Из Псалтыри мы знаем слова святого пророка Давыда:
С преподобным преподобен будеш, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися.
Выбор духовного отца — весьма ответственное дело, и к нему надо подходить с молитвой и рассуждением. Ведь, избирая себе духовника, мы вверяем ему попечение о нашей душе, о её спасении. Каким святым стоит молиться о помощи в обретении духовника? В первую очередь святым апостолам, и в частности апостолу Петру, которым Господь первым дал благодать разрешения грехов человеческих.
Начать стоит с беседы со священником, которого Вы видите своим духовным отцом. Неплохо спросить священника о совете в каком-либо относительно простом деле, чтобы на этом примере увидеть его отношение к людям, что и каким образом этот священник предлагает своим духовным чадам. Но надо понимать, что не только разные священники могут вести людей к Богу разными путями, но и один и тот же духовник может людям в схожей ситуации дать весьма различные наставления и советы, в зависимости от разных факторов, на которые священник может обратить своё внимание.
Известно, что даже у святых были грехи и недостатки, и что безгрешен только Бог. Из этого следует, что даже если мы себе найдем святого духовного отца, у него тоже будут недостатки и грехи, которые мы должны быть готовы прощать. Значит, с самого начала надо быть готовым к сложностям, возможным непониманиям и разнообразным конфликтам. И в чине исповеди священник прямо об этом же говорит:
Аз бо таков же человек и грешнее всех человек.
И святой Феодор Эдесский пишет: «У демонов в обычае показывать тебе недостатки духовного отца, дабы затыкать уши твои к тому, что он говорит тебе». Но есть некоторые моменты, на которые следует обратить внимание.
В Святом Евангелии от Иоанна Исус Христос дает важнейший признак христианской общины: «О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (46 зачало). Следовательно, надо смотреть, как священник, которого вы хотите видеть своим духовником, относится к своим прихожанам. Посмотрите, какие результаты приносит духовное руководство священника, к которому Вы предполагаете идти на исповедь. Пообщайтесь с его духовными чадами. И на их примере можно будет предположить, к каким результатам может привести духовное наставничество конкретного священника.
Также очень важно знать, что духовник — только помощник и наставник в деле воспитания христианина. Духовный отец может только советовать и подсказывать, к чему могут привести грехи, как и что может навредить душе прихожанина, как человек может привести свою душу ко спасению.
К сожалению, бывают проявления младостарчества, когда духовное наставничество сводится к руководству всеми, в том числе и бытовыми сторонами жизни прихожан. Священник благословляет, где и как духовные чада должны жить, определяет большинство особенностей их семейной жизни. Конечно же, это не совсем правильно. Дело духовника — помочь христианину спасти свою душу, правильно выстроить отношения с Богом. Потому что всё равно свою духовную жизнь каждый христианин ведет сам, а духовник только наставляет и советует. Не могут же родители ребенка своего всюду водить и указывать, что говорить и как поступать, — это было бы неправильно и неразумно. Христианин сам, молясь и исследуя Святое Писание, должен воспитывать себя, прибегая к помощи духовного отца в сложных случаях, и сверять свою душу в Таинстве Покаяния с наставлениями и исправлениями духовника.
Духовная жизнь ведь не только в исполнении обрядовой стороны христианской жизни — ежедневной молитве и посещении храма, а в духовном росте — постоянном самосовершенствовании и общении с Богом. Ни один духовный наставник не может постоянно стоять над душой и направлять её, а верующему надо самого себя постоянно понуждать жить согласно Святому Евангелию. И в случае сложностей нужен совет и наставление священника — например, как уйти от распущенности мыслей или многоглаголания. А что касается обыденных житейских вещей, то вряд ли стоит спрашивать духовника, во сколько ужинать или каким транспортом в храм ехать.