Сегодня наш разговор пойдет об истории русской традиционной мужской рубахи с раннего средневековья и до наших дней. Автор исследования — Вячеслав Александрович Печняк, сферой научных интересов которого является традиционная культура Уральского региона и традиционная одежда.
Мало кто сегодня помнит, что далеко не все рогожские прихожане были довольны начавшейся реставрацией в 2005 году и обвиняли Лужкова в «многоходовой» операции по передаче старообрядческих храмов Рогожского Московской Патриархии. Поскольку историческая память современного человека весьма коротка, мы публикуем два документа, связанные с визитом Ю. М. Лужкова на Рогожское и нестроениями, которые возникли в Рогожской общине в связи с этим событием.
Староверы не были консерваторами, старающимися сохранить существующий порядок вещей от инокультурного влияния. Однако именно идеализация священной старины позволила старообрядцам полноценно и деятельно ответить на социальную и экономическую модернизацию Россию в ХVIII веке.
Наш сайт начинает серию публикаций, посвященных соборности в жизни старообрядческих согласий. Сегодня мы публикуем один из проектов положения о Епархиальном Собрании в Русской Православной старообрядческой Церкви. Этот документ разработан во исполнение решений Совета Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, состоявшегося в феврале 2006 года.
21–22 ноября в здании «Новые палаты», что на Рогожском, прошла XIII международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: История, культура, современность». Представляем репортаж с этого мероприятия.
Уже несколько лет успешный светский фотограф из Екатеринбурга Федор Телков занимается съемкой уральских старообрядцев — он наблюдает их в службах, в крестных ходах и дома, в быту. Свои снимки он готовит к глобальной выставке, которая, если все пойдет, как задумано, состоится на одной из крупнейших площадок уральской столицы в 2020 году. В интервью журналисту Максиму Гусеву Федор рассказывает о своем проекте и о том, как тот меняет его самого.
Основной позицией старообрядцев в отношении светского государства (ситуативно угнетавшего их) и огосударствленной новообрядческой церкви был категорический протест. Но этот протест редко выражался в активных формах — чаще всего он принимал вид эмиграции, чему основанием была традиционная христианская позиция непротивления властям, даже богоборческим. Исследователи также указывают на священную миссию труда староверов — на труд было возложено не только материальное обеспечение общины христиан, но сохранение последних «останков Веры Христовой».
Одной из важных черт церковно-общественной жизни старообрядчества является соборность — участие членов общин в самых разных церковных служениях, включая принятие решений на приходском и более высоких уровнях. В безпоповских согласиях, то есть не приемлющих священство, церковное управление осуществляется непосредственно мирянами — членами общин. Одним из наиболее важных событий в жизни любой такой общины является избрание наставника, главная обязанность которого возглавлять богослужение и исполнять основные таинства и требы. Сегодня мы расскажем об институте наставничества в Древлеправославной Поморской Церкви.
Год назад при старообрядческой церкви Рождества Богородицы в Тураево был открыт уникальный для Подмосковья музей истории староверов. Недавно проект «В гости к тураевским староверам» был отмечен на Всероссийской туристской премии «Маршрут года» специальным дипломом «За сохранение исторической памяти». О проекте порталу «Подмосковье сегодня» рассказал один из создателей музея и прихожанин храма в Тураево Николай Юкин.
В День народного единства, 4 ноября, в России вспоминают окончание Смутного времени и изгнание польских интервентов. Торжественная церемония на Красной площади. И среди представителей религиозных конфессий — Генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский — возлагает цветы к памятнику одной из колоссальных неудач поляков-католиков.