От редакции:
В 1549 году бароном Сигизмундом фон Герберштейном — австрийским дипломатом, находившимся долгое время в Великом княжестве Московском, была написана книга «Записки о Московии» (лат. Rerum Moscoviticarum Commentarii). Приводим отрывок этого замечательного труда — канонические «Ответы» киевского митрополита Иоанна II Продрома (1080–1089) черноризцу Иакову, находящиеся при разных бумажных и харатейных списках Кормчей книги, а также отдельные статьи «Вопрошания» Кирика, иеромонаха и доместика новгородского Антониева монастыря, и ответов новгородского епископа Нифонта (1129–1156). Это сборник правил на разные церковные случаи: касательно дел веры, священнодействия; духовенства, его прав, обязанностей и образа жизни; отношения православных к латинянам и еретикам; дел брачных, семейных, домашних.
Использован перевод с латинского базельского издания 1556 года И. Анонимова, 1866 год.
***
Следуют правила некоего Иоанна митрополита, называемого пророком, которые я пожелал привести здесь хоть вкратце, ибо смог достать их лишь на короткое время [1].
Мальчики в случае необходимости могут быть окрещены без священника. Животных и птиц, растерзанных птицами и зверями, не подобает есть; если же кто будет их есть, или будет служить на опресноках, или в четыредесятницу будет употреблять в пищу мясо или пить кровь животных, те подлежат исправлению.
Удавленных птиц и животных есть не подобает.
Русским не возбранено в случае нужды есть с латинянами (Romani, Romische), но отнюдь не подобает слушать вместе с ними службу.
Русским подобает обращать к истинной вере всех латинян, крещенных неправильно, потому что они не были погружены в воду целиком; в случае же обращения их не подобает тотчас давать им причастие, так же как и татарам и другим, отвратившимся от своей веры.
Старые образа и доски, на которых происходит освящение даров, сжигать нельзя, но надо зарывать их в саду или в каком-нибудь другом честном месте, дабы не подвергать их поношению и бесчестью.
Если ты строишь дом на священном месте, то место, где был алтарь, должно остаться пустым.
Супруга, вступившего в монастырь, можно посвящать в священство, если его жена выйдет за другого.
Дочь государя не следует выдавать за причащающегося от опресноков и вкушающего нечистое.
Священники в зимнее время могут носить платье из шкур животных, которых они употребили в пищу.
Не бывшие у исповеди и не возвращающие чужого имущества не должны допускаться к причастию.
Священникам и монахам нельзя присутствовать на свадьбах во время плясок.
Священник, сознательно обвенчавший кого-нибудь, вступающего в третий брак, должен быть лишен сана.
Мать, желающая окрестить детей, не могущих соблюдать поста, должна поститься за них.
Если муж, оставив первую жену, возьмет другую, или если жена выйдет за другого, то их нельзя допускать к причастию до тех пор, пока не вернутся к браку.
Никого не подобает продавать иноверцу.
Кто ел с латинянами, зная об этом, должен быть очищен очистительными молитвами.
Жена священника, плененная неверными, выкупается и снова принимается в супружество, потому что претерпела насилие.
Купцы и путники, ходящие в латинские страны, не лишаются причастия, но допускаются к нему после примирения с церковью через покаянные молитвы.
В монастыре нельзя устраивать пиршеств с присутствием женщин. Брак следует совершать только всенародно в церквах.
Следуют вопросы некоего Кирилла к епископу новгородскому Нифонту [2].
Ответ. Пусть кается и постится сорок дней. Если это случится не от пресыщения, а от дурноты, то двадцать дней; если же от другой ничтожной причины, то менее. Священник, совершивший что-нибудь подобное, должен сорок дней воздерживаться от богослужения и поститься; если же это случилось от другой какой ничтожной причины, то он постится неделю, воздерживаясь от меда, мяса и молока. Если же изблюет на третий или четвертый день после причащения, то должен подвергнуться покаянию. Если же кто-либо изблюет святые тайны, то должен каяться сто двадцать дней; если же изблюет по болезни, то три дня; изблеванное же следует выжечь огнем и прочесть сто псалмов; если же собака пожрет изблеванное, то должен поститься сто дней.
Ответ. Они должны быть очищены очистительными молитвами.
Ответ. Должно уплатить одну гривну (griffna, Grifn) за пять обеден с курениями, хлебами и вареной пшеницей, которая именуется кутьей (kuthia). Но вино священник должен иметь собственное.
Ответ. Это правильно, ибо он пребывал в чине ангельском.
Ответ. Пусть ходит в нашу церковь семь дней; пусть ему наречется новое имя, читаются набожно каждый день в его присутствии четыре молитвы, затем омоется в бане, семь дней воздерживается от мяса и молочного, а на восьмой день, вымывшись, придет в церковь. Над ним должны быть прочитаны четыре обычных молитвы, его облекают в чистое одеяние, на голову ему возлагают венец (corona) или венок (sertum), он помазуется миром, а в руки ему дается восковая свеча; в продолжение обедни его причащают и затем он считается за нового христианина.
Ответ. В день воскресенья, так как это день праздничный, человек должен идти в церковь, но, если того потребует нужда человеческая, можно резать.
Ответ. Они должны храниться в чистом сосуде. Давая их больному, священник должен влить немного вина.
Ответ. Достаточно и одного вина.
Ответ. Причастие должно только коснуться их уст.
Ответ. Нет, ибо в Греции такого обычая не соблюдается, разве только если нельзя найти другого священника.
Ответ. Монахи не должны есть рыбы, миряне же, лобызавшие в этот день святой крест, могут есть мясо, если только это не приходится на пятницу или среду.
