Конклав по избранию нового Папы Римского должен открыться 12 марта. Такое решение приняла Коллегия кардиналов на восьмой сессии Генеральной конгрегации. Беспрецедентный поступок Папы Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера) уже вошел в анналы истории как самая добровольная отставка римского понтифика. Не менее историческими по своему значению должны статьи и выборы нового Папы.
В отличие от первосвятительства Бенедикта XVI, которое стало своеобразным тайм-аутом, временем успокоения и разрешения некоторых застарелых вопросов, накопившихся еще в XX веке, в эпоху правления нового Папы совершенно очевидно произойдет концептуальное переосмысление нынешнего положения Католической Церкви. Не исключено, что грядущий понтификат станет временем появления другой церковной реальности и новых путей в жизни западного христианства на ближайшие 10-20 лет, а может и 50 лет.
«Под ключом»
Термин «конклав» берет свое начало во временах правления папы Григория X (1210 – 1276). Собор кардиналов, избравший Григория на ватиканский престол, длился около трех лет и продемонстрировал, что старая система выборов Папы стала непреодолимым препятствием для нормальной жизни церкви.
Стараясь положить конец бесконечным интригами и противоборству кардиналов, Григорий X опубликовал в 1240 году апостольское постановление «Ubi periculum» («Где опасность»), которое устанавливало единые и жесткие правила избрания Папы. Чтобы сделать кардиналов более сговорчивыми, Григорий приказал проводить все последующие выборы Пап «cum clave» (под ключом), в закрытом снаружи помещении. Кардиналы не имели права на отдельные комнаты.
Только совсем престарелым или больным дозволялось проводить в конклав одного слугу. Еда должна была подаваться через специальное окно. В случае затягивании заседаний уменьшался пищевой рацион его участников. В наиболее жесткой версии конклава уже после трех дней питание выборщиков ограничивался только одним блюдом в день, после пяти дней — только хлебом и водой. Все время, пока проходил конклав, ни один кардинал не мог общаться с внешним миром, получать письма и подношения.
С теми или иным изменениями эта практика дошла до наших дней. На нынешнем конклаве выборщикам все-таки будут предоставлены отдельные комнаты. Кардиналы уже провели жеребьевку комнат в ватиканском Доме святой Марты, где они будут проживать до избрания Папы. Во время конклава у них будет возможность приступить к таинству исповеди. До избрания Папы кардиналам запрещено общаться с представителями прессы.
За время существования конклавов количество их участников постепенно увеличивается. Если в VIII веке в католической церкви было всего 7 кардиналов, то к XIII-XIV векам их становится 30. Папа Сикст в 1586 году увеличивает их число до 70. На тот момент 6 кардиналов представляли епископов, 50 – пресвитеров и 14 кардиналов – диаконов.
На своей последней пресс-конференции ныне занимающий пост директора Зала Печати Ватикана о. Федерико Ломбарди рассказал, что в нынешних выборах участвует 115 выборщиков из 207 ныне живущих кардиналов. По меньшей мере, четыре кардинала представляют монашеские ордена. Коллегия Кардиналов приняла два отказа от участия в конклаве: архиепископа Джакарты Рияди Дармаатмаджи и шотландского кардинала Кита Майкла О’Брайена. Первый кардинал отказался по состоянию здоровья, второй — по личным обстоятельствам, в соответствии с апостольской конституцией Universi Dominici Gregis и изменениями, недавно внесенными Папой Бенедиктом ХVI.
Между «черным» и «красным» папой
Предсказание имени будущего папы является делом крайне неблагодарным. История Ватикана переполнена случаями, когда явные фавориты на папский престол оказывались не у дел, а главой католической церкви становился малоизвестный, а иногда случайный персонаж. Тем не менее, каждый раз перед выборами очередного понтифика ватиканисты и пресса с большим интересом обсуждают имеющиеся кандидатуры вероятного Папы.
