Чем отличался досуг мужчины и женщины на Руси? Какие забавы и увеселения были приняты у наших предков? Были ли на Руси маскарады и азартные игры и что представляли собой карусели? Об этом читайте в описании историка и географа Г. П. Успенского из книги «Опыт повествования о древностях Российских».
***
Старые писатели заметили, что тогдашние россияне гораздо меньше, нежели другие европейские народы, как то: немцы, французы и англичане любили телесные упражнения и забавы, и что, следовательно, в этом случае были они подобны больше азиатцам, нежели европейцам. В древности наш простолюдин, с этой стороны, наслаждался большими удовольствиями, нежели люди высокогo достоинства, равно как мужчины большими в сравнении с женским полом. Дальним предкам нашим не были известны основанные на правилах ни танцеванье, ни верховая езда, ни фехтованье, ни состоящие из обоего пола общества и беседы, равно как и самые проходки или прогулки. Они искусны были ездить верхом и стрелять из лука, но этому никогда не обучались по правилам. Поскольку они и приятелей своих посещали не иначе, как приезжая к ним на конях, то ходить пешком у них, как и у всех восточных народов, считалось как бы постыдным; а потому удивлялись и смеялись они иностранцам, когда те или для препровождения времени, или для поправления своего здоровья, прохаживались. Обыкновение не позволять женам и дочерям быть вместе со сторонними мужчинами было причиной того, что предки наши не могли тогда иметь обществ, которые бы состояли из людей обоего пола, ни танцев, ни балов. Знатные люди никогда не танцевали. Самые простолюдины плясали весьма редко и то почти только на свадьбах; но эта свадебная пляска их была не иное что, как любострастные изображения того, что происходило, или уже случилось на брачном ложе, что в малых городах и селениях еще и ныне отчасти продолжается.
Какие увеселения знали на Руси?
Самым благороднейшим увеселением не только простых дворян и бояр, но даже и наших Государей в древности была звериная и птичья охота, и первая особливо, как можно заключать из Духовной великого князя Владимира Мономаха, составляла главное или даже единственное упражнение наших князей и бояр, то есть в такое время, когда они были свободны от войны, так, что искуснейший в ней признавался за удальца и приобретал от своих сверстников похвалу и отличное уважение. Звериная ловля в то время приносила юношеству, готовившемуся к войне и обучавшемуся ратоборным подвигам, великую пользу; так как такого рода звериная ловля, какую описал в Духовной своей Владимир, есть не иное что; как образ войны, заставляющая переносить голод, жажду, зной и холод, подвергающая необходимо многим трудам, а часто и опасностям, не меньшим, как и война.
Также любимую забаву наших предков составляла шахматная игра, о которой того времени иностранцы говорят, что весь народ, или по крайней мере в лучших городах мужчины от самого знатнейшего вельможи до последнего поденщика, от украшенного сединами старца до мальчика, все без исключения, особливо в столице, занимались ею. Даже самые Государи наши в этой игре находили особенное для себя удовольствие, как то можно видеть из истории царя Иоанна Васильевича. Употребление ее у наших предков должно быть весьма древнее, и она по всей вероятности заимствована ими от персов или индейцев.
К числу самых, можно сказать, обыкновенных забав в древности, а особливо между простым народом, принадлежали борьба и кулачный бой, из коих последний составлял род забавы военной, приучая молодых людей к неустрашимости против неприятелей. О нем в древних летописцах наших упоминается в самом начале XIII века, при случае войны великого князя Киевского Мстислава III. вместе с союзниками его против великого князя Юрия Всеволодовича. Здесь, когда Мстислав и Владимир князь Псковский поощряли своих новгородцев и смолян к храброму сопротивлению неприятелю, предоставляя им на выбор, на конях или пеши хотят они сражаться, то новгородцы отвечали с бодростью: «Мы не хотим на конях, но по примеру предков наших пеши и на кулаках биться, а в древних летописях сказано: на кулачек и пеши. Из этого видно, что кулачный бой употребителен был и в самых сражениях с неприятелями; по времени составил одну только забаву простого народа.
