В старообрядческой среде известен и распространен традиционный учительный сборник «Златоуст», к сожалению, забытый у новообрядцев. В нем размещены поучения на каждый день Великого поста. Представляем несколько самых интересных и душеполезных чтений ко второй неделе поста в свободном переводе со старославянского.
***
В неделю 2-ую Великого поста, поучение святого Иоанна Златоустаго от Божественного Писания о святом посте (слово 24-е)
Придите все верные, любимое стадо Христово, да обычное сотворю вам поучение. Услышите еще раз, что и вначале сказано было о святом посте. Ныне минули две недели поста. Всего года десятина есть пост сей, на врачевание души установленный, и должны мы десятину душевную чисто отдавать Богу, как и первые святые творили, не только от имения своего отдавали десятину, но исполняли и душевную: постом и молитвами, поклонами и милостынею, и прославились от Бога, как сотворившие волю Его.
Первым постился Енох, и взят был с плотью на небо, и доныне жив есть. Постился Ной, и был избавлен от потопа, с рожденными от него детьми, и от племени его произошел нынешний мир. Постился также Авраам, и наречен был другом Божьим, стал отцом всем пророкам и патриархам. Моисей, постом очистившись, с Богом беседовал лицом к лицу, и просияло лицо его, как солнце. Илья постился, и свел огонь с неба, и дождь от Бога для людей испросил. Пророк Даниил постом львов укротил, и был наречен мужем желаний. Исус Навин, постившись, победил иноплеменников и остановил течение солнца. Три же отрока, вверженные в огненную пещь, постом и молитвами угасили огонь. Постились ниневитяне и гнев Божий обратили к кротости. Многие же и в Новом Законе освятились постом, молитвами и смирением, и милостынями к Богу приблизились.
Пост, который не имеет смирения, словно дом без крыши, или утлый сосуд: таков есть пост без смирения. Кто постится, но не творит милостыни, тому мало будет пользы.
Угодники Божии святы были постом и молитвами со смирением и милостынею, и именам их нет числа. Если же скажете, что святые были крепкими, а мы слабы и не можем преклонять колен, то отдадим хотя бы чисто сию десятину, которую Сам Господь Бог наш требует от нас.
Год состоит из трехсот шестидесяти и пяти дней, и от всех этих дней избрал Господь Бог Свою десятину. Здесь уразумейте то, что скажу вам. Тридцать шесть дней с половиною, от трехсот шестидесяти пяти, есть десятая часть всего года. Сего же святого поста семь недель имеют в себе сорок девять дней. От них отнимем субботы и недели, которые являются днями Господскими и праздниками, и останется тридцать пять дней. Прочее прибавим от поста в Святую Великую субботу и половины светлой ночи, и получится тридцать шесть дней с половиною, что составляет десятину от трехсот шестидесяти и пяти дней всего года. Сего ради и Великая суббота причитается к посту, чтобы ничего не пропало от Божьей десятины. Так рассудивши, святые отцы повелели в сию субботу поститься, потому что тогда и Христос лежит еще во гробе. Таким образом, все сии семь недель составляют Божию десятину. И если не отдадим ее чисто, то что ответим Богу?
Как примем прощение грехов, если и в эти дни от пьянства, лакомства и прочих похотей не удержимся: ведь ради невоздержания и совершилось преступление закона, а от преступления закона, через невоздержание, смерть вошла в мир. Не сохранил Адам поста чисто, как заповедал ему Бог, и принял телесную смерть. Мы же, если при стольких свидетельствах не сохраним всех постных дней, то не умрем ли душевно? Смерть души есть вечная мука, как и апостол Павел говорил: «Вдова сластолюбивая заживо умерла».
Знаете и вы сами, как любимы были Богом израильские люди, которых провел Он сквозь Чермное море, как по суше, и манну им подал с небес, и множество чудес сотворил в них, говоря: это сын Мой, первенец. Но и тех, не постившихся, не пощадил. Говорил им Моисей по веленью Божьему: поститесь сорок дней. Они же, только двадцать дней постившись, сели есть и пить, и пришел на них гнев Божий, и погибло от них злой смертью двадцать две тысячи, а прочих пожег огонь за их невоздержание.
