Уже со вторника в России началась череда зимних церковных и светских праздников. Среди них Рожество Христово, Святочная неделя, Богоявление, григорианский и юлианской Новый год и другие. И если январские церковные праздники в среде христиан почитаются одними из самых торжественных, то к светским праздникам — Старому и Новому году — отношение весьма неоднозначное. Некоторые старообрядцы считают невозможным в принципе праздновать светские праздники, а потому стараются не замечать и «Новый год». Другие, наоборот, не только спокойно относятся к светским торжествам, но даже отмечают подобные праздники, воздерживаясь, впрочем, от традиционного в нерелигиозных кругах разгула.
Третьи пытаются придать светским праздникам негативный исторический или мистический смысл. Так, например, некоторые, отмечая Новый год, признают лишь современный праздник по григорианскому календарю и высказывают крайне негативное мнение к юлианскому Новому году, «введенному царем Петрушкой» (императором Петром I).
Еще одна категория верующих относится к обоим датам отрицательно, называя их языческими и даже сатанинскими празднованиями, предназначенными для беснования и веселья в пьяном угаре. Иногда высказывается мнение, что этот праздник устроен специально для спаивания русского народа.
Интересно, что так считают и некоторые пьющие люди, а потому не пьют именно в этот день, не воздерживаясь от спиртного в другое время. Словом, сколько людей, столько и мнений.
В 2009 году Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви постановил:
Призвать общины в ночь под 1 января н. ст. проводить службы святому мученику Внифантию, имеющему благодать избавления от винного запойства.
С тех пор в некоторых общинах РПсЦ проходят соответствующие молебны.
Тем не менее тема зимних праздников по-прежнему беспокоит многих христиан, включая читателей сайта «Русская вера». Мы попросили настоятеля старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону о. Иоанна Севастьянова ответить на некоторые наиболее типичные вопросы наших читателей.
Церковные многодневные посты являются общим деланием всей церковной Общины. В деле постного воздержания важна всеобщность. Мы помним из Священного Писания, как постились ниневитяне. Они воздерживались всего три дня, но все вместе: и взрослые, и дети, и больные, и даже животные. Поэтому так важно общее соблюдение постов.
Соблюдение поста — это не только приношение человеком своей доброй жертвы Богу, это еще и видимое дело причастности к Церкви. Если человек не постится, то ему пока не до Церкви, у него пока другие приоритеты. Поэтому любым нарушением поста человек пусть временно, но отсекает себя от Общины. Пока ему не по пути с ней.
Исходя из этого, человек принимает решение сам. Что для него важнее: общее церковное делание или светские праздники? Но ханжество в этой ситуации тоже недопустимо. Если мы живем в обществе и следуем определенным общественным правилам, то не следует вступать в конфликт ради нарочитого «непразднования». То, чего человеку невозможно избежать в силу своего социального существования, то можно, в какой-то степени, оправдать — корпоративы на работе, новогодние утренники в школе и т.п.
Но инициатором этого христианин, что дома, что на работе, быть не может.
Я родился и вырос в Советском Союзе и хорошо помню, что для нас, верующих, была ясна антирелигиозная суть советских новогодних праздников. Новый год Советская власть активно противопоставляла дореволюционной традиции празднования Рождества. Ведь, насколько это известно, и новогодняя елка была допущена Советской властью только тогда, когда народ не переставал наряжать рождественскую.
До революции Новый год был праздником не больше, чем Масленица. И его значение затмевалось значением и празднованием Рожества Христова. В советское время верующие это все очень хорошо понимали, и отношение к Новому Году было соответствующим. Сейчас такой антагонизм между этими праздниками вроде бы исчез. Рождество тоже государственный праздник. Но суть новогоднего праздника от этого не изменилась.
Думаю, исходя из этого, должно быть и отношение к этому дню. Верующим не следует вестись на всеобщий психоз и отмечать Новый Год в каком бы то ни было виде.
Мне кажется, что нарочитое ночное богослужение под 1 января является своеобразным «благочестивым» отмечанием Нового Года. Это такой церковный «ответ Чемберлену». Они так, а мы этак. По-моему, более логично было бы вообще игнорировать этот праздник. Если и совершать богослужение святому мученику Внифантию, то так, как это обычно делается в той или иной Общине.
