В прежние времена в церкви (особенно в монастырях Великим постом) в течение всего года за богослужением читались также и наиболее известные святоотеческие книги. Например, «Толковое Евангелие», «Огласительные беседы преподобного Феодора Студита», «Маргарит», «Шестоднев» и прочее. Среди старообрядцев и до сей поры частично сохранился этот древний обычай. И тут хочется обратить особенное внимание на поучения из «Златоуста», которые предусмотрены здесь на каждый день Великого поста. Сам «Златоуст» — это наиболее распространённый в русской книжной традиции XV—XVII вв., а также в старообрядческой среде сборник нравоучительных поучений, который получил свое название по имени св. Иоанна Златоуста, как основного автора и одновременно символа церковного красноречия.
Из Златоуста нередко заимствовались статьи в сборники, носившие другое название. В сборник входят уставные чтения на дни Триоди постной и Триоди цветной, которые расположены в порядке подвижного церковного круга, по неделям, начиная с Недели о мытаре и фарисее. Далее следуют поучения на каждый воскресный день до 34-ой недели по Неделе всех святых включительно.
Златоуст предназначен не только для домашнего употребления, но и для чтения в церквях за богослужением, почему часто носит в рукописях название «Учительного Златоуста». Он сохранился в большом числе списков, отличающихся один от другого количеством и выбором статей. Иногда он содержит в себе собрание проповедей лишь на Великий пост, оканчиваясь словом Златоуст на первый день Пасхи; тогда он называется «постный Златоуст». В печатном варианте Златоуст обычно содержит 114 слов Иоанна Златоуста и других отцов церкви. В рукописных редакциях встречались поучения и русских пастырей, например, Кирилла Туровского.
В Неделю сыропустную поучение Иоанна Златоустаго о святом посте (слово 8-е)
Разумно и осмысленно послушайте, братья, о Великом святом посте. Пророк говорит о пощении:
Во время приятное послушал тебя, и в день спасения помог тебе.
Ныне настало время поста, ныне приблизился день спасения: святой, Великий пост, прообразованный от Бога, вошедши в который мы очистим душу и тело от всякого зла.
Эти дни являются днями очищения — от ссоры и гнева, лжи и клеветы, зависти и воровства, осуждения и пьянства, блуда и объедения. Все это, братья, по злобе сотворенное отвергнувши, примем истинное покаяние и приблизимся к Богу частыми молитвами, слезами и милостынею. И омоем прегрешения наши, не людям показывая наш пост, для похвалы, но Богу, Который знает все.
Десятина от всего года есть Великий пост, чтобы хотя бы эту часть отдать Богу.
Если же многого питья и брашен, ссоры и судов, и гнева и всей прочей злобы не оставим, то как можем получить отпущение грехов? Но услышим, что говорит евангелист: сказал Господь:
Если простите людям согрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный согрешения ваши.
Высокое и страшное это слово: нам самим дает власть, говорит, «если простите, простится и вам». И если помилуешь, то помилован будешь, не осуждай, и не осужден будешь. Бог сотворил тебя самовластным, о человек: оправдаться, или принять осуждение, как сам изволишь.
Когда же поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, и никого не осуждайте: многие явно согрешили, но тайно истинно покаялись. И ты, возлюбленный, постившись, печалься о себе и только свои грехи имей в уме. Не унывай, но умой лицо свое, чтобы не явиться постящимся перед людьми. А когда милостыню творишь, то не явно требующим подавай, чтобы не погубить награды своей тщеславием.
Приготовим себя, братья, к святому и честному посту. Как если кто захочет сотворить достойный брак, то готовит дом свой и все в нем украшает, так и мы приготовим себя, чтобы принять пост с радостью, а не опечалиться унынием, да в малое сие время омывши грехи свои, явимся чистыми в ином веке. Если же кто из нас предварительно не очистит себя здесь покаянием, постом и милостынею, то будет изгнан вон, как тот, кто пришел на брак, одетый в скверные ризы, и был связан по рукам и по ногам.
