Предлагаем вашему вниманию очередную статью теоретика знаменного пения, участника хоровой группы «ЛИКЪ» Павла Катаева, составленную на основании конспекта лекции от 20 марта 2016 года в Нижегородской Воскресной школе им. Преподобного Сергия Радонежского. Автор продолжает свое исследование о древнерусской музыке. На этот раз речь пойдет о знамени, по имени которого часто называют старообрядческое пение крюковым, т.е. о «Крюке». Интересна подача автором духовного понимания этого знака. Исследование будет интересно как знатокам, так и всем любителям древнерусского знаменного пения.
Крюк. Богословие в знамени
Пользуясь долготерпением Божьим и вашей снисходительностью, поделюсь теми знаниями, которые приобрел. И хорошо было бы, если бы эти знания кому-то пошли на пользу. В помощь желающим изучать знаменное пение был задуман курс лекций о духовном значении знамен. Всего запланировано 12 лекций о глубоком понимании отдельных знамен, и одна — о принципе осмогласия, звукоряде, лицах и фитах. Первый разговор у нас состоялся несколько лет назад. Тогда речь шла о первом знамени крюковой азбуки — Параклите. Сегодня мы поговорим о знамени, по имени которого часто называют наше пение крюковым, т.е. о «Крюке». Когда-то давно крюк в певческих рукописях изображался примерно так:
Потом так:
А примерно с XVII века стал рисоваться так:
И вообще все знамена претерпели некоторые изменения в начертании.
Они сначала были еле приметными.
Потом вытягивались горизонтально над словами текста, занимая междустрочное пространство. А затем, «поднялись» и «расправили плечи». И теперь строка знамен занимает в книге больше места, чем текстовая строка.
Знамена играют в богослужении вспомогательную роль. Они родились при распеве слов, но сейчас занимают на листе бумаги больше места, чем сами слова. Росли крюки по мере возрастающей их помощи во вспоминании мелодии. А окончательно «выросли и окрепли», когда люди наделили каждый из них духовным смыслом. Это в наше время многое делается без особого смысла: «просто так». На самом деле, «просто так» ничего не бывает. Любое действие, любой поступок идет или во вред душе, или на пользу.
У верующего человека жизнь пропитана духовным пониманием событий. При этом, стремление человека во всем увидеть духовный, сакральный смысл не надо доводить до абсурда, т.е. одушевлять бездушные предметы или что-то обожествлять. Это стремление можно сравнить с тягой к красоте. Примеров тому из народного быта можно привести множество, когда что-то сделано и практично, и красиво. Возьмем пример из церковной жизни. История развития иконостаса нам показывает, как из небольшой перегородки выросла великолепная стена с иконами в несколько рядов.
Так и знамена. Кроме своего назначения подсказывать мелодию, они имеют дополнительную красоту. Она заключается в духовной, нравственной характеристике каждого знамени. Вероятно, родились эти дополнительные характеристики знамен в воспитательных целях при обучении молодых певцов. Схожий принцип имеют дополнения к славянской азбуке:
Азъ — Азъ есмь светъ миру
Буки — Богъ есмь прежде всехъ векъ
Веди — ведаю всю тайну въ человеце и мысль
Глаголь — глаголю людемъ законъ Мой
и т.д.
Так же и крюки имеют богословское определение, которое начинается с той же буквы, что и название знамени:
Параклит — послание Святого Духа от Отца на апостолов в день Пятидесятницы
Крюк — крепкое ума блюдение от зол
Змеица — земныя славы и суеты мира сего отбегание
Характеристики эти имеют всегда побуждающую направленность, говорят о каком-либо полезном для души действии. Эти дополнительные значения крюков, как выдержки из свода законов иноческой жизни: блюди, сокрушайся, смиреномудрствуй, навыкай в молитве — и спасешься. То есть, это рекомендации человеку к его христианскому образу поведения. Так как человек всю жизнь свою идет к Богу, то действия здесь отображаются постоянные: всегдашнее, постоянное. Нельзя же сказать:
Вчера я уже перевел бабушку через дорогу, теперь неделю могу больше никому не помогать.