Если все богослужения в течение года совершаются ночью, то и эту службу служить ночью, если же обычно служится в храме вечер — утро, то и эту службу выделять не следует.
Некоторые старообрядческие общины в последнее время перешли на ночное совершение рождественского богослужения. Это зависит от каждой конкретной Общины и ее настоятеля. Сколько я себя помню, в нашей Общине всегда служили вечер-утро. У меня это уже в крови. Поэтому для меня никакой проблемы в этом нет.
Если бы вся наша Община возревновала и решила молиться ночью, то я бы поддержал общее мнение. Тут все зависит от конкретных условий, традиций и зрелости общества. При желании совершать богослужение ночью это легко перестроить. Почему сейчас не служат ночью? Не знаю.
В одной из наших Общин мне приводили такой курьезный аргумент. В этой Общине с недавних пор ввели ночное рождественское богослужение. Так вот пунктуальная попечительница, у которой все учтено и записано, сетовала мне: «А у нас, батюшка, теперь на Рождество Христово-то намного меньше свещей купляют, чем тогда, коли служили с утра»! (Также иногда приводят аргумент, что с утра легче добраться и вернуться из храма, чем вечером — прим. ruvera.ru).
Новогодье – лукавство с подстёжкой обмана.
Грязь и ужасы снегом прикрыты, морозы жеманны.
Пьют с надрывом за счастье, здоровье. Вздыхают…
Да обжорством с гульбой сам себя убивают!
Что за праздник? Причуда без смысла, лишь вред.
Замутненье мозгов, дурость, страсти – всё бред!
(Сергей Маркус)
Если человек не постится, то ему пока не до Церкви, у него пока другие приоритеты.
А иной у нас человек не поститься потому что и так все постное. Хлеб нам насущьный дай нам днесь…
Новый год престали отмечать года три. Не потому что светский или Петровский, просто не хочется.
С Внифантием когда то не получилось, и так и сяк молились, да к Богу обратились. И устрашились. Тащило во сне по больнице, кровь хлыстала ото всюду, тело пучило и кровь ото всюду — из рук, пальцев …Санитар какой то тащил войлоком по лестнице…
Проснулся. Пить больше не захотелось.
«тащил войлоком» — это как?
"Петр и Пугачев. Где зарыта собака русской истории." — очень поверхностное исследование.
Нет ссылок ни на один документ, нет ни одной выдержки из статей тех лет, ни переписок современников ни русских ни западных ни самого Петра. Ничего. Пустомельство. Понятно, что есть основания считать Петра подменённым даже исходя из информации пропагандировавшейся по каналам общего образования, но конкретно эта статья не может называться исследованием, скорее уровня: что то мне почудилось…
Уважаемые авторы и администраторы ресурса!
Существует более обстоятельное исследование вопроса подмены Петра первого. Авторство Владимира Куковенко: "Как подменили Петра I". В нём присутствуют хоть в какой то мере доступные документы, переписка современников, Петра и прочее, что делает выводы более понятными и логичными, а предположение о подмене более обстоятельным.
"Если и совершать богослужение святому мученику Внифантию, то так, как это обычно делается в той или иной Общине". Слышала, что в одном из старообрядческих приходов на Урале молились сегодня обычную службу, т.е. вчера вечером и сегодня утром.
А Всенощное бдение на великие праздники начинали "в древности" в 2-3 часа ночи. Вечерня + павечерница около 5-6 вечера, потом ужин и сон, потом вновь на службу. Великое славословие как раз на рассвете пели: "Слава показавшему нам свет". Говорят, что часовенные даже в советские годы молились ночью, как и было и в древности. А утром на работу шли…
Я думаю в ряде обстоятельств надо не противопоставляться, а думать как оседлать. Не можешь победить возглавь. Не во всём, подчеркну. Скажем, к гомосексуальным отношениям это не может применяться.
Но с Новым годом — этот праздник есть, выкорчевать его вряд ли удастся, но опасности он большой не несет. И вместо того, чтоб каждый год шипеть и подчёркнуто дистанцироваться, возможно есть смысл именно исполнить его своим смыслом так, чтоб не нарушалось ничего главного в православной жизни.
