Считается, что современным детям, воспитанным на мультфильмах и компьютерных играх, сложно познавать древнерусскую культуру, принимать традиционные религиозные и духовные ценности. Однако опыт ряда современных педагогов показывает, что подобрать ключик к сердцу даже совсем невоцерковленного ребенка всё же возможно. Мы начинаем публиковать цикл эссе Татьяны Игнатовой, научного сотрудника Музея имени преподобного Андрея Рублева, посвящённый авторскому курсу занятий для младших школьников по древнерусской культуре «Нарисуй мне чудо!».
Этот курс подготовлен совместно с агентством исторической реконструкции «Ратоборцы». Татьяна Игнатова поделится впечатлениями от работы в музее и некоторыми методическими находками.
Игнатова Татьяна. Часть 1. Скука — двигатель прогресса
Она исчезла — юная, живая, полноценная.
Завтра я услышу в одной из комнат музея ее чистый девичий голос:
… Вдумайтесь, товарищи!.. «Я вас любил так искренне, так нежно…»
Миру крепостнических отношений противопоставил Александр Сергеевич
этот вдохновенный гимн бескорыстия!
С.Довлатов, «Заповедник», 1983 г.
По моему убеждению, молодым сотрудникам научно-просветительских отделов надо первым делом читать не методички, а повесть Сергея Довлатова «Заповедник», чтобы знать, как НЕ НАДО. Чтобы без всяких там «вдумайтесь, товарищи», «гимнов бескорыстия» и прочих «Пушкин — наша гордость». Смешно, когда не к месту пафосно, и ужасно, когда тебе от себя самого скучно.
Очевидно, что классическая (читай — «скучная») экскурсия-лекция, цель которой — нагрузить ребенка информацией, давно ушла в прошлое. Во всех музеях ей на смену приходят новые виды работы с юными посетителями, среди которых — интерактив, проведение мастер-классов, включение в повествование мультимедийных элементов и многое-многое другое. Посещение музея должно оставить ощущение праздника и желание вернуться, а не кашу в голове из имен и фактов, которые запоминать необязательно, потому что Интернет сейчас у всех в мобильных телефонах, а применить эти знания можно разве что для разгадывания кроссворда.
Всё это прекрасно понимают сотрудники научно-просветительского отдела Музея имени преподобного Андрея Рублева. Кроме того, наш Музей знакомит с церковным искусством, которое само по себе трудно воспринимается современными абсолютно расцерковленными детьми и подростками. Нередко в конце экскурсии, посвященной основным сюжетам и образам в древнерусской иконописи, у школьников путаются архангелы с апостолами, а про акафисты с апокрифами я вообще молчу.
Но главный вопрос, буквально написанный на челе среднестатистического школьника, «отбывающего» по программе экскурсию в нашем музее — «ЗАЧЕМ мне это надо?». А действительно, зачем ему это надо, если в церковь он не ходит, разве что раз в год — «кулич крестить, ой, святить», а в Бога не верит. Или думает, что не верит.
Мотивировать современного школьника на изучение церковного искусства — вот была моя первостепенная задача при разработке новых форм работы с детьми. Высокопарные рассуждения о культуре и духовности здесь не работали. Нужно было показать прикладное значение таких знаний. И показать моментально, в рамках одного занятия, по схеме: узнал — применил — порадовался.
Чтобы воплотить такую схему, был создан авторский цикл занятий «Нарисуй мне чудо!» для учеников 1–5 классов. Каждое занятие посвящено одной теме и состоит из трех компонентов: знакомство с иконами в экспозиции (не более 20 минут), просмотр мультфильма с комментариями и творческое задание.
В первой части ребята узнают тот или иной священный сюжет и учатся узнавать его на иконах. Мы не только обсуждаем, как древние иконописцы изображали этот сюжет, но и сравниваем иконное изображение с памятниками западноевропейской живописи (я показываю репродукции). Так мы постепенно пытаемся сформулировать отличия древнерусской иконописи от других видов искусства. В зависимости от возраста и подготовки ребят мы смотрим и подробно разбираем от 2 до 5-6 икон.