Или:
Полуношницу отмолился на год вперед.
Среди всех крюков есть один такой крюк, который не символизирует, как все остальные, стремление человека к Богу. А наоборот, говорит о нисхождении Бога к человеку. Это Параклит — послание Святого Духа от Отца на апостолов в день Пятидесятницы. Это первый крюк в знаменной азбуке и во многих песнопениях. Он говорит о движении Бога к человеку. И уже после этого все остальные знамена показывают движение человека к Богу. Это как крещение, во время которого сходит благодать Святого Духа на крещающегося, и последующая жизнь, во время которой человек стремится к Богу. Наверное, появление духовного смысла у знамен потребовалось в связи с возрастающим влиянием светской музыки на умы людей, как бы в противовес этому влиянию.
От мрака к свету
Для рассмотрения знамени Крюк необходимо немного напомнить о строении нашего церковного звукоряда, о так называемой горке. Иногда мы еще ее называем гамма-лествица.
Подробнее о ней мы, может быть, поговорим на последней лекции. Сейчас же хочу напомнить, что звукоряд символизирует духовный рост человека от мрака к свету, восхождение к горнему миру. И состоит при этом из четырех согласий по три ступени в каждом: простое, мрачное, светлое и тресветлое. Некоторые знамена имеют признаки принадлежности какому-то согласию. Поэтому все знамена можно поделить на две группы:
- Знамена, имеющие признаки согласия;
- Знамена, НЕ имеющие признаков согласия.
Крюк имеет признаки согласия и поэтому бывает четырех видов: крюк простой, крюк мрачный, крюк светлый и крюк тресветлый.
Крюк простой — здравый ум, который оберегает от греха
Эта крепость ума помогает нам пение сделать разумным, внятным. Потому что крюк ставится над ударным слогом в слове. Крюк напоминает нам, что стихеру надо при исполнении наполнить смыслом, который содержится в пропеваемых словах этой стихеры. Этим мы сохраним себя от греха праздного, бессмысленного исполнения этой молитвы.
Блюсти — это наблюдать, присматривать, хранить, беречь.
Чтобы избежать зла (греха), необходимо предпринимать активные действия — блюсти. Само собой, т.е. ничего не делая, без усилия зла не избежать. Надо крепко понимать своим умом что хорошо, а что плохо; и беречься от плохого.
Крюк мрачный — крепкое целомудрия навыкновение
Слово целомудрие сочетает в себе два понятия: целостность и мудрость. Целое — значит без ущерба, совершенное. Противоположность этому — что-то не целое, половинчатое, поврежденное. Например, полоумный не означает, что человек умный, но недостаточно — только наполовину, а означает, что человек имеет поврежденный разум. Мудрость в том, чтобы сохранить свою целостность.
Целомудрие — благоразумие, чистота помыслов и телесная; непорочность. Навыкновение — долговременный обычай, привычка.
Крюк мрачный знаменует собой целомудрие, которое настолько «въелось» в сознание, что стало привычкой. Хранить себя в духовной и телесной чистоте стало обычным делом.
Крюк светлый — крепкое всегдашнее бдение в молитве
Интересная получается логическая цепочка: крюк простой → мрачный → светлый. Прежде необходимо задуматься о том, что надо блюсти себя от зла, т.е. греха. Для этого надо сделать привычкой целомудрие. Навыкновение в целомудрии подкрепляется бдением в молитве.
Крюк — крепость ума в блюдении от зол
Крюк мрачной — крепкое целомудрия навыкновение
Крюк светлой — крепкое всегдашнее бдение в молитве
Бдение — бодрствование, провождение времени без сна; попечение, рачение, заботливость. Бдеть — неусыпно следить за кем-, чем-нибудь, хранить, беречь, иногда означает жить благочестиво, праведно, воздержано, в вере православной. Бдительный — очень внимательный, неослабно настороженный.