Приведу здесь один фрагмент на эту тему, текст не мой:
"Евангелие — это самый большой профанирующий проект в истории. Основа традиционной культуры — это система табу, главное из которых отделяет сакральное от профанного. Вот священный источник, а вот обычный водопой. Вот заповедная роща, а вот просто тайга… Но в Евангелии это деление уходит. Все — Божие. Нет отдельной субботы: любая минуты и день святы. Нет одного святого народа или одного святого храма или горы. Где и когда вы — там Я. Едите ли или пьете — все делайте во славу Божию. Лучше уйти из храма, оставив непринесенной заготовленную жертву, но примириться со своим домашним "врагом".
Всё — свято. Но, значит, и "святого" нет. Слово "святой", как и слово "профанный", — соотносительно. Если соотносить не с чем — то и смысл этого слова как минимум сильно ослабляется.
Теперь нет чего-то отделенного и противопоставленного остальному Божию творению. Человек может сделать что-то значащее для Бога не тогда, когда совершаете какие-то манипуляции с Его идолом или образом, а тогда, когда так или иначе обращаетесь с иным человеком. Обычным человеком, тоже несвятым, а порой даже и крайне неприятным во всех отношениях. Но раз вы ему это сделали — вы Мне это сделали…
Раз этот вполне светский праздник дает нам повод обновить наши отношения с людьми, сказать им что-то доброе. А, значит, у него есть религиозное, евангельское измерение. Оно появляется и в случае отказа от этих действий.
Где риски больше? Что больше гневает Христа? Отказ от улыбки и подарки детям, отказ от звонка старому другу или полузабытой родне, отказ от молитвы в эту шумную ночь? Или тот же список, но со знаком плюс?
А вопрос о том, что есть и сколько пить в этом праздничном застолье — это уже вопросы совсем иного уровня."
Фрагмент выше — из Кураева, нашёлся новоявленный "святой отец":)
О.Александр, а вы только святых Отцов признаёте, труды современников или деятелей недавнего прошлого для вас не авторитет и не может быть истиной? Как же тогда вы читаете Мельникова, Арсения Уральского?
Сергий, тебе самому не смешно противопоставлять святому Арсению и Мельникову с одной стороны-в противоположную этот кал любовещный, и сыпать его цитатами во всех комментариях? Арсений своей жизнью запечатлел истину, чему были свидетели к примеру его нетленные мощи, а Кураев кто? Дипломированный блудослов твой Кураев.
А мне точка зрения Сергия и Кураева близка и понятна. Что предлагает Кураев — "Раз этот вполне светский праздник дает нам повод обновить наши отношения с людьми, сказать им что-то доброе. А, значит, у него есть религиозное, евангельское измерение. Оно появляется и в случае отказа от этих действий.
Где риски больше? Что больше гневает Христа? Отказ от улыбки и подарки детям, отказ от звонка старому другу или полузабытой родне, отказ от молитвы в эту шумную ночь? Или тот же список, но со знаком плюс? "
И что в Евангелии нам говорит Бог — "не приидох призвати праведники — но грешники на покаяние" Раз люди этот праздник празднуют — порадуйтесь с ними, но покажите пример христианского праздника. Не упивайтесь, гадости не говорите и не фарисействуйте — и люди потом и к Вам в храм придут. А ежели мы людей облаем и осудим — сколько из увидят в нас свет Христов? Кураев же не говорит о том, что его мнение — истина в последней инстанции, а только о том, что он прочитал и понял из Евангелия. А кто срывается на оскорбления — то первое — мы знаем из писания что " от избытка сердца глаголют уста" — то есть что человек говорит, то и то в его сердце, так что помолитесь купно за Константина, да изгонит он из своего сердца весь этот "кал любовещный".
И второе — оскорбления идут в ход, когда нет человек не может нормальными словами опровергнуть мнение оппонента, то есть ругань свидетельствует о слабости позиции.
Gleb, а писать "так что помолитесь купно за Константина, да изгонит он из своего сердца весь этот "кал любовещный"- не есть разве "фарисейство" и "оскорбление ближнего"?