Там никто не может никому помочь, но равно все предстанем Судье Праведному: цари и князи, богатые и нищие, свободные и рабы, и всякий примет по делам своим. Поэтому поусердствуем, братья, сотворить то, что повелел нам Бог: нет тяготы в том, чтобы оставить гнев и зависть. Нет труда накормить голодного, одеть нагого, принять странного. Сам Господь сказал:
Если сотворите добро единому от братьев Моих меньших, Мне сотворите.
Сам с небес пришел на землю, желая устранившихся от Него ввести в Первое Царство, из которого мы ниспали невоздержанием. Против болезни положил исцеление — святой и Великий пост.
Первым постился Моисей, сорок дней, и ради этого с Богом беседовал лицом к лицу, и просветилось лицо его от славы Божьей, как солнце, и невозможно было никому смотреть на него. Так постился и Илия сорок дней, и до ныне жив есть: на колеснице огненной взят был на небо. Также многие другие, постившись, сотворили великие чудеса. Потом же и Сам Господь Бог наш постился сорок дней, по образу нашего поста, победу давая нам на врагов и показавши, как очистить нам душу и тело.
Так и мы, братья, поусердствуем, чтобы быть подобными святым, постом и молитвами и чистотою: пост тело очищает, а душу спасает и на небо возводит. Не желая смерти грешника, но спасения нашего желая, Христос учит нас, говоря:
Не скрывайте имения вашего на земле, где черви едят и моль растлевает и воры крадут, но скрывайте сокровище ваше на небесах.
Говорит: излишки ваши отдайте неимущим, и разумейте, что на небесах сие сокроете.
Итак, поревнуем святым, которые спаслись постом и добрыми делами. По житию их и Господь Бог наш может осудить нас, говоря: как они постились и правду творили, вы же почему так не сотворили? Нет, братья, да не будет нам того, чтобы сие услышать. Но да услышим глас Господень, глаголющий: придите, благословенные Отца Моего. Придите, сыны света. Придите, примите уготованное вам Царство Небесное от сложения века. Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веком. Аминь.
В понедельник 1-ой недели поста, поучение святаго Иоанна Златоустаго
Доброго и полезного поста время приспело: не опечалимся, не обленимся, братья, и не станем пренебрегать преданными нам заповедями от святых апостолов и святых пророков. Не начавший доброе, но и окончивший, тот искусный есть и верный подвижник. Во всяком благом деле, которое творим мы, Бог не на начало смотрит, но на его конец. Об этом же и говорит:
Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
И еще говорит:
Если человек кается в своих грехах, но потом опять творит то же самое, то кто услышит его молитву? И какая польза от исповедания его?
Говорит и Василий Великий:
Человек, преуспевший в добрых делах и возвратившийся опять к прежней греховной жизни, не только труд свой погубит, но и тягчайшее осуждение примет: не по множеству лет судят о покаянии, но по расположению души.
Что возвышаешься, убогий человек, будучи прахом и пеплом, что гордишься и выше облаков возносишься; подумай о составе своем: земля ты есть, и в землю возвратишься. Поусердствуем, братья, во время сие позаботиться о душах наших: не обленимся, но всегда будем вспоминать смертный час. Что такое человек? Ничто же есть, но тень, и пепел, и смрад, и прах, и червь: богатый, благородный, сильный, гордый — во единый час ляжет и станет более кротким, чем ягненок, и уйдет лежащий, как будто и не было его. Держащий будет удержан, и рожденный — как будто не родившийся. Связующий других будет связан, и отведен, как осужденный.
Не говори: юный я, буду наслаждаться этой жизнью, насыщаться в мире сем, угождать телу своему, а потом покаюсь душою: человеколюбив Бог и в любом случае простит меня. Все мы знаем, что человеколюбив Бог, но для кающихся. Кто может поручиться тебе, что придешь ты в совершенный возраст или доживешь до старости или хотя бы до утра? Но пока ты так помышляешь, сегодня либо завтра внезапно восхитят душу твою Божественные посланники, немало не имущему помощи от юности твоей. И понесут по воздуху, где стоят толпы супротивников, горькие наши клеветники и лютые мытари, клевещущие на нас, испытывающие наши грехи и приносящие рукописания, что сотворили в юности и в старости, вольно и невольно, помыслы и дела. Многий страх, и многий трепет, и неисповедимая беда будет от того, что увидит там душа человека, который жил без покаяния. Бесчисленное множество врагов будут попирать ее и возбранять ей, и клеветать на нее, чтобы не дать ей взойти на небо и увидеть свет живых.
