Пять лет назад в Приморье и другие российские регионы, под гарантии государственной программы по добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа, начали возвращаться на свою историческую Родину староверы из Южной Америки — Бразилии, Боливии, Уругвая. Они приехали большими многодетными семьями и отправились подальше от нашего любопытства — в глушь, в брошенные дальние села, куда и не каждый джип доберется. Одно из таких — село Дерсу, расположилось в глубине Уссурийской тайги в Красноармейском районе Приморья.
30 октября в нашей стране отмечается скорбная памятная дата — день памяти жертв репрессий и политического террора. За день до этого, 29 октября, в Москве у Соловецкого камня на Лубянской площади вспоминают жертв репрессий и политического террора. Верующие в эти дни вспоминают советскую эпоху гонений на религию, отдают дань памяти репрессированным священнослужителям и всем пострадавшим за свои религиозные убеждения. Подвиг некоторых из них можно приравнивать к подвигам христиан-первомучеников. Однако осмысление этого периода дается сегодня очень непросто.
Минувший собор Русской Православной старообрядческой Церкви оставил больше вопросов, чем ответов. И прежде всего это касается самой соборности. Насколько она отвечает реальным задачам Церкви, исполнена ли она духом Евангелия и канонических правил, реагирует ли на актуальные запросы времени, чувствует ли живое течение Божественной благодати? Или старообрядческая соборность стала видимостью церковного деяния, переродившись в некое гражданское, почти светское право? Об этом размышляет настоятель кафедрального собора РПСЦ в г. Ростове-на-Дону о. Иоанн Севастьянов.
Сегодня на страницах сайта «Русская вера» главный Редактор ИАЦ «Кассад» и информационного проекта «Голос Севастополя», популярный блоггер, известный как «Colonelcassad», публицист — Борис Александрович Рожин размышляет о ситуации на Украине, Крыме и перспективах дальнейшего развития событий в мировой политике.
Секретариат Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви разослал постановления Освященного Собора РПСЦ (состоявшегося в граде Москве 21–23 октября 2014 г. по н. ст.).
Не могу сравнивать эту замечательную конференцию с тремя предыдущими — я очутилась здесь впервые и ни разу не пожалела, хотя от души скажу: мне было тяжело, как бывает не во всякой экспедиции. С 9 по 12 октября в Риге (Международной Балтийской академии) и Дагде состоялись «Заволокинские чтения», приуроченные к 30-летней годовщине смерти И.Н. Заволоко — выдающегося деятеля старообрядчества, просветителя, собирателя русских древностей.
Облик человека издавна был предметом нормативных усилий со стороны общественных институтов. Одежда, прическа, обувь становились периодически в категорию определяемого нормами. Однако именно борода была предметом специальных законов и вызывала порой бурные споры и разногласия. Представляем интереснейшее исследование об истории брадоношения двух известных старообрядческих публицистов.
Казалось бы, место, облюбованное отдыхающими из разных стран мира, вряд ли может таить в себе что-то непорочное и святое, помимо уникальной природы. Но как же отрадно было ошибиться, зайдя в знойный день в местный кафедральный собор на Майорке, мимо которого не проходит ни один турист. Представляем рассказ нашего постоянного автора Максима Гусева о святынях, найденных им во время летнего путешествия в Испанию.
Оказавшись в предельно сложных исторических условиях, старообрядцы выработали уникальную и исторически дотоле неизвестную форму неотмирного существования, в центре которой лежала книжная культура. Однако в ХХ веке, в советскую эпоху, этой культуре был нанесен серьезный удар. В цикле своих новых статей историк подмосковного старообрядчества Юрий Исаев описывает судьбы последних гуслицких начетчиков из сельца Богородское и размышляет о причинах разрушения старообрядческой общины и уникальной книжной культуры, лежащей в ее основе.
Первая историко-краеведческая конференция «Преображенские Ковылинские чтения», посвященная истории и культуре безпоповцев, состоялась в здании Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ) в Москве.