Статьи
Соборная жизнь дораскольной русской церкви: борьба с ересями
Для укрепления канонического строя и христианского благочестия Русская Церковь регулярно проводила Освященные Соборы, на которых решались различные вопросы, касающиеся самых различных аспектов церковной и общественной жизни. В настоящей статье проводится анализ деяний одного из самых значимых церковных соборов на Руси — Стоглавого Собора 1551 г., выявление культурно-исторических условий его проведения. В исследовании подчеркивается важность факта сохранения живого экклесиологического статуса соборных деяний 1551 года в современном старообрядчестве, а также обозначение проблемы утраты канонической актуальности Стоглава в современной жизни РПЦ МП.
Старообрядчество или истинное православие?
Историю старообрядчества несправедливо начинают с церковной реформы XVII века. Принято считать, что реформа и есть момент основания некой «церкви старообрядцев», вставших в оппозицию государству и обществу, замкнувшихся в себе и не пускающих никого в свой консервативный мир. Однако тому, кто хоть немного знаком с историей, культурой и жизненными принципами старообрядчества, ясно, что большинство расхожих мнений о старообрядчестве — ошибочные.
Как на самом деле жили ржевские старообрядцы в к. ХIХ — нач. ХХ вв.
На прошедшей в Москве 16-17 мая 2019 года IV Международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе» с докладом выступила культуролог, член СЖР Марина Волоскова, которая рассказала об историко-бытовой повести В.И. Иголкина «Ржевитянка». В этом произведении представлена не мифологизированная жизнь старообрядцев Ржева накануне революции, а настоящая, то есть с поминками, свадьбами, «гулянками», катанием на коньках, повседневной работой.
Печора древлеправославная
Старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви города Печоры Республики Коми вот уже несколько лет строит молельный дом во имя Всех святых. Возводят Божий дом печорские поморцы в городе, история возникновения которого связана с исправительно-трудовыми лагерями и спецпоселками. А многие предки нынешних печорских старообрядцев прошли сеть сталинских лагерей. Очень важно, чтобы и на многострадальной Печорской земле звучала о них молитва. Но в настоящее время работы по строительству молельного дома из-за нехватки средств продвигаются очень медленно. Требуется еще вложить как минимум 400 тысяч рублей, прежде чем старообрядческий молельный дом откроет свои двери для прихожан.
Верные древнерусской церковности
Калужская область издревле являлась центром старообрядчества, в былые времена на ее территории располагался не один десяток общин староверов. С этим регионом неразрывно связаны имена протопопа Аввакума, канонизированного РПсЦ, и его сподвижницы боярыни Морозовой. Кроме того, в октябре следующего года в Боровске пройдет Международный старообрядческий форум, посвященный 400-летию со дня рождения Аввакума. Об истории РПсЦ, о том, как церковь живет сегодня, о взаимодействии с РПЦ рассказывает заведующий архивом Московской митрополии, кандидат филологических наук, автор монографии «Старообрядчество Калужского края» Виктор Вячеславович Боченков.
Представление новых изданий РПсЦ
13 июня 2019 г. в церкви св. Николы Чудотворца в Москве Музейно-библиотечно-архивным отделом Митрополии РПсЦ было устроено представление новых книг, подготовленных к изданию сотрудником митрополии В.В. Боченковым. В этом году была издана его книга «Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви (1918-1991 гг.)», а также был подготовлен 9-й выпуск сборника «Во время оно… История старообрядчества в свидетельствах и документах».
Староверы Медвежской в тылу и на войне
В деревне староверов Медвежская Печорского района Республики Коми, на берегу реки Печоры, возвышается обелиск в память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны героях. На памятнике, открытие которого состоялось в 1985 году, высечены имена 12 человек. Время неумолимо, и с каждым годом все меньше остается в Медвежской жителей, которые могли что-либо рассказать о ветеранах своей малой родины. Восстановлением сведений о них занялась заведующая Медвежского общественного музея «История старообрядческой деревни» Вера Копытова.
«За други своя». Воспоминания Анны Макаровны Вигдорчик
78 лет назад, 22 июня 1941 года, началась ВОВ. Анна Макаровна Вигдорчик, дочь старообрядческого священника Макария Васильева, репрессированного в 1937 году, вспомнила заветы отца и добровольно попросилась на фронт. Она оставила воспоминания о трудной юности дочери «врага народа», учебе в медицинском училище, начале войны, фронтовых буднях и встрече с будущим мужем.