На наших глазах сменяются поколения старообрядческих головщиков и певцов. Все больше молодых лиц на клиросах храмов, а уровень пения и репрезентации певческой культуры становится все более профессиональным. Основы, заложенные таким корифеями, как Н. Денисов и А. Емельянов, стали плодородной почвой для развития певческого движения. Сегодня мы беседуем с представителем нового поколения головщиков, руководителем хора «Параклит» Филиппом Севастьяновым.
***
Как известно, старообрядчество за всю свою историю никогда не имело сильной вертикали власти и управления. История старообрядчества — это история отдельных местностей, районов и общин, которые зачастую развивались обособленно. Завися не от общих тенденций РПсЦ, а от собственных, внутриобщинных процессов. Демографический рисунок, настоятель, способный или не способный создать благоприятный микроклимат в приходе, соблюдение интересов всех ключевых постов в общине — это те факторы, которые могут влиять на развитие конкретной общины. Церковного пения, в частности. Поэтому, если и говорить об уровне пения в РПсЦ, то говорить об уровне пения в каждой конкретной общине. Неудивительно, что речь пойдет про большие приходы в крупных городах.
В стремлении создать и поддерживать хорошее пение на клиросах сегодня можно отметить Лиговскую общину Санкт-Петербурга, Ржев, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону.
Другой вопрос в творческом подходе к исполнению знаменного пения в данных общинах. В вокале есть два основных вида звукоизвлечения: академический и народный. Если сказать проще: крытый или открытый звук. Многие исследователи и исполнители спорят о том, какой именно способ использовался нашими предками в допетровской Руси. Аргументы за и против, конечно, весомые.
Однако никто не может сегодня с точностью сказать, как именно исполнялось знаменное пение в древности. И вот тут проявляется творчество конкретных руководителей хора или певцов.
Поскольку знаменное пение — это не только молитва, но и певческое искусство, творческий подход к нему вполне применим. Более того, нельзя не принимать во внимание влияние светской культуры, которой старообрядцы никогда не чурались, а даже наоборот, оказывали всемерную поддержку развитию как хорового, так и театрального искусства в России в XIX — нач. XX вв. С того периода большое влияние на старообрядческое пение стала оказывать академическая культура пения государственных певческих коллективов.
Наибольшее же сходство в манере пения можно услышать между Рогожским хором 1950-х гг. и Большим Государственным Академическим хором СССР. Эти культурные процессы были неизбежны всегда. И таким образом, сегодня в РПсЦ (белокриницком согласии) преобладает академическая культура пения. Более народный способ звукоизвлечения можно услышать у беспоповцев.
Нельзя утверждать, какой способ пения наиболее правильный, однако в последнее время некоторые коллективы стараются выработать нечто среднее. Это среднее можно условно назвать «речевым» способом пения. То есть петь также, как читаешь или говоришь. Без лишнего «округления» или выпячивания нот. Что касается роли МСДУ в развитии или повышении уровня пения в приходах РПсЦ. Опять же, учитывая особенности старообрядческого развития не по вертикали, а отдельными крупными общинами, можно с точностью сказать, что за последние 10 лет усилия «на местах» принесли больше пользы, нежели деятельность МСДУ.
Мужской старообрядческий хор «Параклит» — коллектив, участников которого объединяет интерес к древнерусскому певческому искусству.
В основе деятельности хора лежит исполнение древнерусских церковных песнопений, а также сохранение и популяризация древнерусского знаменного пения.
Основные направления работы хора «Параклит» — изучение, сохранение и воплощение в жизнь забытых распевов и певческих традиций допетровской Руси.
При этом, коллектив не ставит перед собой исключительно реконструкторские задачи, а является живым церковным хором, который регулярно поет на богослужениях.
Основу коллектива составляют профессиональные певцы-старообрядцы. Помимо самостоятельной научной деятельности, для расшифровки рукописей XVI — XVII вв. привлекаются музыковеды и исследователи-медиевисты. Хор сотрудничает с такими видными специалистами, как Л. В. Кондрашкова, Е. А. Смирнова, А. А Лукашевич, Н. В. Мосягина. Репертуар хора включает в себя как существующие в современной старообрядческой богослужебной традиции знаменный, большой знаменный и путевой распевы. Так и вышедшие из употребления после раскола строчное и четырехголосное демество.
