В последние годы стало очевидным, что Россия серьезно отстает в строительстве гражданских самолетов. Российские авиакомпании давно перешли на американские Боинги и европейские Аэробусы. После введения западных санкций эту проблему приходится решать в экстренном порядке. Злые языки уверяют, что Россия всегда отставала от мирового прогресса в авиастроении. Однако это неправда. Вопреки рассказам советских историков об отсталости дореволюционной России, до 1917 года Российская империя обладала одним из самых крупных авиапарков в Европе. Он стал создаваться всего лишь за 10-15 лет до известных революционных событий. Огромную роль в этом сыграли русские инженеры и изобретатели. Публикуем подборку русских разработок в этой сфере и имена ярких пионеров русского самолетостроения.
Князь Александр Сергеевич Кудашев (1872-1917) считается одним из главных пионеров российского авиастроения. После окончания в 1895 году Петербургского Института Корпуса инженеров путей сообщения работал на строительстве железных дорог. В начале XX века увлекся авиацией. В 1909 году он вступил в Киевское общество воздухоплавания. До этого, за несколько лет увлеченной работы, сумел приобрести основательные знания в новой для себя области, а также получил практический опыт для того, чтобы спроектировать собственный самолет. В феврале 1910 года, находясь во Франции на авиационной неделе в Реймсе, Кудашев впервые поднялся в воздух на самолете. Вернувшись в Россию, в Киев, он решает на собственные средства построить первый в России аэроплан. Ему удалось построить несколько самолетов собственной конструкции. Дальнейшая история изобретателя неясна. По одной из версий, он уезжает во Францию, чтобы заниматься преподавательской деятельностью. По другой версии, после начала Первой мировой войны, князь возвращается в Россию и идет на фронт добровольцем, погибая в 1917 году. Так это было или нет — сказать трудно. Но вот его внук, спустя почти 3 десятка лет, поступил именно таким образом. В 1941 году он приехал в СССР из Франции, окончил артиллерийские курсы и погиб в боях под Москвой осенью того же года. К сожалению, точная дата смерти А. С. Кудашева и место захоронения остаются неизвестными.
Там же, в Киевском обществе воздухоплавания, в эти годы выдвигается выдающийся русский изобретатель Игорь Иванович Сикорский (1889-1972). Его летательные аппараты ни в чем не уступали зарубежным, а часто даже превосходили их в техническом плане.
В 1912 году в должности главного конструктора авиационного отдела Руссо-Балтийского вагонного завода Игорь Сикорский приступает к разработке тяжелого аэроплана для проведения воздушной разведки. Так появился первый в мире четырехмоторный биплан «Русский витязь».
Успех и опыт, полученные в процессе постройки «Русского витязя», позволили Сикорскому спроектировать уже серийный четырехмоторный аппарат для нужд армии и пассажирских перевозок. Так, в 1913 году появился наш герой — величественный «Илья Муромец». Новый самолет стал передовым техническим достижением своего времени — первый многомоторный бомбардировщик в мире, первый в мире специализированный пассажирский самолет, гидроплан на базе «Ильи Муромца» оставался крупнейшим до 1917 года. Первый полет гигант Сикорского совершил 23 декабря 1913 года.
Организованный в Санкт-Петербурге осенью 1909 года завод Первого Российского товарищества воздухоплавания (основателем общества стал увлекшийся авиацией петербургский юрист С. С. Щетинин) начал свою деятельность с постройки самолетов под названием «Россия». Их выпуск начался в феврале 1910 года. Руководил их постройкой инженер Николай Васильевич Ребиков.
Биплан «Россия-А» по своей схеме напоминал гибрид французских самолетов «Фарман-III» и «Соммер», но в гораздо лучшем конструктивном исполнении и с рядом существенных отличий. Обтяжка крыльев и оперения была сделана двусторонней, благодаря чему профиль был выдержан в полной мере. Выполнен был самолет очень чисто, без перетяжеления.