В чем же? Простите меня ради Христа! Но разве я заставил Вас применить в спокойной дискуссии резкие слова и оскорбления? Раскройте в чем тут состоит фарисейство и оскорбление ближнего? Будьте уж так любезны.
Gleb, а я Вас заставлял делать то же самое? Давайте не будем играть в считалочку.. Прискорбно, что мнения еретиков так сильно овладело в последнее время умами старообрядцев, что они дерзают сравнивать их со святыми отцами- вот это и есть суть и проблема подобных "спокойных дискуссий" Господь говорит "по плодам их узнаете их". А защитники еретиков не смотрят на их дела, а уловляются их витиеватой болтавней, медалями и надутыми грамотами.. Пусть посмотрят на их дела! Разве кто из святых позволил бы себе слушать рок песни, ходить на рок концерты, рекомендовать священникам брать в жены блудниц, обжираться в посты, целоваться с католиками, оправдывать содомию (отчего даже в никонианской среде Кураеву дали кличку гомодьякона) и творить всенародно прочие бесчиния?
За грех нужно считать не то чтоб еретиков еретиками именовать и тем кто они есть на самом деле, а то чтоб читать их лживые сочинения и использовать их потом в защиту своих мнений.
Константин! Вы пишете — "Прискорбно, что мнения еретиков так сильно овладело в последнее время умами старообрядцев, что они дерзают сравнивать их со святыми отцами" — да никто их со святыми отцами не в один ряд и не ставит! Дело в том, что Евангелие могут читать все и делится своим прочтением и впечатлениями тоже все — какой тут грех?
Вот и насчет святых отцов скажу — вот например Тертуллиан. Однозначно еретик.но..сколько у него вполне православных творений. И его православные вещи святые отцы цитируют и похваляют, как например Киприан Карфагенский.
Известно, что и еретики могут высказывать вполне православные мысли и идеи. Известно, что Кураев плоть от плоти РПЦ МП. Когда он учит и поступает неправославно — опровергайте и осуждайте. Но где в приведенном Сергием фрагменте ересь? Укажите конкретно, опровергните и осудите!
Gleb, "Дело в том, что Евангелие могут читать все и делится своим прочтением и впечатлениями тоже все — какой тут грех?"- Евангелие само по себе читать как раз и есть великий грех! Читать Писание нужно во свете толкования Его святыми отцами! Читайте Писание с объяснением Оного Иоанном Златоустым, Феофилактом Болгарским, Ефремом Сириным- вам и жизни не хватит на полное прочтение. Но какой там! Они ведь не увлекают нас так, как увлекает своей болтавней Кураев и ему подобные..
Что касается Тертуллиана и мнения Киприана Карфагенского о нем- так Киприан Карфагенский- святой, всю жизнь посвятивший Богу и стяжавший дар отделения истины от лжи. Куда нам до него? Давайте тогда и бесов будем пробовать изгонять, апостолы ведь изгоняли? Или на иностранных языках давайте говорить?
Зло в том, что мы не истины ищем в современном нам мире, а бежим за модой, эдакой "православной" модой на миссионеров- Кураев, Осипов, Сысоев, Смирнов..
"Дело в том, что Евангелие могут читать все и делится своим прочтением и впечатлениями тоже все — какой тут грех?"- именно этим протестанты и занимаются.
Иоанн Златоуст на слова Спасителя "аминь, аминь глаголю вам: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазяй инуде, той тать есть и разбойник" говорит следующее : "Заметь признаки разбойника: во-первых, он входит не явным образом; во-вторых, не по Писаниям, что и значит: не дверьми.. Что значит: во двор? Значит – к овцам и к попечению о них. Кто не пользуется Писанием, но прелазит инуде, то есть не идет установленным путем, но пролагает себе иной путь, тот есть тать. "
Феофилакт Болгарский: "Писания поистине суть дверь; ибо мы чрез них приближаемся к Богу. Они не позволяют входить волкам, ибо отлучают еретиков, поставляя нас в безопасности и сообщая нам знание обо всем, о чем пожелаем. Итак, вор — тот, кто не входит чрез Писания во двор овчий, чтобы заботиться об овцах, но восходит инде, то есть сам себе прокладывает дорогу иную и необычайную, как, например, Февда и Иуда. Они пред пришествием Христовым обманули народ, погубили его и сами погибли (Деян. 5, 36. 37)."