Современный великому князю Василию Иоанновичу писатель барон Герберштейн эту забаву наших предков описывает следующим образом: в праздничные дни мальчики и взрослые люди собираются в такие места или за город, где их могли бы многие видеть. Свист служит знаком, чтобы бойцы собрались в кучи. Как скоро толпы эти станут одна против другой, то немедленно начинается кулачный бой. В короткое время он делается столь ужасным, что бьющиеся, кроме рук, употребляют ноги и колена, стараясь поразить своего противника в брюхо, грудь, лицо и даже самые детородные части. Кто более других простоит на месте побоища, больше сразит противников и сам перенесет большее число ударов, тот заслуживает от всех и большее уважение. Нередко случается, говорит он, что некоторые из таковых бойцов лишаются на месте самой жизни». Эти беспорядки были причиною, что многими указами, как то Ноября 2-го 1684, Марта 19-гo 1686 годов[1] и потом другими кулачные бои запрещены; нередко, однако же, а особливо на сырной неделе и в другие праздничные дни, в малых городах и деревнях бывают оные и ныне.
Кроме сих к древним забавам Русских принадлежат известные и ныне: качели, кости или зерн, жмурки, свайка, бабки, карты и премногие другие.
Качели, которые у нас есть разных видов, как то: вислые, горизонтальные и круглые, употребительны были в России еще до времен великого князя Владимира I. и назывались колыски, на которых люди забавлялись во дни Святых Апостол Петра и Пала в Св. Иоанна Крестителя. О древности их Георгий в описании Санкт-Петербурга между прочим говорит: все эти роды качелей весьма употребительны также в Персии и других восточных странах, и может быть оттуда употребление их заняли и наши предки.
Азартные игры на Руси
Кости и зерн — род азартной игры, бывшей в великом употреблении у греков и римлян. К нам принесена она, как весьма вероятно, иностранцами, но когда именно — определить трудно. По времени игра эта сделалась для многих столь разорительною, что царь Алексей Михайлович принужден был строжайше запретить оную, как то видно из Уложенья его гл. 21. ст. 15. Что касается до жмурок, свайки и бабок, то они, по всей вероятности, заимствованы от греков, и первые суть тоже, что у них была игра chytrinda называемая; свайку же и бабки сочинитель книги, dissertations sur les antiquites de Russie, почитает за Греческую имиллу, а последние за их астрагалы.
Карты, изобретенные, по мнению одних, в Италии, а по уверению других — во Франции в XIV столетии по Рождестве Христовом, к нам принесены также иностранцами, приезжавшими как в службу, так и для торговли и других промыслов в последней половине XVI или в начале XVII века. Царь Алексей Михайлович, по силе 15 статьи 21 главы Уложенья, игру в карты запретил. Петр I карточною игрою сам никогда не занимался, и при Дворе его была она весьма мало употребительна. В армии и во флоте, хотя не была совсем запрещена, однако же и не дозволялось проигрывать больше рубля.
Пение и музыка
Немаловажную забаву для древних россиян обоего пола составляло пение, как светских песен, как то: свадебных, хороводных, святочных, плясовых и пр., так и церковных стихов, которые пели как мужчины, так и женщины. Вкус и правильность в пении предков наших начал образовываться с самого введения Христианской веры. Ибо по свидетельству епископа Новгородского Иоакима, прибывший в Киев из Константинополя первый Российский Митрополит Михаил, в числе многих духовных особ, привез с собою и демественников, то есть певчих из славян. В царствование Ярослава I в 1053 году, прибывший также из Царьграда Митрополит Георгий, привез с собою трех человек певчих с их семействами, которые учили в России петь на восемь голосов, отличая церковное пение от мирских песен, употребляемых к увеселению. Вскоре потом существовали уже у нас и заведения, в которых искусству этому обучался даже и женский пол, как то видно из истории княжны Анны, дочери великого князя Всеволода I; а потому и весьма вероятно известие одного иностранного писателя, что в XVII столетии главнейшее увеселение женского пола состояло в пении тем паче, что пол сей, по тогдашнему обыкновению, оставался наиболее дома, не могши участвовать в таких собраниях, где находились мужчины. Немаловажную также забаву сего пола, а особливо среднего и низкого званий, составляло и скакать на досках, как описывает Олеарий и другие.
