Мы продолжаем публиковать цикл эссе Татьяны Игнатовой, научного сотрудника Музея имени преподобного Андрея Рублева, посвящённый авторскому курсу занятий для младших школьников по древнерусской культуре «Нарисуй мне чудо!».
Мы собрались, чтоб сказку сделать былью
Жила-была девица-красавица, и пошла она работать в музей. А в музее коллективчик — маленький, кабинетик — тесненький, работка — спокойненькая, экспозиция — постоянненькая. И вот как-то раз встала девица посреди своего кабинетика, топнула ножкой и сказала: «А мне настоящей сказки хочется!..» И завелся в музее стрелец. От девичьей скуки завелся. Настоящий такой, как в книжке: «ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден…».
Такая вот присказка. А дальше начинается чистая правда.
Тридцать три богатыря
Создавая новые формы работы с юными посетителями, Музей имени Андрея Рублева начал сотрудничество с московским агентством исторических проектов «Ратоборцы». Так осенью ушедшего 2013 года у нашего Музея появился еще один друг.
Агентство «Ратоборцы» было основано в 2006 году и по сей день с успехом осуществляет проекты, связанные с исторической реконструкцией, самым нашумевшим из которых стал уникальный эксперимент «Один в прошлом»
Кроме того, «Ратоборцы» являются организаторами грандиозного ежегодного исторического фестиваля «Времена и эпохи». Они воплощают «Улицу истории» — спонтанный праздник ожившего прошлого. И это не считая съемок в кино и на телевидении, консультирования, научной и образовательной работы.
Не учи ученого!
Почему реконструкторы? Историческая реконструкция — это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее методы ролевой игры и научного эксперимента для более глубокого изучения интересующего вопроса. Таким образом, профессиональная историческая реконструкция абсолютно научна, она направлена на воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. По сути, «высокая» профессиональная историческая реконструкция шагает дальше, чем теоретическое научное исследование.
Ученый-теоретик делает атрибуцию памятника культуры: выстраивает ряды аналогий, обосновывает типичность или нетипичность предмета в ряду близких аналогов, — таким образом, определяет время и место создания артефакта, возможно, даже круг мастеров. Ученый указывает, как различные факторы сказались на внешнем облике памятника. Это могут быть и стилистические влияния, которым был подвержен мастер, и особенности или нарушения технологии производства, специфика бытования и прочее-прочее.
Профессиональный реконструктор идет дальше. Вооружившись трудами ученого-теоретика, он проделывает путь древнего мастера.
Вам надо реконструировать старинную рубаху? Отлично! Сначала определяем век и регион бытования данного элемента костюма, смотрим научные публикации, альбомы, идем в музей. Вооружившись теоретическими знаниями, приступаем к практической части. В идеале все начнется с выращивания льна и ткачества. Ткать тоже придется на станке, воссозданном по старинным схемам. Но это для совсем продвинутых. Можно путь сократить и купить натуральную ткань, но такую, чтобы по фактуре она была максимально приближена оригиналу.
Итак, у вас в руках обрез ткани. Материя окрашивается по старинной технологии и применением натуральных красителей и раскраивается по определенной схеме, взятой вами из научных публикаций. В итоге рубаха сшивается без единого машинного шва. Желательно, чтобы тип ручного шва был подобен древнему, характерному для одежды того места и времени, откуда происходит ваша рубаха-прототип. Вуаля! — реконструированная рубаха у вас в руках. Для более сложных одежд, например, для полураспашного кафтана, придется отливать бронзовые пуговки по образцу прототипа.