Словосочетание «бдение в молитве» можно понимать двояко. Во-первых, бодрствовать и пребывать постоянно в молитве (например, Исусовой). Во-вторых, быть внимательным к самой молитве, не отвлекаться умом от смысла произносимой молитвы.
Крюк тресветлый — крепкое по истинней вере поборание
Истинней вере! Значит, бывает и неистинная вера. Приведем пример истинной веры. Навуходоносор поставил золотого истукана и приказал всем поклоняться ему в знак веры в его могущество и божественность. За противление грозила гигантская пылающая печь. А три еврейских юноши отказались поклониться истукану, потому что поклонялись только Истинному Богу. Это и было, как раз, крепкое по истинней вере поборание. Обращу ваше внимание, что по законам речи есть разница между верой в Истинного Бога и верой в Бога Истины. Не надо путать. Также в пример Истинной веры можно привести всех святых мучеников за веру Христианскую, в том числе и за древнее благочестие пострадавших.
Поборание может быть разным. Семь Вселенских Соборов — это тоже крепкое по истинней вере поборание. Творения Иоанна Дамаскина — это тоже по истинней вере поборание. И вообще, все творения святых отцов, мученические и ратные подвиги за веру православную этой формулировкой — крепкое по истинней вере поборание — собираются в этот маленький значок, в этот графический элемент знаменной нотации, который называется Крюк тресветлый.
Знамя крюк — знамя Веры, знамя старообрядчества!
Знамя надо держать высоко, чтобы всем было видно, поэтому крюк-тресветлый, т.е. поется в высокой части звукового диапазона.
Слово разумно
В богословских характеристиках крюка, к какому бы согласию он не относился, есть слово «крепкое».
Крюк — крепость ума в блюдении от зол
Крюк мрачной — крепкое целомудрия навыкновение
Крюк светлой — крепкое всегдашнее бдение в молитве
Крюк тресветлой — крепкое по истинней вере поборание
Эта крепость выражается при пропевании крюка. Потому что, как мы уже говорили, он ставится на силах, т.е. на месте смыслового ударения. Ударения в словах необходимы для соблюдения смысла. Ударения в словах помогают передавать слушающим людям ту смысловую нагрузку слов, которая в них отражается. Если ударения разумно не соблюдать, то получается бессмыслица — безсмыслица. Неразумие очень часто в канонах сравнивается с бессловесием. То есть, потеря смысла речи все равно, что потеря дара слова.
Правильные каноны, канон Исусу, песнь 8
В этом примере про безсловесие говорится как про недостаток ума или рассудительности. Владение словом, речью отличает человека от всего видимого животного мира. Ещё приведу пример. Канон предпразднеству Рожества Христова на 22 декабря, глас 6, песнь 3.
В этом примере первый раз слово «безсловесие» означает принадлежность к животным: «безсловесные» — значит скотские ясли. А второй раз слово «безсловесие» использовано в смысле неразумия. Есть такая гипотеза, что слово «человек», произошло от понятия «тот, который владеет словом». Вот что по этому поводу писал Александр Семенович Шишков:
В человеке отличительное от прочих тварей свойство есть дар слова. Отсюда название словек (то есть словесник, словесная тварь) изменилось в цловек, чловек и человек.
ЧЕЛОВЕК. Слово сие кажется составленным из двух цельных, без всякого изменения, слов чело и век; но сии два слова, порознь взятые, не дают ни малейшего понятия о человеке. Итак, надлежит думать, что оно испорчено из какого-нибудь иного слова. В некоторых славенских наречиях пишут и говорят цловек. Буквы ч, ц и с удобно заменяются одна другою; а потому цловек легко могло измениться из словек от имени слово; и тогда название человек (от словек, то есть словесник) будет действительно отличать свойство его от безсловесных тварей.
БЕЗСЛОВЕСИЕ. Сродные безсловесной твари глупость, безумие, несмысленность. Но понеже преступи Адам заповедь, и самоизвольно безсловесию и похотем плотским подпаде, того ради по нужде еще безсловесно быти, и раждатися в мир и мы осуждены есмы. (Алфавит духовный).