То же самое можно отнести и к священникам и к простому народу, руководствующимися в своей жизни не Писанием, а блудословием еретиков.
Константин! Вы пишете : "Дело в том, что Евангелие могут читать все и делится своим прочтением и впечатлениями тоже все — какой тут грех?"- Евангелие само по себе читать как раз и есть великий грех! Читать Писание нужно во свете толкования Его святыми отцами! "
Коннстантин! Вы ошибаетесь! Это как раз и есть никонианская позиция! А именно — "Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов! Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительно воспитание и образование посредством их писаний" — пишет никонианец Игнатий Брянчанинов.
А святой Иоанн Златоуст пишет: "Послушайте, прошу вас, все призванные к сей жизни, приобретайте книги — врачевство души. Если не хотите ничего другого, приобретите, по крайней мере, Новый Завет, Деяния апостолов, Евангелие — постоянных наших наставников."
Святой Исаак Сирин пишет: "Занимайся чтением Писания, и когда станешь на молитву и на правило свое, то вместо размышления о том, что видел и слышал в мире, найдешь в себе размышление о Божественных Писаниях, какие прочел, и сим размышлением приведется в забвение, что памятовалось о мирском, а таким образом приходит ум в чистоту. Чтение помогает душе, когда последняя станет на молитву; чтением душа просвещается, чтобы всегда молиться неленостно и несмущенно (Сл. 56).
В то время, как ум твой рассеян, паче молитвы занимайся чтением. Ибо чтение Писания — источник чистой молитвы (Сл. 40).
Если прекратить хотя ненадолго частое чтение Божественных Писаний, то увлекается человек в страсти (Сл. 66)."
И вот смотрите прямо как про вас написано — " Если прекратить хотя ненадолго частое чтение Божественных Писаний, то увлекается человек в страсти (Сл. 66)."
И действительно! С какой страстью Вы накинулись на Сергия и Кураева! Как Вы их поносили! И к чему пришли — к тому что "Евангелие само по себе читать как раз и есть великий грех" .
Gleb, Вам не к чему придраться или Вы совсем слепы? Я о чем? Не о чтении Писания? Читайте Писания без святых отцов, чтоб "не загордиться" Только как вы собираетесь без объяснять народу притчи евангельские, книги пророков, "неудобьвразумительное" из посланий Павла и прочее прочее? Я Вам про чтение Писаний, Вы мне про то же самое, только с поправкой на то чтоб читать самолично как то делают протестанты. Смешно однако..
" Если прекратить хотя ненадолго частое чтение Божественных Писаний, то увлекается человек в страсти (Сл. 66)."- где про меня? Я не то же самое говорю? К чему переворачивать?
Слышал проповедь не от одного старообрядческого священника на праздник Рожества. В проповеди говорят к примеру следующее: "Вы знаете почему сегодня на службе мы читали такое длинное перечисление имен в родословной Христа?- этим евангелист нам показывает, что в родословной Христа все предки благочестивы, и чтоб и мы такими же были , в этом и смысл родословной .. "—— И такие лже-толкования и происходят от Вами предлагаемого "просто чтения Писаний". Говорят так те кто Самолично как протестанты читают Библию и потом в церкви поставляют все вверх дном..
Так что не думайте,я не против Писания, все Ваши цитаты не против меня, а против Вас, иначе Вы учите протестантизму раз считаете что можно самому уразуметь прочитаное в Библии.
Gleb, может Вам написать несколько из Святого Писания и Вы от себя растолкуете? Растолкуйте к примеру эти слова апостола: "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит."
Ну во первых ловлю Вас на ошибке — "Слышал проповедь не от одного старообрядческого священника на праздник Рожества. В проповеди говорят к примеру следующее: "Вы знаете почему сегодня на службе мы читали такое длинное перечисление имен в родословной Христа?- этим евангелист нам показывает, что в родословной Христа все предки благочестивы, и чтоб и мы такими же были , в этом и смысл родословной .." Первое зачало в Евангелии от Матфея читается не на Рожество Христово — а в неделю Святых Отец!
