С 1 по 12 июня в Москве проходил ежегодный исторический фестиваль «Времена и эпохи». «Времена и эпохи. Собрание» — главный исторический фестиваль в России и один из крупнейших в мире. В нем приняли участие бойцы и торговцы, музыканты и ремесленники, военные инженеры и каскадеры со всего света. Фестиваль «Времена и эпохи» проходит ежегодно в летнее время. В настоящем году формат мероприятия несколько изменился. Организаторы фестиваля поставили цель: собрать в Москве все лучшее из мира реконструкции со всего света. На улицах и парках столицы были представлены разные эпохи. Это и древний Рим, и Серебряный век, и даже канун одной из кровопролитных войн в истории мира — Первой Мировой.
В фестивале ежегодно принимают участие конструкторы из разных стран. В этом году мероприятие посетили 1000 реконструкторов из Италии, Великобритании, Швеции, Болгарии, Румынии, Словении, Эстонии, Чехии, Франции, Испании, Польши, Сербии, США, Греции, Румынии, Латвии, Ирландии.
В рамках фестиваля работали несколько площадок:
- городские: «Историческое фехтование», «Бульвар истории», «Серебряный век», «Дача XIX века», Военно-историческая миниатюра», «Старый Китай-город», «Немецкая слобода», «История за стеклом», «1812 год. Война и мир», «Парк осадных машин», «Севастопольский променад», «История кино: зона «Эйзенштейн», «История кино: зона «Бауэр», «Русская дача» и «XX век — время путешествий», «Ретроателье», «Ретровокзал», «Исторический лекторий и экскурсионное бюро»;
- парковые: «Юность Российской империи», «Канун Первой мировой», «Дьяковцы — первые москвичи» и другие.
Площадка «Старый Китай-город» была посвящена образованию и развитию Китай-города. На улице Никольская были установлены макеты этого района в разные эпохи от XII до XX века.
Также были представлены макеты утраченных зданий района: Никольские (Владимирские) ворота и Аптекарский приказ. В четырех стереоскопах на Никольской можно было увидеть объемные фотографии старого Китай-города.
На мультивековой площадке «История за стеклом» в двадцати стеклянных домиках-сотах расположились деятели минувших эпох — как знаменитости, так и простые обыватели и мастеровые.
Здесь можно было увидеть итальянского архитектора XIV века Аристотеля Фиораванти, первопечатника Ивана Федорова, московского фотографа начала XX века из ателье Вольфа Чеховского. Фиораванти на глазах зрителей разработал макет Успенского собора Кремля, а Иван Федоров напечатал первую русскую азбуку. На площадке расположились мастерские сапожника XIII века и бронников Московского царства.
О жизни обитателей сот гостям поведали стенды и витрины с фотографиями находок, по которым были сделаны реконструкции в домиках. Для детей были открыты четыре археологических павильона, где можно было научиться проводить раскопки по всем правилам науки и почувствовать себя сотрудниками настоящей экспедиции.
На площадке «Канун Первой мировой» в мемориальном парке героев Первой Мировой войны расположился лагерь солдат Русской императорской армии, а сестры милосердия устроили полевой госпиталь.
Площадка была проникнута атмосферой предвоенного времени в Российской империи. Здесь можно было увидеть, как строгий офицер натаскивает новобранцев в строевой службе и выставляет караулы, фотографироваться с военной техникой тех лет — танком Renault FT-17, бронеавтомобилями «Остин Путиловец» и «Маннесманн-Мулаг», макетами самолетов «Илья Муромец» и «Фоккер».
На призывном пункте писарь регистрировал добровольцев, а гости изучали армейский устав и слушали лекции о воинской службе. В госпитале рассказывали о сестринских общинах и военной медицине, показывали хирургические инструменты начала XX века. Также на площадке можно было играть в крикет, серсо и петанк, кататься на пролетке и узнавать свое будущее в шатре гадалки.
Площадка «Севастопольский променад» посвящена героическим событиям Крымской войны. На одной половине Чистопрудного бульвара была представлена история обороны Севастополя, на другой — город конца XIX — начала XX века. При входе на площадку героями Крымской войны был поднят Андреевский флаг. За бастионом была открыта фотовыставка, поскольку середина XIX века — период первых фотографов. Здесь можно было увидеть фотографии из окопов 1853–1856 годов и с руин Севастополя.
Чуть далее по Чистопрудному бульвару перед гостями предстал послевоенный Севастополь 1880–1900-х годов. Здесь была воссоздана площадь того времени — с музыкально-театральной беседкой, фотоателье и летним кафе. Здесь можно научиться вязать морские узлы, покататься на ялике, поиграть в крокет и серсо, почитать афиши конца XIX века и сфотографироваться со строгим городовым.
Лучше бы делом занялись, чем наряжаться.
Прослезился и умилился, особливо на фото:
— "«История за стеклом»" , где коврига хлеба стоит 1000 р и более(мелковато — не видать);
— "Снимок с колоритными ребятами — настоящее детское счастье", где особенно колоритным нужно считать правого "воина" а-ля дембель-1982, в грязных штанах, с отвислым ремнём и незастёгнутой гимнастёркой;
— "На площадке "Канун Первой Мировой", где бравый дед учит юного москвича выпусканию кишок противника при помощи штыка.
Ролевые игры
Реконструкция и ролевые игры это совсем разные культурные явления. Ролевые игры организуются главным образом по художественным, вымышленным сюжетам типа "Властелина колец" Толкиена.
Реконструкторы же занимаются изучением исторических эпох, присущих им быта и культуры.
Если же вы хотите использовать термин "ролевые игры" в расширительном толковании, то это же самое можно отнести и к старообрядцам которые любят рядится в наряды «казаков», «крестьян», «купцов», одевают кички, повойники и картузы, едят из деревянной посуды, расчесываются деревянными расческами, стригутся под горшок и т. п.
Более того, с точки зрения безпоповцев поповские согласия это собрания ролевиков, где вполне взрослые дяди используют облачения для игры в «священников» и «епископов».
Так-то да, и староверов можно в пример привести, но это отдельная тема.
Да, 12 июня Москва погрузилась в прошлое