Тезисы о значении старообрядчества
- Около двух лет назад, размышляя об очередном общественном расколе, мы обнаружили, что его исторический источник — движок непрекращающейся «гражданской войны» — находится в Расколе XVII в. Не преодолев его, невозможно преодолеть раскол сегодняшний. И мы обратились к живой половине и задали вопрос:
Зачем нам старообрядчество и что нам до него?
Бывают живые, прошедшие через историю институты, а это тут перед нами несколько даже больше, чем один институт. Это система институтов, переживших национальную катастрофу, брат-близнец, несущий в себе, может быть, утраченные гены. Брат, который трансформировался и сам по себе, и во взаимодействии с «центральной» системой, но постоянно давал живительные прививки для всего народа…
Русское казачество сформировалось под воздействием и в контексте борьбы за старую веру: атаман Булавин, Игнат Некрасов, да и Стенька Разин были старообрядцами, и старая вера дала казачеству твердость и особую устойчивость. Среди героев войны 1812 года было немало старообрядцев, что и понятно: защита родины всегда была их «коньком». Это атаман Матвей Платов, генерал-майор Андриан Денисов, партизанские командиры Ермолай Четвертаков, Герасим Курин, Василиса Кожина. Заслуги их в войне и сохранении Москвы были весьма значительны, а с сентября 1812-го по январь 1813-го года должность городского головы в Москве исполнял старообрядец Прокопий Дмитриевич Шелапутин.
Русское купечество выросло из старообрядческой среды и смогло конкурировать с немцами и англичанами, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Среди ученых было немало выходцев из старообрядчества: известный изобретатель и инженер Иван Кулибин, М. В. Ломоносов, изобретатели паровоза Черепановы, изобретатель телевидения Владимир Зворыкин, инженер-гидроаэродинамик Дмитрий Рябушинский, экономист Иван Кириллов, социолог Питирим Сорокин, академик Д. Лихачев, наши современники биофизик Н. Борисов, химик епископ Аполлинарий Дубинин, историк-кельтолог Г. Бондаренко, филолог-древнерусист Н. Понырко.
- И вот тема стала модной. На одном из центральных российских телеканалов с максимальными рейтингами прошел показ 20-серийного фильма Николая Досталя «Раскол», посвященный событиям XVII в., разорвавшим русское общество и вызвавшим к жизни существование Русского православия в расколотом виде. Зимой 2013 г. впервые за 350 лет произошла встреча главы российского государства и старообрядческого митрополита Корнилия. Журнал «Дилетант» посвятил Расколу и старообрядчеству отдельный номер, презентация которого прошла 24 декабря в РИА-Новости. 15 марта канал Россия-24 впервые показал развернутое интервью со старообрядческим митрополитом Корнилием. 2 мая при поддержке Института проблем гражданского общества в российском Доме Музыки прошел концерт старообрядческого знаменного пения.
19 мая на канале «Культура» прошла передача Александра Архангельского «Тем временем», целиком посвященная старообрядчеству, как шансу России. Все это свидетельствует о растущем интересе к тематике, которую мы считаем главной для разговора о нашем будущем. На наших глазах произошло включение этой повестки в декларационную историческую и религиозную политику. Но включили как-то замусоленно, как один из обертонов, нам же представляется, что это фундамент.
- Итак, о чем, собственно, речь? Старообрядчеством мы будем называть традицию русского православия и русской мысли и жизни, которая в силу исторических причин с середины XVII в. и до настоящего времени развивалась самостоятельно и отдельно от государственного православия.
- Чем старообрядчество не является? С одной стороны, оно не является ни сектой, ни группой маргиналов, ни группой заговорщиков, ни обществом реконструкторов, ни «косплеем». С другой стороны, оно не является ни цехом, ни профсоюзом, ни, собственно, отдельной социальной группой. Старообрядцы существуют в обществе рядом с прочими людьми, принадлежащими православной традиции, являются обычными членами современного общества, особенность которых — сохранение определенного типа ценностей. Это хранители.
- Эти ценности суть: вера, укорененная в бытовом укладе, но отрефлексированная в рациональных категориях. Честный труд не ради одного заработка. Круговая порука и взаимопомощь («своих не бросаем»). Личная ответственность вместо «послушания» и страха. Автономия личности. Самобытность не музейная, не замусоренная показухой, а настоящая и глубинная.
- Каков опыт и заслуги? В течение 350-ти лет старообрядцы выработали модус существования православной церкви вне государственного контроля и государственной повестки дня. Осознав государственное принуждение в вопросах религии как экзистенциальную угрозу, старообрядцы смогли сами выработать повестку дня из нескольких пунктов:
а) нравственная ответственность, трудовая этика на русской почве;
б) традиционные жесткие формы религиозной жизни, сохраняющие нетронутой религиозную символику;
в) способность сочетать модернизационные прорывы с глубокими национальными устоями;
г) патриотизм, обусловленный покаянием.
Старообрядческие общины продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Старообрядцы прилагали большие усилия в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. Именно они сохранили древнее знаменное пение, древнерусскую икону, традиции древнерусского церковного зодчества. Помимо этого, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.
- Зачем старообрядчество нужно современному российскому обществу? Мы считаем, что современное общество уже 300 лет живет в состоянии внутренней раздробленности. Православная церковь расколота, в обществе идет «скрытая война» (термин В. Найшуля)? Антагонизм очень значительный, из-за неструктурности процветает аномия (взятки, неспособность организоваться, безответственность, пофигизм, халтура, туфта). Старообрядчество как носитель корректирующих ценностей может выступить в качестве стороны, претерпевшей страдания и готовой сделать свои ценности общими. Старообрядчество — это шанс и условие своей модели модернизации, без окончательной потери идентичности. Важнее даже само действие примирения и преодоления раскола, которое неизбежно приведет к значительным институциональным реформам.
- Как это осуществить? Можно ли стать старообрядцем? Нужно ли старообрядцам стать новообрядцами? Можно ли восстановить единство православия, сохранив обе традиции? Все эти вопросы апеллируют к внешнему, а мы хотели бы поставить вопрос о внутреннем смысле.
Речь идет о полноценной программе национально-религиозного примирения, которое может осуществиться только в случае отказа от опоры на власть. Старообрядцем можно стать, и многие становятся, принимая на себя некоторое религиозные и нравственно-бытовые обязательства, меняющие их жизнь.
Представление о том, что старообрядчество должно войти в РПЦ или быть поглощено ею, или наоборот, заранее следует отбросить, как невозможное. Это ничего не даст, в этой войне не может быть победы. Сейчас ясно, что это не произойдет никогда и в такой форме примирение состояться не может. Однако если поставить вопрос с другого конца и представить себе, что должно произойти, чтобы состоялось примирение, то можно сказать, что сама по себе выработка тезисов примирения замечательное и важное общественное действие.
В ходе дискуссии будут ясны формы трансформации состояния расколотости в состояние единства. Мы думаем, что без воссоздания духовного единства русского народа (включающего в себя все народы России) невозможны никакие серьезные реформы и улучшения экономической и социальной политики.
Комментариев пока нет