Когда мы поем или читаем, не понимая и не передавая смысла молитвы, то молитва становится неразумной и мы попадаем под категорию безсловесных, т.е. неразумных. Тех, кто не знает силы слова. В наше время — это особо важно понимать, т.к. сейчас процветает многоглаголание без придания должного внимания смыслу использованных слов.
Самый яркий пример — это использование слов-паразитов и матерной брани. Часто мы употребляем в своей речи слова, не понимая их значения. Или значение понимаем, но произносим их, не задумываясь и некстати. Спрашиваю как-то одного знакомого: «Зачем ты упоминаешь мать собеседника?» Он отвечает: «Это я не для того, чтобы обидеть. Само вырвалось. Мы же не в тюрьме. Это там за любое слово надо ответ держать, а в нашем обществе ругательство принято просто так, без смысла произносить».
Вот оно — безсловесие. Слова произносятся, а смысла в них нет! Так и попугаи с галками могут. Это совершенно не христианский подход. Это противоположно христианству.
Крепкое
Вернемся к слову «крепкое». Крепость ума в блюдении от зол. Крепкое целомудрия навыкновение. Не просто «блюдение ума», не просто «навыкновение», а именно крепкое. Значит, с особым усердием и вниманием, чтобы крепко-накрепко. И заметьте, какая последовательность. Сначала крепкое ума блюдение от зол. Потом целомудрия навыкновение. Затем постоянное бдение в молитве. И только после всего этого по истинней вере поборание. Другими словами, сначала осознание необходимости жить без греха, потом навык в поступках и мыслях к целомудрию, затем помощь в получении этого навыка в молитве разумной и только после этого идет разговор о радении об истинной вере.
Мне это кажется похожим на лестницу, на которой чтобы шагнуть на следующую ступень необходимо встать как следует, обеими ногами, на предыдущую ступень. Жизнь нам показывает массу примеров, когда человек, минуя первые три пункта, начинает проявлять ревность по вере. Ещё на первых ступенях не постоял, а уже имеет дерзновение прыгнуть на четвертую. Такая забота о чистоте веры явно не по уму и часто вызывает много конфликтов и разочарований.
Подведем итог. Внимательное отношение к смыслу — вот что характеризует крюк. Особо ценность крюка понимают те, кто защищает и исповедует истинную веру Христову. Теперь понятно, почему крюковое пение сохранилось у староверов.
Знамя веры
Знамя крюк знаменует собой христианскую веру и подвигает нас на молитву. По имени знамени крюк часто называют всю знаменную нотацию крюковой. Поэтому-то знамя крюк наделено таким сильным и глубоким смыслом. На мой взгляд, хорошо отражает смысл знамени крюк тропарь перед славой в 7-ой песни канона на полуношнице воскресной, в неделю 6-го гласа.
Канон на полуношнице в Неделю, глас 6, песнь 7:
Долго думал о том, какие иконы могут ассоциироваться с крюком. По Истиней Вере поборание… Вспоминается «Церковь воинствующая».
Но «поборание» — это не только ратные подвиги. Тогда какие иконы отражают крепость веры, непрестанное бдение в молитве, навыкновение в целомудрии? Стал думать, какие же иконы говорят о крюке и понял, что т.к. крюк — правая вера, это семь Вселенских Соборов.
Семь Вселенских Соборов
Это Символ Веры
Слушать «Символ веры» в исполнении группа «ЛИКЪ». Осмогласник →
Это есть признание самих икон, т.е. икона Торжество Православия
Крюк от Запада к Востоку и от цоколя до купола
Вот ряд ассоциаций в архитектуре и в устройстве храма, вызванных рассуждениями о крюке.