И далее Вы пишете — "Вы учите протестантизму раз считаете что можно самому уразуметь прочитаное в Библии." Докажите от Святого Писания, что Святое Писание христианину постижимо только с помощью и толкованием святых отцов. Дело в том, что Вы ошибаетесь и Ваше мнение есть ни что иное как разделение Церкви на Учащую и учимую, и это мнение суть католическая ересь.
Константин ! Почитайте Мельникова, а именно "Блуждающее богословие" Глава 8 учение о Церкви.
Gleb, может Вам написать несколько из Святого Писания и Вы от себя растолкуете? Растолкуйте к примеру эти слова апостола: "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит."
Постараюсь подробно завтра, потому что сегодня немного уже устал. А вкратце — Здесь Апостол Павел противопоставляет служителей Ветхого и Нового Завета. Потому что Исус исполнил Ветхий Завет. И фарисеям, застывшим в буквальнейшем, до последней буквы, исполнении Закона
все равно, как и всем людям, предстоит умереть! Но ожитвит то нас всех только Христос! И если в нас не будет Духа Святаго, который приходит к нам в святых таинствах Церкви, то мы не сможем стать чадами Божиими и наследовать в будущем веце Царство небесное.
> Разве кто из святых позволил бы себе слушать рок песни, ходить на рок концерты
Безусловно позволили бы в миссионерских целях, и другое позволяли. Например, один святой обратил внимание на блудницу и та стала преподобной Пелагеей Антиохийской.
Что толку в церкви которая замкнулась узким кружком и упивается своей праведностью? А других лечить, вразумлять, обращать? Если церковь это больница, то разве нет смысла её самым лучшим врачевателям идти туда где более всего больных и вытаскивать их оттуда?
И снова мы сталкиваемся с популярным в современном ревнительском старообрядчестве приёмчиком различения истины "свой — чужой" вместо "прочитай и подумай".
Господа ревнители, а как тогда быть с церковной историей-то? Скажем, Ориген который был осужден за ряд своих суждений, тем не менее считается одним из отцов церкви и многие его идеи послужили основной для других святых отцов (например, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого)?
А что, разве еретик вообще ничего не может сказать верного, правильного? "Два плюс два равно четыре" тоже ложь если устами еретика? А если завтра Кураев присоединится к старообрядчеству и повторит эту свою речь, стоя 31 декабря 2016 года на амвоне Покровского собора рядом с митрополитом Корнилием — ревнителям придётся тихо скомкать и слопать все гадости которые были написаны на эту тему год назад?
Константин! Вы пишете : "Дело в том, что Евангелие могут читать все и делится своим прочтением и впечатлениями тоже все — какой тут грех?"- Евангелие само по себе читать как раз и есть великий грех! Читать Писание нужно во свете толкования Его святыми отцами! "
Коннстантин! Вы ошибаетесь! Это как раз и есть никонианская позиция! А именно — "Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов! Это — мысль гордая, опасная — это мысль АБСОЛЮТНО ПРАВОСЛАВНАЯ И КАНОНИЧЕСКАЯ: «Только в Церкви, — говорит Климент Александрийский, — хранится истинное ведение; кто толкует Писание вопреки церковному преданию, тот потерял правило истины». «Кто не в Церкви, — говорит св. Иларий (Пиктавийский), — тот вовсе не может разуметь Божественного Слова». После этого нам ли грешным, со своим близоруким умом, со своим нечистым сердцем браться за такое великое дело?» …
«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Св. Писания, — внушает тот же епископ-подвижник. — Святый Дух, произнесший через Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез Святых Отцов. И Слово Божие, и толкование его — дар Святаго Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада! Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его Святыми Отцами, Св. Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание". 19-е правило V–VI Вселенского Собора, называемого также Трулльским, гласит: «Аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов».
если завтра Кураев присоединится к старообрядчеству — не говори "гоп",пока не перескочишь(с):)
Иерей, я же написал "если". Суть не меняется: дикая глупость когда вместо того, чтобы оценить сказанное человеком, оценивают самого человека и делают вывод о сказанном, фактически не читая.
