывает не разрывать общение с архиереями, которые продолжают находиться в общение с экуменистами, то есть, покорно следовать за отступниками от Православия – экуменистами?!
Кинотис называет Критский разбойничий, еретический лжесобор Великим и Святым?!"
Не соглашусь со многим. Жил на Афоне. Вспомнилось притча о пчеле т мухе, пчела летая по дому собирала мед, а муха ни чистоты . Уж простите мне, не достойному иноку.
Дмитрий, так может может быть предложите всем нам перейти в ислам: там много чего хорошего (а на нечистоты смотреть не станем)?
Только почему то редакция сайта не сочла нужным сказать читателям, что интервьюируемый инок, проживший 7 лет на св.горе Афон и изложивший лишь свое субъективное мнение, эдакий религиозный авантюрист иеромонах Кирилл (Шабунин), сменивший несколько новостильных и старостильных юрисдикций, перешедший в РПСЦ, не нашедший истины и в ней, и отправившийся в дальнейшее неизвестное плавание…
Печально, что сайт не смог остаться сторонним наблюдателем в конфликте из-за независимого государства Украина между Московским и Вселенским патриархами, и присоединился к хору охаивателей афонского монашества.
Александр, благодарствую за ценный компромат. Только вот, если бы монашество было хоть где-то идеальным, то не было разделений. Нигде. Никогда. Никаких.
Также, ждать дифирамбов в адрес афонцев со стороны старообрядцев как-то наивно… Тут уж принципиальные разногласия: одни властям послушались, другие на кострах возвышались. Другое дело, что тему подкатили к моменту укро-вселенского конфликта. Но тем актуальнее переоценка реальности, потому как нонышний обыватель ищет чудо за морями, а в это время он попирает жемчуг под ногами.
В общем пора рымынскому митрополиту Леонтию даровать автокефалию украинской архиепископии РПсЦ. Чтоб староверы не скучали, и не участвовали в чужих драках из-за отсутствия своих)))))
+++
Гора Афонза свою историю была в упадке духовном и финансовом не раз. Но до сих пор стоит.
Конечно стоит. Что же ей горе станется?