Посещение уголков нашей страны, хранящих память о святых подвижниках, выдающихся людях, наполненных чудесными рассказами и захватывающими легендами, не просто интересно, но дает некий душевный заряд и великую радость познания своей Родины. Сегодня наша прогулка проходит по старинному городу Мурому, в котором, между прочим, родился изобретатель современного телевидения.
С вокзала на вокзал
По прибытии на Казанский вокзал в Москве изначально ощущаешь себя неловко, будто приехал на старинный багдадский базар — крики, шум, разноцветье одеяний, многоликость толпы. Люди разных национальностей, с огромными сумками, спешат на поезда, следующие в Назрань, Чебоксары, Махачкалу, Душанбе и т. д. Несчастные женщины тащат за собой по шесть дорожных сумок в руках и еще по четыре на шее. Поезд Москва-Казань с остановкой «г. Муром» убыл ночью.
Ранним утром следующего дня перед моим взором предстал славный град Муром.
Здание железнодорожного вокзала в Муроме, оформленное в стиле модерн, было построено в 1912 году, согласно проекту знаменитого архитектора А. В. Щусева.
Некоторые элементы декоративного оформления вокзала стилизованы под стену московского кремля, что придает зданию особую грацию. Рядом с самим зданием красуется небольшая часовенка. Со стороны города, на Привокзальной площади, расположен посмертно памятник-бюст советскому военному летчику, Герою Советского Союза — Николаю Францевичу Гастелло.
Этот памятник — первая достопримечательность Мурома, которую видят туристы, прибывшие в город поездом. Памятник был установлен в 1964 году. Почему же именно в Муроме? А все потому, что легендарный летчик Гастелло с 1924 года с родителями проживал именно в этом городке, именно здесь он нашел первую работу и трудился на предприятиях города, а в 1941 году отсюда ушел на фронт.
Весь муромский центр — историческая сокровищница
Центральной улицей города Мурома является Московская, именно на ней располагается Вознесенская церковь.
Храм этот был построен в XVIII веке, разорен в советский период и восстановлен в 1990-х годах.
Неподалеку от улицы Московской располагается площадь Крестьянина, известная своим величавым строением — Троицким женским монастырем.
Первое упоминание о монастыре датируется 1643 годом, близился раскол Церкви… Монастырь был построен на средства местного купца Т. Б. Цветнова. И примечательно, что обитель располагается на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых благоверных князей-страстотерпцев, братьев по плоти, Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романом и Давыдом.
Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованые золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, и поливные изразцы того же столетия, с разнообразными орнаментами.
Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, муромских чудотворцев.
У стен Троицкого женского монастыря стоит памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии. Скульптурное изваяние — работа московского архитектора, скульптора и заслуженного художника Владимира Александровича Суровцева и архитекторов Олега и Владимира Сягиных.
Совсем рядом с Троицким женским монастырем, на Красноармейской улице, находится еще одна дораскольная обитель — Благовещенский мужской монастырь. Монастырь был основан в 1553 году царем Иваном IV, посетившим Муром в 1552 году во время похода на Казань.
В 1616 году монастырь был разрушен и разграблен поляками. На протяжении XVII века обитель постепенно возрождалась из руин.
Примечательно, что церковная служба в монастыре не прекращалась даже в годы советских гонений на религию, но иноческая жизнь была возобновлена только в 1990-х годах.
Пожалуй, верным будет замечание, что в Муроме уцелели многие древности, и даже поговаривают, что в советский период здесь не было таких сильных гонений на Церковь, как, например, в том же Ржеве. Ну и, конечно же, не было такой войны, какая почти стерла с лица земли исторический облик Ржева.
Муромский водопровод был одним из первых в России
В 1863 году в Муроме была заложена доселе знаменитая водонапорная башня, которая является не только архитектурным памятником, но и памятником деятельности муромского городского главы Алексея Васильевича Ермакова; она положила начало местному водопроводу. Проложенный городской водопровод стал одним из первых в России. В то время водопровода не было даже во Владимире.
Местное предание повествует, что однажды во время прогулки А. В. Ермаков встретил женщину, которая несла воду в ведрах на изогнутых коромыслах, поднимаясь в крутую гору. Она посетовала на то, что тяжело носить воду от родников, и тогда главе города пришла в голову мысль построить в городе водопровод.
Система водоснабжения охватила не только казенные здания, но и частные дома. Передавая водопровод городу, глава запретил сдавать его в аренду с целью извлечения прибыли и разрешил всем жителям Мурома безвозмездно пользоваться водой из колонок и фонтанов.
Тайники прошлого
На улице Свердлова, в доме № 9, после войны располагался музей муромского художника, академика живописи И. С. Куликова, который был известен и тем, что писал старообрядцев. С 1882 по 1941 гг. в этом доме он жил и работал. Однако сейчас коллекция, посвященная живописцу, находится в историко-художественном музее города. О жизни И. С. Куликова и старообрядцах в его творчестве будет рассказано дополнительно.
Направляясь по Первомайской улице, можно увидеть ряд старинных купеческих построек, и …. самого «отца телевидения».
Владимир Зворыкин родился 29 июля 1888 года, в Муроме, в семье купца первой гильдии Козьмы Алексеевича Зворыкина. В 1929 году Владимир Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку — кинескоп. В июне 1933 года он выступил на конференции Американского общества радиоинженеров, где ознакомил присутствующих с вновь созданной электронной телевизионной системой.