Несмотря на значительный шум вокруг фигуры так называемого «черного папы», весьма маловероятно, что понтификом будет избран африканец. Имя африканского кардинала Питера Тарксона из Ганы часто мелькает на страницах таблоидов, но используется скорее для нагнетания страстей и привлечения читателей к теме выборов. Тарксон вряд ли сможет стать латинским Обамой. У него недостаточно опыта и сторонников внутри церкви, а его миссия в Африке не всеми воспринимается однозначно. Тарксона яростно критикуют за отказ благословить употребление презервативов в условиях ужасающей эпидемии СПИДа на континенте.
Итальянские кандидаты в последние десятилетия не являлись фаворитами папских предвыборных гонок, однако источники, близкие к Ватикану, говорят о возможном выдвижении итальянского кардинала, миланского архиепископа, иерарха из Венеции Анджело Скола. Некоторые наблюдатели даже называют его «твердым папабиле» — наиболее вероятным кандидатом на папский престол. Действительно, Скола сейчас может стать компромиссной фигурой для старой Европы, однако у него есть один минус – солидный возраст, что не соответствует уже сформировавшемуся запросу на более молодого и активного папу. Кто тому же Скола потерпел фиаско на предыдущих папских выборах и, по слухам, имеет сомнительные политические отношения с бывшим итальянским премьером Сильвио Берлускони, чья репутация, мягко говоря, далека от непорочности. Левая пресса Италии высказывает мнение, что Скола станет марионеткой Берлускони, законсервирует католическую церковь в местечковых итальянских рамках и «похоронит» надежду на ее возрождение.
Среди кандидатов, поддерживающих идеологию «старого света», также называют канадского кардинала Марка Уэлле. Его можно назвать человеком команды Бенедикта ХVI. Уэлле — видный член Конгрегации Богослужения и Дисциплины Таинств, Конгрегации Католического Образования, Папского Совета по Культуре и Папского Комитета по Международным Евхаристическим Конгрессам. В качестве префекта Конгрегации по делам епископов, Уэлле имеет существенное влияние на выборы новых архиепископов и епископов по всему миру. Он является сторонником возрождения старинного григорианского пения и евхаристической адорации – поклонению Св. Дарам вне богослужения Литургии.
Большие шансы быть избранными есть у кардиналов, представляющих Латинскую и Центральную Америку, на территории которой ныне проживает около 50% католиков мира.
Журналисты часто называют имя 63-летнего бразильского кардинала Одилио Шерера. Немец по национальности, Шерер стал давно своим в странах третьего мира. Весьма популярный в Бразилии и других странах Латинской Америки, он смог избежать в своей общественно-политической деятельности влияния латиноамериканского марксизма. Тем не менее, он часто обращается в своем служении к социальным проблемам — в частности, к проблеме бедности и нищеты.
Еще один кандидат из Латинской Америки — это аргентинский кардинал, епископ Буэнос-Айреса Хорхе Берголь. Он стал известен тем, что во время прошлых выборов понтифика неожиданно получил большое число голосов. Во время третьего раунда он смог собрать порядка 40 голосов выборщиков, и ближе всех остальных кандидатов приблизился к результатам Йозефа Ратцингера. По предположению аналитиков Бергольо может стать папабиле и на этих выборах. Вместе с тем некоторые комментаторы отмечают, что Бергольо — не вполне самостоятельная фигура и продвигается либеральным крылом католиков. Тем не менее, аргентинец обладает огромным моральным авторитетом. Он живет в необычайно скромной квартире, пользуется общественным транспортом и значительно время своего служения отдает делам благотворительности.
Еще один вероятный папабиле из Южной Америки – гондурасский кардинал Оскар Андрес Родригес Марадьяга. Его кандидатура также выдвигалась в ходе конклава 2005 года. Популярность Родригеса Марадьяги в Центральной Америке позволяет ему выступать с политическими лозунгами левого толка. Он, например, высказывается за отмену долгов странам третьего мира. Репутация Марадьяги, однако, в последние годы оказалась подмоченной из-за якобы сокрытия им правды о священниках-педофилах. Интересно, что оба кардинала — и Бергольо и Марадьяга — в молодости были увлечены так называемой «теологией освобождения», которая в своей политэкономический части близка к марксистским теориями. Ее исповедовал даже бывший президент Венесуэлы Уго Чавес. Некоторые наблюдатели, таким образом, не исключают возможность избрания «красного» папы.
