«Житие» протопопа Авва́кума, в котором он рассказывает о своей жизни, страданиях и переживаниях, считается выдающимся литературным памятником XVII века. Как литературное произведение, образец яркой и образной русской речи, оно издавалось даже в годы советской власти, когда любая духовная литература была под запретом. Эту книгу сегодня читают не только старообрядцы, историки и литературоведы. Она интересна самым разным людям, которые находят в ней отклик собственным переживаниям и размышлениям. А для верующего человека «Житие» не просто собрание исторических фактов, но в первую очередь яркий пример истинного самоотверженного подвижничества. 15 декабря (н. ст.) Церковь чтит память священномученика Аввакума.
В 2017 году исполняется 120 лет со дня рождения Ивана Никифоровича Заволоко — выдающегося деятеля старообрядчества, латвийского просветителя, историка и педагога. В Гребенщиковской общине об Иване Никифоровиче будут вспоминать 17 декабря — в день именин. А 13 ноября в Риге прошла конференция, посвященная юбилею И.Н. Заволоко. О его непростой судьбе рассказала доктор искусствоведения, доцент Балтийской международной академии, ведущий исследователь Института философии и социологии Латвийского университета Надежда Пазухина.
Одним из острых вопросов прошедшего в октябре 2017 года Освященного Собора РПсЦ стал вопрос посещения нестарообрядцами старообрядческих храмов. В ходе обсуждения этой темы прозвучало выступление и представителей Древлеправославной Архиепископии. Протоиерей Георгий Ефимов рассказал о своем опыте работы в этом направлении.
Святое Писание постижимо христианину только с помощью толкования Святых отцов или не грешно изучать его самостоятельно? И сегодня Церковь находится в поисках ответа на этот извечный вопрос. Полемику по этой проблеме в ХIХ веке вели, в частности, богословы РПЦ Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. В творениях Святых отцов могут высказываться разные, вплоть до противоположного мнения, касательно недогматических вопросов. По вопросу о чтении христианами Святого Писания рассуждает иерей Глеб Бобков.
Всякому человеку, искренне пожелавшему вести христианский образ жизни, соблюдать законы и обычаи благочестия, становится понятно, что в таковом деле не существует мелочей и вещей наносных, внешних. Господь говорит нам в святом Евангелии, что если мы будем верны в малом, то и над многим нас поставит. Одной из таковых вещей должно считать отношение к христианской одежде и внешнему виду.
6 декабря (23 ноября по старому стилю) Церковь чтит память отца нашего Амфилохия, епископа иконийского. Представляем его житие из Великих Миней Четьих митрополита Макария в двух вариациях — транслитерация с древнерусского языка и перевод на русский язык.
В 14 выпуске уникального проекта самарского исследователя древнерусской живописи Андрея Болдырева «Русская икона. Показывает Андрей Болдырев» состоялась встреча с наставником йошкар-олинских поморцев — иконописцем Сергеем Леонидовичем Иванцовым. Что символизирует ковчег иконы? Есть ли у старообрядцев женщины-иконописцы? Каких канонов придерживаются в иконописи поморцы? Об этом рассказывает С.Л. Иванцов.
Древний город Ржев со времен раскола являлся центром старообрядчества. В городе строились и процветали моленные, нисколько не уступающие своим богатым внутренним убранством новообрядческим церквам. Известные ржевские купцы: Образцовы, Чупятовы, Шараповы, Немиловы, Долгополовы, Ваулины, Поганкины, Протопоповы и многие другие являлись старообрядцами. Сегодня мы попытаемся вернуться в первую половину XIX века, чтобы увидеть одну из святынь ржевских староверов.
29 ноября, в первый день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом, в котором было отмечено особое место единоверческих приходов в современной церковной жизни. В своем выступлении Патриарх обратил внимание на появление первого епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Свой комментарий нашему сайту дал староста Успенской единоверческой общины Симбирска, директор Симбирского епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции Владимир Басенков.
В рамках развития связей между РОО «Культурно-паломнический центр г. Москва» и РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия», которые образовались еще в 2015 году на Международном старообрядческом форуме «Путь Аввакума», состоялась поездка председателя правления КПЦ им. протопопа Аввакума М. Б. Пашинина в г. Улан-Удэ. Репортаж с большим количеством замечательных фотографий.