Уже несколько лет успешный светский фотограф из Екатеринбурга Федор Телков занимается съемкой уральских старообрядцев — он наблюдает их в службах, в крестных ходах и дома, в быту. Свои снимки он готовит к глобальной выставке, которая, если все пойдет, как задумано, состоится на одной из крупнейших площадок уральской столицы в 2020 году. В интервью журналисту Максиму Гусеву Федор рассказывает о своем проекте и о том, как тот меняет его самого.
Основной позицией старообрядцев в отношении светского государства (ситуативно угнетавшего их) и огосударствленной новообрядческой церкви был категорический протест. Но этот протест редко выражался в активных формах — чаще всего он принимал вид эмиграции, чему основанием была традиционная христианская позиция непротивления властям, даже богоборческим. Исследователи также указывают на священную миссию труда староверов — на труд было возложено не только материальное обеспечение общины христиан, но сохранение последних «останков Веры Христовой».
Одной из важных черт церковно-общественной жизни старообрядчества является соборность — участие членов общин в самых разных церковных служениях, включая принятие решений на приходском и более высоких уровнях. В безпоповских согласиях, то есть не приемлющих священство, церковное управление осуществляется непосредственно мирянами — членами общин. Одним из наиболее важных событий в жизни любой такой общины является избрание наставника, главная обязанность которого возглавлять богослужение и исполнять основные таинства и требы. Сегодня мы расскажем об институте наставничества в Древлеправославной Поморской Церкви.
Год назад при старообрядческой церкви Рождества Богородицы в Тураево был открыт уникальный для Подмосковья музей истории староверов. Недавно проект «В гости к тураевским староверам» был отмечен на Всероссийской туристской премии «Маршрут года» специальным дипломом «За сохранение исторической памяти». О проекте порталу «Подмосковье сегодня» рассказал один из создателей музея и прихожанин храма в Тураево Николай Юкин.
В День народного единства, 4 ноября, в России вспоминают окончание Смутного времени и изгнание польских интервентов. Торжественная церемония на Красной площади. И среди представителей религиозных конфессий — Генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский — возлагает цветы к памятнику одной из колоссальных неудач поляков-католиков.
Вот уже три года на Рогожском после окончания Соборов в Духовном училище проходят встречи со студентами и молодыми клириками по каноническим и богослужебным вопросам. Очередная такая встреча прошла в октябре 2019 года. Ведущий о. Вадим Коровин не знающего церковных правил клирика сравнил с водителем, не знающим правил дорожного движения. На встрече побывал игумен РПЦ Кирилл (Сахаров) и поделился записями.
Память святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана Церковь совершает 14 ноября (1 ноября ст. ст.). Святые Козма и Дамиан имеют нарочитую благодать в просвещении разума ко учению грамоте, а также почитаются покровителями святости христианского брака.
Пугачевский район Саратовской области был издревле заселен колонистами-старообрядцами и переселенцами из-за границы. Скиты староверов-безпоповцев создавались в пределах Саратовского края уже с конца ХVII века. Об истории беспоповского течения в этой местности и о сегодняшнем дне общин рассказывает учитель истории МБОУ СОШ № 17 города Кузнецка Степанов Дмитрий Владимирович.
Почему Церковь в раннехристианском периоде признавала заключение брака согласно гражданским римским законам, но не могла согласиться с той легкостью расторжения браков, которая предусматривалась этими законами? Почему свт. Василий Великий, составляя в IV веке свои канонические правила о браке, во многом учитывал существующие в его время римские законы, принятые ещё в языческие времена? По каким причинам допускался развод брака и как это происходило? Об этом и многом другом читайте в исследовании.
В среду 6 ноября председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, древлехранитель Московской городской епархии, протоиерей Леонид Калинин заявил: церковная реформа патриарха Никона 1650-х годов нанесла ущерб культурной самобытности Руси, а также стала причиной уничтожения многих культурных особенностей России. Сайт «Русская вера» собрал комментарии на это высказывание некоторых старообрядческих деятелей, а также пользователей сети Интернет.