Кладбище снесенных зданий появилось некоторое время назад в Екатеринбурге. Оригинальный арт-объект привлекает внимание не просто с культурной, но и с исторической точки зрения, а также заставляет всякого проходящего «зрить в корень». Правда, поначалу он был размещен в самом центре, у Свердловской Областной библиотеки имени Белинского, на гостевом маршруте, однако после настояния муниципальных властей его переместили в тихий парк близ усадьбы Харитонова-Расторгуева, где в далеком прошлом жили именитые местные купцы, в том числе и старообрядцы.
Но речь сегодня не о нем, хотя, бесспорно, оно обращает на себя внимание, ведь десятки, если не сотни исторических зданий в центре уральского мегаполиса были уничтожены за последние два десятка лет. Все ради наживы — расположенные на заманчивых для застройщиков улицах они мозолят им глаз и самим фактом своего существования словно намекают, что карман можно набить и потуже, если снести те дома, домишки или усадьбы, в которых даже воздух пропитан благословенной стариной.
Памятники архитектуры и культуры XIX века и куда более ранние уничтожаются по привычному сценарию, под покровом ночи. Однажды утром общественность вдруг привычно узнает об исчезновении очередного объекта культурного наследия — разломанном, изуродованном, наполовину снесенном, вздыхает, возмущается, правоохранители возбуждают уголовные дела, новость становится главной в местных СМИ, городские или областные власти вмешиваются, что-то комментируют, грозят кому-то карой, но проходит день, другой, третий, шумиха утихает и все возвращается на круги своя.
Чтобы как-то воспрепятствовать этому, в городе создаются различные общественные движения, цель которых — не дать стереть с лица земли некогда прекрасный в своей старине Екатеринбург, успевший по прихоти власть предержащих побывать коммунистическим Свердловском. И что-то им удается — как это ни странно, работяг на бульдозерах или кранах ловят практически за руку и среди ночи, но выйти на заказчиков традиционно не удается.
В декабре в один из приемных дней к мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману, который, как известно, был избран в сентябре 2013 года на высокий пост, а до этого занимавшийся борьбой с наркоманией и коллекционированием икон невьянского старообрядческого письма, пришли люди с искренней просьбой, о которой при прежнем руководстве города услышать бы явно не пришлось. Переживают они о важном и значимом для большинства жителей городов, имеющих собственную историю.
Евгений Вадимович рассказывает так:
— Пришли хорошие люди, среди них известные историки, архитекторы, общественники. С хорошими идеями. Принесли документы. Предлагают территорию от Царского моста на улице Декабристов, усадьбу Казанцевых и всю улицу Чапаева — бывшую Архиерейскую — объявить одной большой достопримечательностью Екатеринбурга. А это действительно замечательная улица! Там жили могучие старообрядцы-первогильдейцы. А у самого моста была усадьба знаменитого Нурова, который был известен в городе спокойной, умной и мощной благотворительностью. Вообще этот человек вызывает уважение. Когда-нибудь расскажу. Серьезный проект, сегодня уже показал его сити-менеджеру Александру Якобу. Мы все здесь родились и выросли, и для нас это понятно.
Ройзман знает, о чем говорит. Квартал улиц (не будем цепляться к современному их названию) Куйбышева, Розы Люксембург, Декабристов и Чапаева пока еще и впрямь представляет собой вид того старого города, вроде какого-нибудь Покровского бульвара в столице. Вроде и современность берет тут свое, но славное и банально «красивое» прошлое еще хорошо просматривается здесь: старые дома, неширокие улицы, кажется, что и скорость жизни здесь совсем другая — прохожие будто и идут тише, спокойнее, правда, потоки машин традиционно возвращают в стремительную реальность.
Вот он, вид на «ту самую» улицу Чапаева в Екатеринбурге, которую жители предлагают объявить местной достопримечательностью и, значит, навсегда обезопасить ее от посягательств застройщиков. Двух, редко — трехэтажные дома, занятые фирмами-арендаторами, которые по закону обязаны содержать помещения в порядке и не допускать их уничтожения. Здесь действительно раньше жили старообрядцы — кажется, без особого притеснения. Не зря же многие из них избирались в городскую думу, становились главами города, занимались меценатством и всем своим поведением и образом жизни старались прославить Екатеринбург. А еще эти места помнят декабристов — именно здесь вели их в далекую Сибирь и брусчатка, плиты, ограждающие мост от Исети, помнят, вероятно, и вздохи их, и кандальный звон, и плач жен, понуро плетущихся за мужьями на каторгу — в сторону современных Кургана, Тюмени и дальше на восток…
Пока сложно сказать, чем закончится инициатива неравнодушных горожан, «дерзнувших» обратиться к новому мэру с мудрой, правильной и достойной просьбой, которая, даже если и останется таковой и никогда не будет воплощена в указе, постановлении или целом законе, станет знаковой для потомков, чьи предки — наши современники — постарались сделать все для сбережения частицы города от поругания бизнесменов. Кстати, сам факт заявления мэра Евгения Ройзмана об этом во всеуслышание и манера рассказа о ситуации вполне внятно говорят о том, на чьей он стороне. Значит, есть все же ничтожный шанс, что ситуация сдвинется с мертвой точки и усадьбы останутся на своих местах, а не падут под натиском современных торговых центров и элитных жилищных комплексов. Впрочем, поживем — увидим.
Фото автора
Комментариев пока нет