«Половой вопрос» формирует повестку для нового понтифика?
От имени и церковно-политического курса нового Папы, безусловно, будет зависеть и новое лицо католической церкви. Уже сейчас ясно, что правление новоизбранного понтифика как никакого другого до него, будет осложнено многочисленными проблемами гендерного характера. Во–первых, не прекращаются скандалы, связанные с преступлениями совершенными католическими священнослужителями на сексуальной почве. Представители правозащитной организации SNAP (Survivors Network of Those Abused by Priests) занимающейся защитой права жертв педофилов, созвали 7 марта в Риме пресс-конференцию, на которой распространили список, названный «Дюжина грязных кардиналов», они потребовали от Ватикана изъять имена этих кардиналов из списка для голосования. Однако, в этом вопросе, католическая церковь, судя по всему, находится на пути выздоровления. Проблемы признана на официальном уровне, а в 2008-2010 годах Папа Бенедикт XVI принес публичные извинения жертвам священников-извращенцев.
Второй вопрос, которым предстоит заняться новоизбранному понтифику, связан с острым дефицитом кадров священнослужителей. Традиционные католические нации – итальянцы, французы и немцы — уже не могут давать достаточного количества кандидатов в священники. Современные европейцы отказываются надевать кандалы безбрачия, по правилам католической церкви необходимые для духовного служения. Напряженная дискуссия об отмене целибата то затихает, то вновь разгорается. Сторонники разрешения кандидатам в священники вступать в брак указывают на пример восточных церквей. Большой резонанс получило распространенное в 2010 году открытое письмо сорока итальянских женщин, имевшими близкие отношения с католическими священнослужителями — с призывом отменить обязательный целибат.
Подобное же требование содержится и в деяниях XII Национальной ассамблеи католического духовенства Бразилии. Эту идею поддерживают многие епископы, включая влиятельного бразильского кардинала Клаудио Уммеса, в прошлом — архиепископа Сан-Паулу. В 2010 году этот вопрос был вынесен на обсуждение известным богословом, специалистом по дохалкидонским и православным церквям архиепископом Венским Кристофом Шёнборном.
Прелат прямо заявил, что отмена целибата поможет сократить случаи сексуальных домогательств со стороны священников. Однако Бенедикт XVI не решился поддержать эту идею, и высказался за сохранение традиции «святого целибата». Чтобы хоть как-то решить проблему, католическая церковь вынуждена открывать новые учебные заведения в странах бывшего Советского Союза и «третьего мира», где желание молодежи учиться и стать служителем Ватикана в европейском готическом соборе пока сильнее желания жениться.
Еще одна еще значимая проблема сексуального характера связана с признанием в ряде стран Европы гомосексуальных браков. Не исключено, что такие браки будут признаны на всей территории Евросоюза и соответствующие меньшинства будут всеми правдами и неправдами будут добиваться не только государственной регистрации, но и церковного благословения своих отношений. И здесь личность и позиция новоизбранного Папы будет иметь решающее значение.
Надо понимать, что, несмотря, на популярные в России обвинения католицизма в обмирщении, ужасах «папежских ересей» и стремлении к прозелитизму, римская церковь продолжает оставаться последним «удерживающим» консервативные христианские традиции в секулярном западном мире.
Еще недавно казавшиеся близкими к православию и находившиеся в богословском диалоге с Московской Патриархией англиканские и епископальные церкви, за какие-то 20 лет сделали столь решительные шаги к церковному модернизму, что даже русские епископы, привыкшие к экуменическим симпозиумам, вынуждены были осудить эти реформы. В частности, были разорваны отношения с Епископальной церковью США и церковью Швеции, признавшими женское священство и гомосексуальные браки.
Фактически, кроме католической церкви, в Европе уже не осталось крупных религиозных объединений, которые могли бы отстаивать консервативные ценности в вопросах брака и гендерной политики. Но и давление на Ватикан по этим вопросам возрастает с каждым годом. От позиции, которую займет в ближайшие годы новый Папа, будут зависеть пока безрадостные перспективы гендерного и культурологического облика Европы.
Источник: polit.ru
Комментариев пока нет