Самолет «Россия-Б» представлял собой моноплан, схожий с самолетом «Блерио-XI». На самолете был установлен двигатель «Anzani» мощностью 25 л.с. Построено было 5 экземпляров. Первый полет совершен 12 августа 1910 года. Испытывал самолет летчик К. К. Арцеулов, летали летчики Г. В. Алехнович и В. А. Лебедев.
Этот экспериментальный самолет инженера Ребикова был создан на средства М. К. Ушкова — московского мецената, который финансировал постройку самолета, начатую по инициативе его друга, инженера Григория Герасимовича Чечета. Постройка производилась в 1911 году в частной мастерской в Санкт-Петербурге. С 25 марта по 8 апреля 1912 года самолет экспонировался в Москве на 2-й Воздухоплавательной выставке, потом испытывался на Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге. Размах крыльев моноплана — 12,5 м, длина — 10,25 м, общая несущая поверхность — 30 кв. м, вес с мотором — 480 кг, мотор «Аргус» — 100 лошадиных сил.
Одним из русских изобретателей, посвятивших свою жизнь воздухоплаванию, был русский и советский конструктор Яков Гаккель. Этому выдающемуся инженеру, конструктору и изобретателю удавалось работать в самых разных областях науки и техники. Яков Гаккель участвовал в проектировании и строительстве электрического петербургского трамвая, сконструировал паровой трактор.
Главное в его профессиональной судьбе — создание одного из первых поднявшихся в воздух российских аэропланов. Вот, что писала в номере за 8 июня 1910 года газета «Новое время»: «В воскресенье, 6 июня, в 4 часа утра на Гатчинском военном поле авиатором В. Ф. Булгаковым совершен первый полет на русском аэроплане инженера-электрика Я. М. Гаккеля. Аэроплан является новым оригинальным типом, построен исключительно русскими рабочими из местных русских материалов на Коломяжском ипподроме». Полет на Гатчинском военном поле проходил в присутствии руководителей Всероссийского императорского аэроклуба. Увиденное произвело на них сильное впечатление. Яков Гаккель получил государственную субсидию на дальнейшие разработки.
Еще одним конструктором, вложившим в копилку русской авиации множество ноу-хау, изобретений и усовершенствований, был О. С. Костович (1851-1916). «Я славянин, и за мать всех славян — Россию — готов отдать жизнь!» — так 26-летний серб Костович ответил согласием на просьбу представителя русской армии остаться капитаном парохода «Ада», который приобрело русское морское ведомство для обеспечения переправы войск через Дунай.
В октябре 1878 года он подал прошение императору Александру II о получении российского гражданства и использовании своих изобретений в России и вскоре переселился в Россию. Здесь он впервые пробует свои силы в качестве одного из создателей истории воздухоплавания и первым подает мысль об учреждении Русского общества воздухоплавания. В 1879 году Огнеслав Степанович Костович приступил к разработке двигателя внутреннего сгорания с циклом Отто и применением жидкого легкого топлива.
В 1880 году он изготовил уменьшенную модель двигателя с двумя цилиндрами. Успешные испытания дали уверенность в возможности создания более мощного мотора для дирижабля и для подводной лодки, проект которой он вторично представил Морскому ведомству в том же году, а в начале следующего года установил двухцилиндровый двигатель на катер собственной конструкции. Проба новинки позволила сконструировать комбинацию из четырех таких моторов.
В 1882 году Русскому воздухоплавательному обществу Костович представил проект дирижабля «Россия» — на тот момент наиболее законченный и проработанный в русской истории воздухоплавания.
31 октября 1911 года он получил «Привилегию» на две схемы самолетов: сухопутного триплана и аэрогидроплана, имевших ряд общих частей. Всего на счету конструктора огромное множество изобретений, часть из которых была запатентована и известна, а часть разработок, связанных с военными нуждами, так и не была предана публичности.
Таким образом, в этот период Россию никак нельзя назвать отставшим в авиастроении государством. Наработки русских инженеров послужили основой для всего мирового самолето- и вертолетостроения.
Автор: Д. Кошкин
Комментариев пока нет