Что нам это дает помимо массы проблем? Очень многое. Мы познаем рождение предмета не теоретически, а практически: ощущаем, насколько процесс создания растянут во времени, какие этапы являются самыми тяжелыми физически, какие самыми трудоемкими. Мы познаем памятник истории не только глазами и со стороны, но буквально изнутри, на вкус и запах. Как пахнет краситель? Сколько длится процесс окрашивания ткани? Долго ли сшивается рубаха вручную? Как обрабатывался край среза, чтобы не сыпалась ткань? Как готовое изделие сидит на фигуре? Трут ли швы? Наконец, возможно, самое важное для современных детей и подростков — мы понимаем истинную цену вещи. Предмет, на создание которого затрачено столько труда, не отправится в помойное ведро при первом незначительном дефекте, он будет чиститься, чиниться, лататься, подкрашиваться, храниться… Не от бедности, а от осознания ценности вложенного труда.
Заинтересовавшимся рекомендую зайти на сайт клуба исторической реконструкции «Объединенная дружина — Южная Русь» и посмотреть раздел «Общие требования к костюму». А примеры костюмов, реконструированных в соответствии с такими жесткими требованиями, можно посмотреть на этом же сайте в разделе форума.
Поэтому сотрудничество музеев и профессиональных исторических реконструкторов вполне закономерно и ведется уже давно. Настал черед и Музея имени преподобного Андрея Рублева.
Штатные волшебники
Теперь время от времени история оживает и у стен бывшего Андроникова монастыря. Прошлое вдохновенно оживляет Константин Братчиков — координатор туристического направления агентства «Ратоборцы». А для нашего Музея — просто волшебник по договору.
Как рассказывает сам Константин, туризмом он занимается относительно недавно — с 2010 года, однако его усилия на этом поприще уже принесли заметные результаты. Так, например, в 2012 году разработанная им экскурсионная программа «Битва на реке Воже» (1378 год) стала дипломантом конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Услуги населению» по Рязанской области.
Константин уверен, что для развития внутреннего туризма в России есть все условия: богатейшая история, интереснейшие люди и, главное, нарастающий интерес населения к современным и активным формам досуга. Поэтому основным условием успеха туристической программы Константин считает обязательное включение в нее интерактивных элементов, позволяющих участнику «потрогать» эпоху, получить личные впечатления и практический опыт.
И это именно то, что так хотелось реализовать в наших новых музейных программах. К тому же наше заведение называется Музеем древнерусской КУЛЬТУРЫ и искусства, а понятие «культура» необычайно широкое: это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания. И одним только церковным искусством культура Древней Руси не ограничивается.
Древнерусская культура — это и городская культура. Конечно, памятники литературы, архитектуры, живописи, прикладного искусства, дошедшие до нашего времени от Древней Руси XI-XIII веков, — это произведения, сделанные преимущественно по заказу знати и высшего духовенства. Это и культура городского костюма с его символикой предметов и статусными вещами.
Древнерусская культура — это и военная культура с ее кодексом чести, пониманием воинского подвига, древними боевыми традициями. Все эти темы стало возможным раскрывать во время музейных программ благодаря агентству «Ратоборцы» и непосредственно Константину Братчикову.
Константин — профессиональный реконструктор. Он может сшить рубаху горожанина XII века. Знает приемы владения саблей и мечом. Изготовление керамики — одна из его любимых тем. Ее он специально изучал в музеях, брал уроки у настоящих мастеров.
Но для музейных программ был выбран образ стрельца. Наш стрелец — Фома Удальцов — вымышленный персонаж. Он жил в Москве в начале, может, в первой половине XVII века. В меру простой и деловитый, без сусальности и дешевого героического пафоса.
А к моим серьезным музейным проектам, посвященным культуре староверов, прибавилась роль волшебной Царь-девицы. Конечно, волшебной! Именно я с юными гостями нашего Фомы развожу райские деревья, рисую Серафимам крылья, считаю очи у Престолов, проверяю экипировку святых воинов на иконах.
Фотографии предоставлены агентством «Ратоборцы». Также использованы фотографии из личного архива Константина Братчикова и официального сайта Музея древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева.
Продолжение следует…
здорово) а можно в продолжении увидеть фото детских рисунков?
Это было бы интересно! Нужно автора попросить
Очень интересно и познавательно!