От Запада к Востоку
Крепкое ума блюдение от зол — соблазнов извне. Паперть — ещё в храм не вошел, ещё во власти мира, но мысль уже о том, что хочешь войти. Человек идет к храму (совесть). Целомудрия навыкновение — борьба с плотию, с инстинктами, дурными привычками. Притвор. Молитва для оглашенных. (Закон Моисея). Всегдашнее бдение в молитве — корабль спасения, пространство храма. Крещение или воцерковление, если уже крещеный. (Новый Завет). По Истиней Вере поборание — алтарь. Упование на милость Бога. Ответ за земной путь (Страшный суд. Паки бытие).
От цоколя до купола
Крепкое ума блюдение от зол — основа. Фундамент. Целомудрия навыкновение — упражнения в молитве. Центральная часть храма. Всегдашнее бдение в молитве — подкупольное пространство, где витает звук и поддерживается резонансом. По Истиней Вере поборание — крест на куполе.
Крюк в исполнении
Как было уже сказано, крюк ставится на силах, т.е. на ударных слогах. Правда, это не единственное знамя, которое ставится на ударных слогах, но об этом в следующих лекциях. Иногда в отдельной мелодии (фите) тоже присутствует крюк для подчеркивания основных звуков мелодии. Исполняется поэтому он слегка погромче, чем прочие знамена. Длительность пропевания — половинная. Как принято говорить — поется 1 звук в ½.
Крюк с дополнительным особым знаком отсечка — поется в два раза короче, т.е. 1 звук в ¼. Отсечка убавляет, как бы отсекает половину длительности звука и делает ее в ¼ (в отличие от пометы «борзая», которая убыстряет звучание до ¼).
Крюк с особым знаком задержка — поется в два раза дольше: 1 звук в 4/4, т.е. в одну целую. Если приписана к крюку подвертка, то крюк с подверткой поется два звука вниз по ¼. Подвертка несет такую функцию: она отнимает от последнего звука в знамени ¼ звучания и направляет ее вниз. Звук на крюке главный, на подвертке второстепенный. Крюк с подчашием — два звука вниз по ½. Подчашие, по обычаю своему, добавляет к звучанию ещё один звук в ½ вниз. Первый звук главный, второй — второстепенный. Крюк с пометой ломка поется 2 звука вверх по ¼ через звук. Как правило это «ми» — «соль» в первом гласе, или «ля» — «соль высокое» в пятом гласе.
Из «Азбуки церковнаго знаменнаго пения Калашникова»
Так как согласия в виде нынешнего звукоряда сформировались не сразу, то признаки мрачности-светлости (кубики) крюка не всегда совпадают с высотой, указанной киноварной пометой.
__________________________________
Используемые источники
- Певческие азбуки Древней Руси. 3 тома. Шабалин Д.С. Изд. Советская Кубань. Краснодар. 2003;
- Древнерусская теория музыки. М.Бражников. Изд. Музыка. Ленинград. 1972;
- Азбука знаменного пения. Извещение о сагласнейших пометах старца Александра Мезенца (1668-го года). Смоленский С.В. Казань. 1888;
- Авдонин А.М. Лекции в воскресной школе о иконографии;
- Октай церковного крюкового пения. Изд. Знаменное пение. Москва. 1913. Репринтное издание типографии «Печатник» примерно 2002 года;
- Азбука знаменного пения. Никонов М.Ф. Рукопись;
- Список духовных значений знамен. П.Г.Катаев. Не опубликовано;
- Полный церковно-славянский словарь. Г. Дьяченко. Переиздание с 1900 года издательством «Отчий дом». Москва. 2007;
- Славянорусский корнеслов. Составитель Л.С. Яковлева. Санкт-Петербург. 2011. (Переработка трудов президента Российской Академии Наук адмирала Шишкова А.С.);
- Белицкий Д. Кумылга. 2010 год. Вводная беседа о крюковом пении;
- Азбука церковнаго знаменнаго пения. Калашников Л.Ф. Изд. Знаменное пение. Москва. 1915. Репринтное издание. Москва: Издательский отдел Митрополии Московской и всея Руси РПсЦ. 2008.
Уважаемые читатели, как вы наверное успели заметить, материал имеет недоработку в части иконографии и архитектуры. Буду признателен за содействие в доработке данной темы.