В последние годы стал все чаще подниматься вопрос о создании нового русского перевода Евангелия для старообрядцев, поскольку синодальный и иные переводы Евангелия не всегда учитывают старообрядческую традицию. Размышляя на эту тему, наш постоянный автор иерей Иоанн Севастьянов призывает обратить внимание не столько на филологические характеристики нового перевода, сколько на необходимость его соответствия православному богословию и евангельскому духу.
На прошедшем 22–23 октября 2019 года Освященном Соборе Русской Православной старообрядческой Церкви, в частности, рассматривали вопрос о взимании платы за требы. Докладчиком по этой теме был настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ржеве протоиерей Евгений Чунин. Публикуем его доклад.
Как возник епископат в Древней Церкви? Какова была процедура выдвижения епископов? По каким критериям выбирались кандидаты во епископы и какое участие в этом принимала община? Предлагаем статью историка Кирилла Михайлова.
Вот уже восемь лет супруги Константин и Анастасия Антоновы пишут иконы — от небольших, почти карманных, до двухметровых. Десятки и сотни образов, вышедших из-под их кисти, получены заказчиками из разных регионов России, а также из США, Канады, Швейцарии, Украины, Англии, Шотландии, Франции и других стран мира. О тонкостях работы и стремлении сохранять все лучшее, что досталось нам от великих иконописцев прошлого, о том, что дал Насте ее отец — покойный митрополит Андриан (Четвергов) и что приобрел Костя в иконописной школе в Дубне — они рассказывают редактору и издателю газеты «Община» Максиму Гусеву.
С момента своего зарождения христианство вобрало в себя ближневосточные представления о символическом значении букв алфавита. На заре Средневековья в различных сочинениях стали приводиться соответствующие трактовки как отдельных букв, так и всего алфавита в целом. Подобные тематические вставки встречаются в работах многих отцов Церкви. Статья посвящена встречающимся в средневековых и старообрядческих рукописях буквенным аббревиатурам, относящимся ко Кресту Господню и послужившим источником для создания всевозможных ставрографических памятников.
22–23 октября 2019 г. на Рогожском прошел традиционный ежегодный Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви. Публикуем его постановления.
В конце октября в Старицком краеведческом музее состоялась III Научная конференция «Культурное наследие русской провинции». Участники конференции обсудили проблемы и перспективы изучения и сохранения археологического, архитектурного, письменного и нематериального наследия русской провинции.
Летом 2019 года отметила свой 60-летний юбилей доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея, автор более 350 работ в области литературы, истории и культуры русского старообрядчества Елена Михайловна Юхименко. Научный журнал «Ученые записки Петрозаводского государственного университета» к этой знаменательной дате опубликовал интервью с Еленой Михайловной.
Старообрядчество остро страдает нехваткой кадров, особенно вдали от центра, а это сказывается на его развитии — храмы строятся не так быстро, как это возможно, хотя в отдельных регионах власть готова оказывать общинам огромную помощь. И все же то, какие успехи показывают современные староверы, не может не радовать. В интервью журналисту, издателю газеты «Община» Максиму Гусеву, епископ Новосибирский и всея Сибири РПсЦ Силуян (Килин) в год своего восьмидесятилетия оборачивается назад, сравнивая времена, когда он был единственным архиереем на восток от Москвы, с современным положением дел. Его наблюдения, выводы, печали, радости и надежды — вашему вниманию.
Настоятель кафедрального собора Русской Православной старообрядческой Церкви в Ростове-на-Дону и наш постоянный автор иерей Иоанн Севастьянов об истории общественных объединений мирян в жизни Православной Церкви.