Какая же и нам будет польза, если, неделю только попостившись, станем опять угождать телу и делать неправду? Но молю вас: не прельщайтесь, когда видите некоторых живущих без страха и о душе не пекущихся: они рабы не Богу, но чреву, конец их есть — пагуба и смерть, а по смерти ждет мука вечная. О братья, молю вас, как начали вы поститься от первого дня, так сотворите и до Воскресения Христова. Но никого из вас не понуждаю поститься через силу: каждого по силе своей. В расслабление не вдавайтесь. Гнев же, и зависть, и клевету от себя отриньте, как и сказал апостол: мир и любовь имейте со святынею.
Где многое питие и объедение — там нечистое житие. Всякий же постящийся ярость, и ссоры, и всякую неправду должен оставить. Заслужите награду свою в терпении, да с чистой совестью причаститесь святых Тайн Христовых. Если же кто в святые сии постные дни не причастится, то будет иметь глад душевный. Так дайте, верные, духовное брашно душе, а телу — телесное. Не тело только питай, но и душу не оставь алчущую и лишенную Божьего дара, но насыть ее святым причастием. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком, аминь.
Во вторник 3-ей недели поста, поучение некоего старца к детям духовным (слово 26-е)
Говорил старец: если одно око погибнет, то другое останется на службу телу. Душу же едину дал нам Бог, если ту погубим, то с чем будем жить? Поэтому позаботимся о душах своих, так как о них примем суд, а тело есть персть.
Если противитесь злокозненному демону, то отбежит от вас, и с ангелами воздадите хвалу Христу Богу. Душа и тело есть брат и сестра. Тело не живет без души, и душа не живет без тела. Хорошо, когда человек и о душе, и о теле заботится одинаково. Человеческие грехи подобны давно не стираной ризе, которая, почерневши, не может скоро отмыться: так и человек, грешник, если долгое время не кается, то душа его помрачается.
Я много испытывал и много размышлял, и едва смог понять, как житие сие словно коло вращается, и, подивившись, сказал: о безумный человек, что понапрасну мятешься? Лучше есть, братья, оставить житие сие прелестное и прибегнуть ко Владыке и Богу, и просить отпущения согрешениям нашим. И каждый из нас должен по возможности и силе творить милостыню, и Господь воздаст нам седмицею. Святое Евангелие говорит: дающий нищему Христу дает. Но давай в тайне, по реченному: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, и Бог воздаст тебе явно. Не любит Владыка тщеславия, но смирение и правду. Если, сказал, молитесь, угодны будете Отцу вашему. Если поститесь, то приблизитесь к Отцу вашему, Который на небесах. Будьте, сказал, милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд есть: уподобляйтесь Ему в милосердии. Если помыслишь о том, чтобы подать милостыню, то не отлагай до утра, но когда подумаешь, тогда и сотвори добро, потому что не владеешь ты завтрашним днем.
Если имеешь веру, то сохранись от пьянства и имей чистую любовь. Если, сказал, раздам все имение мое, и если предам тело мое, чтобы сжечь его, но любви не имею, то нет мне в этом никакой пользы. Если не имеешь любви, то разоряешь закон и губишь труды свои. Подумай об этом и покайся, перестань делать зло и подвизайся на добро. Возложи на Господа заботы твои, и Он насытит тебя. Посмотри на небесных птиц, которых есть бесчисленное множество: орлы, вороны, и подобные им, и те взывают к Отцу Небесному, и дает им пищу.
Пост же есть не пищи только лишение, но и удаление от всякого зла. Пост истинный тогда будет, когда не украдешь, не сотворишь блуда, не лжесвидетельствуешь, не клевещешь, не завидуешь и никого не обидишь. Паче же всего удаляйся блуда: всякий грех, по апостолу, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Блуд не тело одно только вводит в грех и оскверняет, но и душу омрачает делами своими.
Об этом Господь предлагает притчу.
Некоторый человек имел двух сыновей, и разделил им отец имение свое. Младший же сын, взявши от отца данную ему часть, отошел далеко в чужую страну и там расточил имение свое, живши блудно, и, погубив все, обнищал. Тогда настал великий голод в стране той, и он, погибая от голода, начал пасти свиней и желал насытиться от рожков, которые ели свиньи.
Толкование. Человек есть Христос. Два сына — это праведник и грешник. Имение — житие мира сего и прелесть. Свиньи — духи лукавые, а рожки — временная сия пища. И был голод в стране той. Голод есть, если не принимать святого причащения.
И сказал в себе: чего ради погибаю я от голода, когда у отца моего столько наемников избыточествуют хлебами. Но, восставши, пойду к отцу моему и скажу ему: отче, согрешил я на небо и перед тобою и уже не достоин того, чтобы называться твоим сыном. Сотвори меня, как единого от наемников твоих. Не словом только сказал это, но и делом сотворил. И отец милосердный принял его, кающегося, и заклал упитанного тельца, и возложил перстень на руку его и сапоги на ноги его.