Поскольку же с самого введения в Россию Христианской веры не была Церковью нашею принята в употребление при отправлении богослужения инструментальная музыка, то предки наши и не имели к ней не только уважения и привязанности, но даже большой охоты, и долго не знали никаких музыкальных инструментов, кроме, может быть, и то немногих, военных. Когда в 1151 году великий князь Киевский Изяслав I Мстиславич, получив в третий раз Великокняжеский престол при помощи венгров, вошедши в Киев, делал великий пир для венгерских и киевских вельможей, причем играли вeнгepcкиe музыканты, тогда множество киeвлян, приходя, с удивлением смотрели игры и слушали скомонии венгерские. Из этого князь Щербатов заключает, что будто бы россияне не знали тогда никаких даже военных музыкальных инструментов и не имели в них нужды по причине хорошего воинского порядка, хотя из многих мест истории видно обратное тому, как сказано будет в своем месте.
Впоследствии времени находим у предков наших в употреблении известные и доныне в простом народе следующие музыкальные инструменты:
- Гудок, подобный скрипке, — инструмент о трех струнах, на котором играют так же, как и на скрипке, посредством смычка, держа самый инструмент ручкою вверх. Инструмент этот — один из древнейших в России; о нем упоминается в некоторых весьма старинных песнях, сочиненных в честь языческих божеств.[2]
- Волынка — мусикийское орудие, состоящее из кожаного пузыря, надуваемого чрез прикрепленную сверху трубочку; в нижнем же конце привязываются две разной величины и различного отверстия деревянные трубки, чрез которые выходящий воздух составляет басистые голоса, а третья небольшая дудочка с отверстиями, которые, затворяя перстами и отворяя, игрок дает разные напряжения голосам. Она употребительна в некоторых местах России, а особливо между малороссиянами.
Сочинитель хронологического словаря в статье Cornemusc приписывает этому инструменту отдаленнейшую древность; касательно же россиян, многие утверждают, что они заимствовали от финских, или лучше предков их сарматских народов, и что он древностию своею не уступает другим, исстари употребляемым в России инструментам.
- Балалайка — также мусикийское орудие с ладами по большой части о двух струнах. Когда и кем изобретена — неизвестно. Сочинители новейшей французской энциклопедии называют ее русским инструментом; но Российская Академия в своем словаре название балалайка производит от татарского языка; следовательно, должно думать, что балалайка изобретена или самыми россиянами во время татарского владычества, или по крайней мере заимствована от татар. При всем том она равно как гудок и другие почитается в числе древнейших российских музыкальных инструментов.
- Гусли. Этот инструмент употребителен в Poccии с давних времен, и по крайней мере с тех пор, как россияне начали иметь частое обращение с греками, от которых, без сомнения, его и заимствовали.
- Варган — малое железное мусикийское орудие, на котором играют, приложа его к зубам. Он особливо употребителен в Малороссии, куда принесен, по-видимому, из Польши, получившей его из Германии, где, как и в некоторых других Европейских государствах, употребителен он с давних времен. В великой России, ежели не знали его прежде, то по крайней мере известен он был в самом начале XVIII столетия; ибо под 1715 годом в дополнениях к деяниям Петра Великого о нем упоминается.
Kpoме этих музыкальных инструментов, употреблялись также и сегодня между черни известные: свирель, дудка, жилейки, рожок, и некоторые другие, которым сочинитель Dissertations sur les antiquites de Russie приписывает также отдаленную древность; в недостатке же и тех и других место их заступали тазы и сковороды.
Потешные дворцы
Из сего явствует, что забавы предков наших были весьма малочисленны, наиболее же состояли в приятельских собраниях, на которых они, по общему обыкновению тогдашнего времени, занимались дружескими разговорами и попойкою. Им долгое время нe были известны ни балы, ни театры, ни маскарады; ибо у нас даже начало придворных балов должно полагать не прежде, как со времен царствования Лжедимитрия, смертью которого и обыкновение это, опять окончившееся, возобновлено по крайней мере при Дворе в иcxоде XVII столетия, после чего стали давать балы и частные люди.
