Осознание российским научным и культурным сообществом, что такое явление русской истории, как «раскол», то есть разделение национальной Русской Церкви в середине XVII века, произошло не сразу. Лишь спустя без малого два столетия (в середине XIX века) началась научно-историческая разработка данного вопроса, что, впрочем, вполне объективно соотносится с общим вектором развития общественных наук в Российской Империи.
Мы завершаем цикл публикаций, посвященных революционным событиям 1917 года. В нынешнем ноябре наша страна отмечает одну из самых драматических годовщин в своей истории — 100-летие со дня октябрьской революции. За последние месяцы на нашем сайте опубликованы многочисленные мнения старообрядческих авторов, посвященные событиям столетней давности. Сегодня своими размышлениями на тему возможной альтернативы октябрьской революции с нами поделился создатель газеты «НГ-религии», ведущий «Первого канала», главный редактор портала «Кавполит» Максим Шевченко.
Одной из самых востребованных рубрик нашего сайта является «Вопрос священнику». Последний год на вопросы наших читателей активно отвечает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы РПсЦ в г. Килие (Украина) иерей Никола Муравьев. Наш корреспондент встретился и побеседовал с батюшкой.
Вторая половина XIX — начало XX века — благоприятное время для развития Казанского купечества. На ведущие роли в общественной жизни выдвигается целый ряд купеческих фамилий, среди которых заметная роль принадлежала и Михаилу Лукичу Свечникову — старообрядцу, коммерции советнику, потомственному почетному гражданину, купцу и меценату.
В ноябре 2017 года наша страна отмечает драматическую годовщину — 100 лет со дня октябрьской революции. За последние месяцы на нашем сайте опубликованы многочисленные мнения старообрядческих авторов, посвященные событиям столетней давности. Своими размышлениями на эту тему с нами поделился преподаватель Высшей Школы Экономики, завуч Московского старообрядческого Духовного Училища в 2007–2014 годах Алексей Муравьев.
Форма совершения крещения является одним из важных и пререкаемых вопросов в диалоге между старообрядчеством и новообрядчеством. О необходимости именно погружательного крещения на страницах нашего сайта размышляет настоятель Никольского храма РПЦ на Берсеневской набережной Москвы о. Кирилл Сахаров.
30 октября в России отмечается день памяти пострадавших в ходе политических репрессий 30-40-х годов. В этот памятный день мы вспомним пострадавших старообрядцев Амурского края. В 1933 году были расстреляны 85-летний старообрядческий священник Филипп Иванович Перов и его сыновья Сергий и Василий, проживавшие в д. Новгородка Свободненского района Амурской области. Вместе с этой семьей была истреблена старообрядческая культура Новгородки.
С июня по сентябрь 2017 года в Государственном Историческом музее проходила выставка «XVI век. Эпоха митрополита Макария». Деятельность митрополита Макария на Московском престоле (1542–1563) имела эпохальное значение не только для Русской церкви, но и для российского государства. Отзыв о выставке прислала А.А. Андреева, руководитель Издательского отдела церкви святителя Николы на Берсеневке.
В истории христианства были случаи, когда какого-либо святого переставали почитать. Такое явление получило название «деканонизации». В католицизме деканонизации в XX веке подвергали тех, кто якобы стал жертвой ритуальных убийств. Известный пример деканонизации в Русской православной церкви — княгиня Анна Кашинская. Согласно одной версии, святую деканонизировали из-за «двуперстия».
В 2017 году исполняется 150 лет со дня рождения священномученика Геннадия (Лакомкина), епископа Донского. Решением заседания суда Тройки при ПП ОГПУ СКК и ДАССР от 23 марта 1933 года епископ Геннадий за преступления, предусмотренные ст. 58 п. 10 УК, был приговорен к расстрелу. Сведений о приведении приговора в исполнение и месте захоронения не имеется и установить их в настоящее время не представляется возможным.