Толкование. Телец упитанный есть Тело и Кровь Христовы, а перстень — обручение Святого Духа. А сапоги — крещение и заповеди, и прочее.
В тот же день поучение святого Иоанна Златоустаго о разговаривающих в церкви (слово 27-е)
Говорю сие христианам, которые, стоя в церкви, в час святой литургии и страшной службы, беседуют неподобными словами в этом святом месте. О, что творишь, человек, не обещался ли ты, когда сказал иерей: «горе имеем сердца», и ты ответил: «имамы ко Господу»? Но о суете только помышляешь, не боишься ли, не стыдишься в час тот оказаться лживым? О великое чудо, трапеза Царя Небесного уготована, и Агнец Божий ради тебя предается закланию, с предстоящими серафимами и херувимами шестокрылатыми, парящими и закрывающими лица свои. И все небесные силы вместе с иереем за тебя молятся Богу, огонь небесный сходит с неба, и Кровь Христова в потире содержится для твоего очищения, ты же как не стыдишься и не оставляешь суетных разговоров? Столько часов имеет день, и от них один только час отделил Себе Господь на службу, ты же и этот час проводишь со смехом и пустыми беседами. И как посмеешь тогда приступить к Божественному Таинству, и принять Тело и Кровь Христовы скверными устами? Нет, братья, да не будет этого, но примите Тело и Кровь Христову со страхом и трепетом, очистившись от всякого греха и чисто покаявшись. Ибо дар сей не иерей дает, который служит над ним, но Отец, и Сын, и Святой Дух.
Молю вас, братья, не дерзайте, стояще в церкви, пустыми беседами проводить час тот, в который великая тайна совершается, но да предстоим со страхом, не говоря ни с кем, ни единого слова, до окончания службы. Очами смотрим долу, а умом — горе, воздыхая и сокрушаясь сердцем. Не видел ли ты, как перед тленным царем предстоят, не переступая с места, не беседуя ни с кем, не озираясь никуда очами, но стоят со страхом, как требуется. Подумай об этом, человек: если и земному царю предстоят со страхом, то не тем ли паче к Небесному Царю подобает приступать с боязнью и трепетом. И так входить в церковь, как достойно есть входить на молитву к Богу, не имея на кого-либо злобы и гнева, чтобы получить дерзновение сказать: оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком.
Издание ДПЦ, 2010 г., (Преображенское, 7421), свободный перевод.
Дорогая редакция, благодарю вас за размещенные тексты. Полезно и своевременно. Но пожелал бы вам все же придерживаться общепринятой научной терминологии (где это возможно). На старославянском языке до нас дошло очень небольшое число памятников, около половины из них записаны глаголицей. "Златоуст" на старославянском языке не существует, поэтому и перевод с него не мог быть сделан. Перевод, понятно, был сделан с дореформенной версии церковно-славянского языка.
А разве до "реформы" был церковно-славянский язык?
конечно, "Златоуст" благовествует на всех языках, но вновь убеждаюсь в достоинствах чтения на старославянском:
и краше —
"Возложи на Господа заботы твои" — ВОЗВЕРЗИ НА ГОСПОДА ПЕЧАЛЬ ТВОЮ;
"Не словом только сказал это, но и делом сотворил" — НЕ СЛОВОМЪ БО РЕЧЕ ТОЧИЮ, НО И ДЕЛОМЪ СОТВОРИ;
и точнее мысль —
"огонь небесный сходит с неба" — ОГНЮ ДУХОВНОМУ СЪНЕБЕСЕ СХОДЯЩУ;
"глад душевный" — ГЛАДЪ ДУШИ;
и нет искажений —
"отдадим ее чисто", "отдадим хотя бы чисто сию десятину" — ЧИСТУ;
"Не сохранил Адам поста чисто" — ЧИСТА;
«Вдова сластолюбивая заживо умерла» — ВДОВА ПИТАЮЩАЯСЯ ПРОСТРАННО ЖИВА УМЕРЛА;
"нечистое житие" — СВИНСКОЕ ЖИТИЕ.
и почему-то не переведены на руский "от рожков, которые ели свиньи" — ОТ РОЖЕЦЪ (стручков), "коло" — колесо, местами "глад" — голод, "имение" — имущество.