Памятник В. К. Зворыкину отлит из бронзы на средства благотворителей. В наше время особенно ценны люди, готовые безвозмездно помочь, сделать благое дело. Может кто-то и посчитает, что бронзовая фигура на площади города ни к чему, однако, возражу, это очень даже необходимо, ибо скульптурное изваяние напоминает нам не только о человеке, но и о его трудах на благо человечества.
А вот рядом с родовым гнездом Зворыкина временная художественная галерея.
Изначально муромский историко-художественный музей находился в самом доме В. К. Зворыкина, но в настоящее время из-за реставрации родового гнезда коллекция перенесена в здание на улице Московская, д. 13, которое, между прочим, тоже является памятником архитектуры.
Илья Муромец и протопоп Аввакум
На высоком берегу Оки, в городском Окском парке, на постаменте возвышается бронзовый Илья Муромец. Этот памятник был установлен в 1999 году, но уже стал одним из символов города.
Автор памятника Илье Муромцу — известный своими патриотическими взглядами скульптор В. М. Клыков. Он создал такие шедевры, как памятник Александру Невскому в г. Курске, памятник маршалу Жукову в Москве на Манежной площади и звонница мемориала «Прохоровское поле» в селе Прохоровка Белгородской области.
Старообрядцам Клыков близок тем, что создал самый известный на сегодняшний день памятник священномученику протопопу Аввакуму. Этот памятник установлен в Большемурашкинском районе Нижегородской области и давно стал местом паломничества старообрядцев. Каждый год к памятнику идет крестный ход.
Однако вернемся в Муром к памятнику Илье Муромцу. В фигуре русского богатыря скульптор воплотил образ воина-монаха. Илья Муромец одет в кольчугу, из-под которой видна монашеская ряса, а его голову защищает традиционный русский шлем. Левой рукой богатырь прижимает к груди православный крест, а правой рукой возносит меч над головой в назидание врагам. Взгляд Ильи Муромца обращен в сторону реки Оки, туда, где в древности проходила граница русских земель. Высота памятника от меча до цилиндрического постамента — 21 метр (!). У постамента установлены грифоны — символы мощи, победы. Левой лапой мифические птицы опираются на щиты.
Глядя на эту скульптуру, чувствуешь защиту преподобного — Илья Муромец защищает муромчан и весь русский народ; неспроста это, прежде всего, памятник воинской доблести русских и торжеству Православной веры. Тут же вспоминается: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».
Здесь был Иван Грозный
Набережная реки Оки благодатно обустроена: и красивые фонарные столбики, и уютные лавочки, и асфальт. Все это является примером для многих городов, а в частности для Твери, которая по чистоте и внутренней устроенности, увы, представляет тихий ужас.
В историческом центре Мурома на высоком берегу Оки возвышается церковь Николы Набережного. Ее золотые купола видны не только со стороны реки, но и из городского Окского сада. Также Николо-Набережную церковь называют храмом Николы Мокрого или Николы на Водах.
Строительство первой деревянной церкви во имя святителя Николы Чудотворца приписывают царю Ивану IV, который побывал в Муроме накануне похода на Казань. В середине XVI века напротив храма Николы Мокрого стоял государев двор. Как «строение государево», Николо-Набережная церковь пользовалась высочайшими милостями. Так, известно, что царь Михаил Фёдорович (1596–1645 гг.) пожаловал ей рыболовные и бортнические угодья, богатые медом и пчелиным воском. Сгорел ли деревянный Никольский храм или пришел в ветхость, неизвестно. В 1710-х годах московский священник Дмитрий Христофоров начал возводить каменный храм в память о своем отце, служившем в Николо-Набережной церкви. Храм был благополучно возведен, часть икон иконостаса выполнил известный муромский иконописец А. И. Казанцев.
До революции в церкви находилась древняя икона Николы Чудотворца, датируемая XIV веком. Сегодня этот чудотворный образ хранится в Муромском историко-художественном музее.
Одно из самых старых и легендарных храмовых сооружений города — это церковь во имя святых Козмы и Дамиана. Легенда гласит, что сей шатровый храм был возведен на месте того шатра, в котором стоял в Муроме царь Иван Грозный, когда шел с войском брать Казань и остановился в городе, чтобы поклониться муромским святым и просить их покровительства. После взятия Казани царем Иваном IV в Муром были присланы каменщики, которые и возвели церковь близ берега Оки.
Увы, настоящий облик храма уже не таков, каким был изначально. Не совсем удачное расположение способствовало в 1868 году его разрушению. От смещения грунта на берегу реки шатровый верх церкви рухнул. Сохранившиеся иконы и утварь были перенесены в ближайшую Смоленскую церковь.
Шатер был восстановлен, правда, выглядит он гораздо скромнее предыдущего. Храмовая древняя икона святых Козмы и Дамиана сейчас хранится в музее Мурома.
И это не все красоты славного града Мурома, ибо каждый домик, каждое строение в провинциальной России со временем становится исторически значимым. А потому любого человека, внимательного к истории своей страны, ждет много таких свидетельств уходящей вдаль старины.
О жизни И. С. Куликова и старообрядцах: мать Ивана Семеновича Александра Семеновна была старообрядкой. Его знаменитая работа 1905 года Мечтательница изначально называлась Христова невеста.
Пожалуйста, извините. У меня замечание: Благовещенский мужской монастырь расположен на ул. Красноармейская, но не номер 16. Вернее всего, 1Б. С сайта на сайт идет эта опечатка. Достаточно взгляпуть на карту.
Да, с адресом странно выходит, разные источники указывают разные адреса: 1 Б, 16, 17 А….