Хор регулярно выступает на мероприятиях, посвященных древнерусской церковной музыке: его приглашают для исполнения старообрядческих песнопений в православные монастыри и на различные музыкальные фестивали. Также было записано несколько студийных альбомов с уникальными образцами древнерусского знаменного пения и работа в этом направлении не прекращается.
Сейчас коллектив базируется в Ростове-на-Дону, основная его деятельность развернута на базе ростовской старообрядческой общины. Была проведена колоссальная работа по расшифровке и реконструкции звучания цикла евангельских стихер большого знаменного, принадлежащие авторству великого распевщика XVI в., соратника Ивана Грозного — священника Федора Христианина.
В планах лежит соответствующая работа по догматикам большого знаменного распева. Последние два года активно изучаем такой музыкально-певческий феномен XVIII — XIX вв. как унисонное демество. Этот распев свойственен исключительно старообрядческой богослужебной культуре и дошел до наших дней только благодаря ревнителям старой веры. Были расшифрованы и записаны стихеры двунадесятым праздникам по 50-м псалме, сейчас ведется работа по задостойникам. Музыка еще более сложная и интересная. Отдельным вектором деятельности можно отметить интерес к русской богослужебной гимнографии. В этой области хор занимается изучением служб русским святым. Основной их корпус был создан после макарьевского собора, однако есть более древние образцы службы Борису и Глебу, Леонтию Ростовскому, Сергию Радонежскому и др. Был записан альбом «Русские святые», планируется создать вторую антологию.
Это происходит потому что оно было утеряно в господствующей церкви в XVII в. Ранний партес нач. XVIII в., влияние итальянской многоголосной традиции во 2-ой пол. XVIII в., гармонизации (напомним, это когда к основному голосу мелодии добавляются верхние и нижние голоса) тради¬цион¬ных одноголосных распевов — киевского, греческого, и, кстати, того же знаменного в XIX в. Иными словами, со времен раскола богослужебное пение поддавалось всем существующим музыкальным мировым трендам. Знаменное пение исполняли те, кто хотели молиться по-старому. Знаменное пение бесстрастно. Для сегодняшнего слушателя, ухо которого слышало все возможные консонанты и музыкальные созвучия, знаменный распев может показаться скучным и унылым. Поэтому нужно необходимое понимание того, что одноголосие на службе — это не про скуку и уныние, а про сосредоточение и некий молитвенный транс. Это первый шаг в осознании нужности и важности знаменного распева на богослужении. Есть замечательная дореволюционная иллюстрация в многотомнике «Русская духовная музыка в документах и материалах». В нач. XX в. на одном из богослужений в синодальном храме хор пел литургию авторства П. И. Чайковского. И вот, после вдохновенного исполнения «Тебе поем» раздались дружные аплодисменты… Справедливости ради надо признать, что сегодня, малыми шажочками знаменное пение возвращается в обиход РПЦ. Есть целые общины и даже монастыри, которые практикуют древний распев. Эту ситуацию нужно всесторонне одобрять и поддерживать. Просветительскими проектами, широким освещением деятельности хоров, занимающихся знаменным распевом, миссионерскими поездками и концертами.
«Есть надежда, что, как во 2-ой пол. XX в. произошел мощный рывок в сторону древнерусской иконописи, так в XXI в. произойдет возвращение к древнерусскому пению.
Интересно, в первой его половине или второй.
Все духовные песнопения душеполезны и учительны. В одних духовных стихах людям нравится смысл, в других — мелодия, в третьих — древность и архаичность. Самые первые духовные стихи, имеющие отношение к наследию Древней Руси — плоть от плоти знаменного распева. Также подчинены системе столпового осьмогласия, имеют попевочную структуру и т.д. Тем, кто по-настоящему любит знаменное пение, не наскучат древнерусские духовные стихи. Но в 90-е гг. в среду РПсЦ пришло много новых произведений, в основном, баптистского происхождения. Конечно же, все они имеют хороший христианский смысл. Их можно и нужно петь, но не надо называть их древнерусскими или старообрядческими духовными стихами.
Беседовал Г. Чистяков
Комментариев пока нет