Ответ. Пусть прежде омоет ту часть, что находится под пупом, и тогда входит в церковь. Он может читать евангелие, но приближаться к алтарю или служить запрещается. Но если священник пожелает служить в воскресенье и во вторник, то он может спать с женой в понедельник, и так далее.
Ответ. Да, но только если он весь Великий пост не сходился с чужой женой или со скотом.
Ответ. В храме во время службы или пения вечерних молитв.
Ответ. В воскресные и субботние дни — рыбу, а в остальные — икру (Ikhri), т. е. (на их языке) рыбьи внутренности. В Великую неделю монахам подобает вкушать мед и пить квас (Kvas), т. е. (на их языке) кислую воду.
Ответ. За души усопших — две, а за здравие живущего — три.
Ответ. Взять три части вареной пшеницы, а четвертую — гороха (de pisis, Arbassen), бобов (de fabis, Panen) и сочевицы (de cicere, Zisern), также вареных, приправить медом и сахаром, прибавить также и других плодов, если они есть. Кутью эту по окончании похорон следует вкушать в церкви.
Ответ. Если они предварительно будут поститься сорок дней и над ними будут прочитаны очистительные молитвы; если же это будет славянин, то должен поститься только восемь дней. При крещении ребенка священнику надлежит тщательно подвязывать рукава, чтобы при погружении ребенка на его платье не осталось чего-либо от воды крещения. Женщина также не должна входить в церковь в течение сорока дней после родов.
Ответ. Нельзя причащать, пока она не омоется.
Ответ. В то место, где родила женщина, никому нельзя входить до трех дней. Ибо как другие нечистые сосуды следует старательно мыть, так и это жилище должно быть прежде очищено молитвами.
Ответ. Когда солнце уже закатилось, погребать никого нельзя, ибо это венец мертвых (corona mortuorum; der todten Cron) — видеть солнце перед погребением. Весьма велика заслуга того, кто погребает кости умерших и старые образа.
Ответ. Если только он в четыредесятницу не спал с женой. Равным образом, если кто в день Пасхи коснется зубами яйца или у кого будут кровоточить десны, тот должен в этот день воздержаться от причастия.
Ответ. Можно. Однако, если жена зачнет ребенка порочного нрава, то родители должны подвергаться покаянию в пятницу, субботу и воскресенье. Если же родители окажутся знатными и именитыми людьми, пусть заплатят несколько гривен священнику, чтобы он молился за них.
Ответ. Нельзя.
Ответ. Нельзя, так как оно смешано с кровью, а спустя два дня — можно.
Ответ. Если священник, пылая во время поста страстью к женщине, всунет ей в рот язык, если, воспламенившись похотью, он прольет детородное семя, то должен воздерживаться от богослужения целый год. Если же он совершит что-либо подобное до священства, то его не следует ставить священником. Если же в подобном прегрешении и позоре признается мирянин, то в этот год он не должен причащаться.
Ответ. Редко зачинают после первого соития; если же он сойдется с ней десять раз, то его посвящать нельзя. Кроме того, если кто растлит девушку или при первом соитии со своей женой заметит, что она лишена невинности, то также недостоин быть священником.
Ответ. Его следует навсегда лишить причастия, которое можно даровать ему только на смертном одре.
Ответ. Можно.
Ответ. Не может, так же как брат брату.
Ответ. Не может.
Ответ. Лишь бы она была унесена с того места, где родила, и была вымыта.
Ответ. Разве, приступая к жене, ты не снимаешь креста с шеи? Равным образом, нельзя совокупляться и в комнате с образами, если они не будут хорошо заперты и закрыты.
Ответ. Что лучше, спать или молиться?
Ответ. Может.
Ответ. Желающий вступить в брак должен воздерживаться от других женщин сорок или по меньшей мере восемь дней.
Ответ. Женщина, выкинувшая в пьяном виде, а не от какой-либо случайности, должна принести покаяние. Точно так же, если женщина даст своему мужу выпить той воды, которой она мылась, чтобы он любил ее, должна поститься шесть недель.
Ответ. Все могут употреблять это в пищу, кроме самого развратника.
Ответ. Женщины, прибегающие, для того чтобы зачать, к советам и зельям старух, вместо того чтобы обратиться к священнику, дабы те помогли им своими молитвами, должны каяться шесть недель и заплатить священнику три гривны. Если же пьяный ударит беременную женщину, так что она выкинет, то он должен каяться полгода. И повивальным бабкам вход в храм должен быть возбранен в течение восьми дней, пока они не очистятся молитвами.
[1] Герберштейн цитирует древнерусский перевод канонических «Ответов» киевского митрополита Иоанна II Продрома (1080–1089) черноризцу Иакову (публ.: РИБ.— Т. VI. — Стб. 1—20; греческий оригинал: РИБ. — Т. VI. — Стб. 323–346; о памятнике см.: Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений. X–XI в. — Спб., 1906. — С. 211–225).
[2] Герберштейн приводит перевод отдельных статей «Вопрошания» Кирика, иеромонаха и доместика новгородского Антониева монастыря, священников Саввы и Ильи и ответов новгородского епископа Нифонта (1129–1156), причем перевод осуществлен Герберштейном по так называемой обычной редакции «Вопрошания» (Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. — М., 1912. — С. 258. — Примеч. 1; публ.: РИБ. — Т. VI. — Стб. 21–62). О памятнике см.: Смирнов С. И. Материалы… — С. 257–281; Он же. Древнерусский духовник. — М., 1913. — С. 104–132.
Это он ТАК видел русское православие, или оно таким БЫЛО?
мы не знаем уровень знания и понимания славянского языка бароном СфГ, паче добавил искажений обратный его перевод. если сохранились первоисточники, зачем "вражьи" изложения руских православных обычаев? либо следовало указывать по ходу на отклонения творчества барона от подлинников.