Как искусствовед я не имею права вдаваться в тонкости вероучения и затрагивать богословские вопросы. Я объясняю, как через цвет, линию, композицию, сложность декора и орнамента иконописец передает нам ту или иную мысль. Например, колоссальные отличия в стилях иконописи разных народов я продемонстрировала, сравнив икону «Рождество Христово», написанную царскими мастерами и…коптами. Кстати, наивная коптская живопись очень близка детям и послужила прекрасным переходом к мультфильму, выполненному в такой же стилистике.
Во второй части занятия мы смотрим мультфильм и обсуждаем, как данный священный сюжет изобразили современные художники-мультипликаторы, что они прямо заимствовали из древнерусской иконописи, что домыслили и т.д. Я отбираю мультфильмы только отечественных аниматоров. Это, как правило, лауреаты различных фестивалей, получившие высокие отзывы критиков. И, конечно, вопрос с авторскими правами…Приходится получать разрешение на показ мультфильмов у их авторов и правообладателей.
Наконец, в третьей части занятия ребята приступают к творческому заданию и сами становятся художниками.
Кстати, вторая и третья часть занятия проходят в одном из залов постоянной экспозиции. Это создает особый антураж и понижает градус музейной чопорности. Однако это налагает особые ограничения в плане техники творческих заданий. В музейном зале не место воде, краскам, жидкому клею и пластилину. Таким образом, техника применяется самая безопасная — коллаж с дорисовкой. Мы применяем все виды цветной бумаги, многоразовые наклейки, самоклеящиеся ленты и кристаллы, фигурные дыроколы, водорастворимые фломастеры, цветные карандаши, карандашный клей и клей с блестками.
Для меня самой было открытием, как много разных заданий можно придумать, не выходя за рамки данной техники: открытки, плакаты, панно, самодельные книжки, двух- и трехмерные модели…
На данный момент детально проработаны и неоднократно проведены 5 занятий:
- «Сотворение мира. Жизнь Адама и Евы в раю»;
- «Рождество Христово»;
- «Иконография Богоматери. Оклады икон»;
- «Ангелы и Архангелы»;
- «Святые воины». Еще порядка пяти тем находятся в разработке.
Оказывается, если ты знаешь сюжеты древнерусской иконописи:
- тебе открывается мир высокой фестивальной мультипликации;
- у тебя появится новая семейная традиция — мастерить всем вместе поздравительные открытки к Пасхе и Рождеству Христову (создаем бесценный семейный архив);
- у тебя будет стопроцентный повод подарить девочке из параллельного класса трепетного бумажного ангела (поверь, она не сможет отказаться);
- ты сможешь безошибочно называть элементы доспехов древнерусских воинов (да ты уже почти член клуба исторической реконструкции!).
А этот зануда учитель истории! Пусть он только спросит про крупнейшие сражения Первой Мировой войны! И не страшно, если ты не читал ни про битву при Танненберге, ни про Галицийское сражение. Ты можешь ответить, что самая первая из всех Первых мировых — это когда Архангел Михаил с Денницей…От двойки, скорее всего, не спасет, но зато оригинально.
И заметьте: я ни разу не произнесла слово «ВЕРИТЬ». Пусть сначала просто узнают и получат от этого немного приятных эмоций. Потом втянутся и почувствуют, как мир получает дополнительное измерение. Короче говоря, мы решили поучать, развлекая. И еще надо воспитывать глаз ребенка, показывая лучшие памятники музейного собрания, репродукции лучших произведений живописи и лучшие мультики по теме.
Кстати, к канцтоварам для творческих заданий тоже повышенные требования. Например, находкой для коллажей «Оклад на икону Богоматери» стали самоклеящиеся кристаллы, похожие на ограненные аметисты неправильной формы.
Просто ли всё это сделать?
Как вам сказать…Получить разрешение правообладателя на показ мультика оказалось гораздо проще, чем дождаться окончания тендера на закупку цветного картона и фломастеров для творческого задания. Можно, конечно, подождать. И тогда картон для пасхальной открытки закупят аккурат к Успению. Одним словом, «никогда и ничего не просите, и в особенности у тех, кто сильнее вас»… Но самое трудное — это прорвать информационную блокаду в госорганизации, где НЕТ рекламного отдела. Вот и это мое эссе вроде письма в бутылке…А раз уж в разговоре о скуке появилась тема моря, как тут не вспомнить «Машину времени»:
В бури лишь крепче руки,
И парус поможет идти.
Гораздо трудней не свихнуться со скуки
И выдержать полный штиль.
Продолжение следует…
Доброе дело.