Даже ваш митрополит Корнилий как известно из недавних статей брал для своих проповедей мысли и высказывания из тех же сочинений Иоанна Кронштатского и других новообрядческих мыслителей. При этом очевидно, что тем самым митрополит Корнилий не принял новообрядчество и вряд ли стал еретиком.
У человека может быть 90 процентов мыслей верных, и 10 процентов неверных. За эти 10 процентов неверных мыслей его объявят еретиком. Но 90 процентов верных мыслей останутся, и это могут быть очень ценные мысли.
Те же, кто шарахается еретиков целиком, объявляя ересью все 100 процентов мыслей из-за 10% реально еретических, просто демонстрируют неуверенность в себе и своей способности различить верное и неверное. Поэтому, не имея необходимой способности различения мыслей, применяют топорную методику различения "свой-чужой", типа если хоть в чём-то еретик, то вообще ничего путного не скажет. Но тут опасность того, что за чистую монету будет принята какая-нибудь лажа, высказанная "своим" которого церковь по тем или иным причинам еретиком официально не маркировала. А такое запросто может случится, ошибиться может каждый.
о Александр! В прении с Константином речь шла не о толковании, а о чтении Святого писания!
Константин пишет: " Евангелие само по себе читать как раз и есть великий грех! Читать Писание нужно во свете толкования Его святыми отцами! "
И далее, я просил Константина "Но где в приведенном Сергием фрагменте ересь? Укажите конкретно, опровергните и осудите!"
> "Но где в приведенном Сергием фрагменте ересь? Укажите конкретно, опровергните и осудите!"
Они не разбирают тексты и суть. "Кураев? — Еретик!", всё, разбор окончен. Дальше начинается копипаста портянок где "святые атэц" строго запрещают в одном сортире с еретиком присаживаться и тому подобные архаизмы.
Причем, эти архаизмы достаются очень выборочно. За бороду там, или за общение с еретиком (когда надо) — вот это будут доставать. А другие правила вообще будут в упор не замечать. Ни разу не видел спора и криков с требованием отлучить кого-то за пропуски служб, например. А ведь такие правила тоже есть и их тоже формально никто не отменял.
Ни разу не видел спора и криков с требованием отлучить кого-то за пропуски служб, например. А ведь такие правила тоже есть и их тоже формально никто не отменял — за это дают епитимии духовные отцы,в индивидуальном порядке. Вы похоже много чего не видели, а делаете выводы и предаёте их гласности …
Отец Глеб, не оправдывайся, дорогой, нет в том нужды,выше всё вполне ясно и понятно тобою изложено:)
Отец Александр! Вот ты тут цитировал св. Илария Пиктавийского а ведь сам св. Иларий в своих трудах, в частности в «Tractatus super psalmos» (Трактат на псалмы) и в «Tractatus mysteriorum» (Трактат о тайнах) использовал труды не только Святителя Киприана Карфагенского и Священномученика Иринея Лионского но и Оригена и Тертуллиана? Так получатся, можно использовать мнение еретиков, если оно православно?
Gleb, конечно можно! Только вот с какой поправкой. Посмотри, что говорит Иоанн Лествичник — "Прежде приятия силы духовной не читай книг чуждых правоверия, потому что они исполнены тьмы, и помрачают умы немощных (Иоанн Лествичник)"- "ПРЕЖДЕ ПРИЯТИЯ СИЛЫ ДУХОВНОЙ" И СВ. Иларий и Иоанн Лествичник и Василий Великий могли отделять пшеницу от плевил, так как прежде этого своей святой жизнью стяжали такой дар, дар мудрости. А мы кто? Мы своего изучить не успели, живем в страстях, а все туда же, кидаемся в чтение еретической литературы. Все предельно просто…
О.Александр, имеем 80-е правило Шестого Собора: "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения."
Внимание, вопрос.
Когда последний раз кого-то извергали и отлучали по этому правилу? Или в старообрядческой церкви не бывает случаев, чтоб три службы пропускали? Здесь чётко сказано про отлучение, а не епитимии.