Театральные представления у нас составляют также заведение недавних времен; ибо комедии, трагедии, правильная музыка, танцы и бaлеты не были известны до царствования Алексея Михайловича. Сей Государь, в числе вызванных им разного звания иностранцев, вызвал также и труппу комедиантов. Из архивных записок видно, что в Преображенском Дворце, а Миллер думает, что в Кремлевском потешном дворце, сделаны были театры, на которых представлялись для одного только Двора комедии, трагедии, музыка, танцы и балеты. Над этими комедиантами и театром директором сделан был боярин Артемон Сергеевич Матвеев, который и сам имел в том по тогдашнему времени довольный вкус, да и дворовые люди его, научась у тех иностранных комедиантов и музыкантов, вместе с ними играли на театре и музыкальных инструментах. Есть несколько сочиненных тогда в Poccии комедий стихами и прозою, как то: Олоферн и Иудиф, Артаксеркс и Аман, блудный сын, Навуходоносор, три отрока и проч. В разрядных записках 1676 года находится следующая: «была комедия в Преображенском; тешили Великого Государя иноземцы, как Алаферна Царица Царю голову отсекла, и на органах играли немцы да люди дворовые боярина Артемона Сергеевича Матвеева. В том же году была другая комедия там же: как Артаксеркс велел повесить Амана, и в органы играли, и на фиолах, и на инструменты, и танцевали. В третие там же тешили Великого Государя на заговенье немцы и люди Артемона Сергеевича на органах и фиолах, и на инструментах, и танцевали, и всякими потехами разными». По этим-то потехам и Дворцы те прозваны были потешными. Впрочем, царь Алексей Михайлович на эти забавы немного тратил времени, говоря пословицею: делу время, а потехе час. Известно также, что Царевна София Алексеевна, в царствование брата ее Федора Алексеевича, сама была в числе действующих лиц, а поэтому вероятно, что и при родителе своем она играла с благородными детьми, и есть ее творения одна трагедия. Во время малолетства Петра I играны были комедии и в Заиконоспаском монастыре, как духовные, так и светские, переведенные с французского на славянский язык, как то: Врач против воли и другие. Петр Великий в 1700 году повелел, чтобы в Москве были публичные театральные представления; в 1756 году учрежден в Санкт-Петербурге Российский театр и Директором его пожалован известный писатель, покойный Сумароков: в 1759 году учрежден Poccийский театр в Москве. Во время царствования Государыни Императрицы Екатерины II театральное искусство в России приведено несравненно в большее совершенство, и кроме Столиц учреждены театры во многих других, а особливо губернских городах.
Маскарады и карусели
Маскарады, то есть собрания нарядившихся в маски особ для танцевания и других увеселений, несмотря на их древность в прочих европейских государствах, у нас долго не были употребительны. Слово маскарад происходит от итальянского Mascarata, a оно заимствовано от арабского москара, что значит шутка. Гранацци был изобретателем маскарадов, на которых представлялись иронические и другие важные деяния. Первым в этом случае предметом послужил ему триумф Павла Эмилия. Гранацци был воспитанник Мишеля Анже и умер в 1543 году. Надевать маски, по старинному названию рожи, почиталось у нас за смертный грех, и маскарады вошли в употребление не прежде, как со времени Государя Императора Петра Великого, при котором, по случаю заключения со Швециею мира в 1721 году, продолжались оные целую неделю сряду.
К числу благородных увеселений, бывающих иногда и в нынешние времена, принадлежат карусели, игры, состоящие в бегании на колесницах или на лошадях верхами. Слово сие происходит от итальянского Carrosello, уменьшительного от Саrrо, означающего колесницу. Тертуллиан изобретение каруселей приписывает Церере, установившей их в честь солнца, которого она, по мнению стихотворцев, была дочь.
В России первый Карусель представлен был в царствование Императрицы Екатерины II Июня 16 дня 1766 года, в присутствии Ее Величества в Санкт-Петербурге, перед Зимним Императорским Дворцом. Он состоял из четырех кадрилей, из которых первая была славянская, вторая римская, третья индейская и четвертая турецкая, и каждой из оных кавалеры и дамы одеты и украшены были весьма великолепно по вкусу тех народов, которых они представляли. В другой раз на том же месте был Карусель Июля 11 дня того же года. Подробное описание этих Каруселей смотри в прибавлениях к Санкт-Петербургским ведомостям 1766 года No. 51. и 58.
[1] О кулачных боях особенно примечателен указ 1726 Июля 21 дня.
[2] О Музыкальных инструментах Олеарий повествует следующее: «нынешний Патриарх запретил все музыкальные инструменты, которые россиянами во время пиршеств их и увеселений были употребляемы. Года четыре или лет пять тому назад приказал он обыскать все частных людей дома, в коих найденные таковые инструменты на пяти больших возах повелел, отвезши за реку Москву, сжечь. Немцам, однако же, употребление их в домах запрещено не было».
Комментариев пока нет