Мы же, погребающие тогда мертвое тело, взираем на неведомое нам чудо: уносим его от дома своего и несем мертвеца к могиле. И там опять видим иную, великую и страшную тайну, глядя и на других усопших: малых и великих, мучителей и рабов — все здесь сделались пеплом и единым прахом, как юные, так и старые. И, видевши их истлевших, и в прахе, во гробах лежащих, друг другу показываем на них перстами и говорим: это царь, а это воевода, а это мучитель. Это есть внук такого-то, а здесь — дочь того-то. Этот был красавцем, а эта — гордою девицей. И сие во множестве видевшие, ходящие по месту погребения, воистину великую и страшную тайну видят: как всякое благолепие и красота лица помрачились; видят, как всякая власть, и величество, и всякое мучительство и княжение умолкло; видят, как вся суета мирская и старание убогих человек закончились.
И в этот час мы плачем и ужасаемся, а, отошедши, опять творим то же самое и еще хуже того. Увидевши сие и услышавши, и размышляющие так на всякий день, юноши и девицы, не прельщайтесь в юности вашей, ожидающе старости. Ибо все те, которых много раз видели мы лежащих во гробах и истлевших, так же, как и мы, иногда величались и украшались и наслаждались житейскими утехами, пренебрегши своим спасением; но ныне все они обратились в прах и тление.
Поэтому, возлюбленная моя чада, не прельщайтесь, но у отошедших и лежащих во гробах научитесь и уцеломудритесь, и в юности вашей не обленитесь сотворить попечение о спасении душ ваших. Зачем губите время, ожидающе старости? Сотворите попечение в юности, чтобы смерть не пожала вас без плода. Когда ты в юности и в силе, поскорби о своей душе, пока имеешь еще начало греховного навыка. В старости ли захочешь исправиться от грехов или от злого обычая, состарившегося с тобою? Но в старости целомудрие — уже не подвиг, а только немощь для неистовства: среди мертвых никто не венчается и никто не оправдается ради немощи ко злому делу. Разумей это и от деревьев в саду: если молодое дерево будет криво, то невелика будет нужда исправить его. Если же кривым и состарится, то исправиться оно уже не сможет. Так и ты, если поскорбишь много в юности о спасении души своей, то и в старости пребудешь в том же попечении.
Поэтому в юности своей обратись и покайся, и поусердствуй навыкнуть доброму обычаю, чтобы обрести покой в старости. Церкви Божьей не оставляй, тем более в святые эти постные дни да сподобишься Пречистого Тела и Крови Его. Так и причастницы да будем Царствия Его, славящие Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком, аминь.
Издание ДПЦ, 2010 г. (Преображенское, 7421), свободный перевод.
Где вы взяли перевод? К примеру: "Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" — "оуправленъ быхъ" не "благонадежен", а "подготовлен" или "годен".
Сергей, это по Синодальному переводу Библии: Лк. 9, 62.
Меня весьма смущают синодальные переводы чего-либо. Возьмите издание "Златоуста" ДПЦ 2010г. (по 1613г.) или на сайте Троице-Сергиевой Лавры в "Рукописях" дореформенных, там есть и 14-го века. И пишите по нем.
Сергей, этот текст и есть перевод с издания ДПЦ 2010 года. Синодальный перевод здесь приводится только в некоторых местах, где есть выдержки из Св. Писания. Конечно, синодальный перевод Библии небезупречен, но его не возбраняется использовать, как для домашнего чтения, так и для ссылок в статьях.
Почьто отставлять старообрядческое издание — точно повторяющее старый текст Св.Писания и обращаться к новообрядческим текстам, если вы сами перелагаете на руский "Златоуста"?