Всем известны церковные правила, устанавливающие определенный возраст для хиротонии в священные степени. Эти правила созданы для того, чтобы кандидат во священнослужители достиг достаточного возраста, чтобы отдавать отчет в понимании ответственности священного служения и имел определенный жизненный опыт.
В частности, указывается, что во иереи можно рукополагать после 30-ти лет, а во диаконы после 25-ти лет. Однако в старообрядческих согласиях эта норма исполняется далеко не всегда. По разным, иногда весьма вынужденным обстоятельствам хиротония во священнослужители совершается ранее указанных возрастов. Подобная практика вызывает соблазны и пересуды. Некоторые «ревнители» договариваются до того, что отказываются признать действенность подобных хиротоний и совершенные поставленными священниками таинства. По этой причине мы публикуем размышление на эту тему архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Хорава, Грузинская Древлеправославная Церковь).
О правилах возраста хиротоний
Среди правил Вселенских Соборов есть таковые, которые не всегда выполнялись с одинаковой строгостью. Например, правила 14 и 15 VI Собора, 15 IV Собора и 16 (22) Карфагенского Собора повелевают рукополагать (во) пресвитера — 30-ти лет, (во) диакона — 25-ти лет, (во) диакониссу — 40-а и (в) иподиакона — 20-ти. Более того, сказанные правила VI Собора повелевают извергать тех, кои рукополагаются не достигши определенного возраста. То же самое говорит о возрасте пресвитера и 11 правило Неокесарийского Собора, которое буквально излагает и сказанное 14 правило VI Собора (М. Властарь. Альфавитная Синтагма. Начало буквы Н. Гл. 2. о возрасте рукополагаемых).
14 правило VI Вселенского Собора, к тому же и 15, определяющие возраст рукополагаемых, установляют, чтобы пресвитер был 30-ти лет, особенно если оказывается достойным и по жизни, ибо должно смотреть на первообразный пример Спасителя, который, именно тридцатилетним приняв крещение, тотчас начал учить. Этот Собор устанавливает возраст и для других кандидатов: диакон — 25 лет; диаконисса — 40 лет, а иподиакон чтобы был не менее 20 лет. А рукоположенного прежде сказанных лет без пощады извергать повелевают. Тот же самый возраст определяет для диакона и 16 (22) правило Собора Карфагенского, а для диакониссы — 15 правило IV Собора.
Вот правила VI Вселенского Собора:
Правило 14. «Правило святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, если бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Исус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцатипяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется».
Правило 15. «Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен».
————
Однако практика и история Церкви говорит, что были многочисленные случаи, когда эти правила не исполнялись. Что вы на это скажете?
————
Известный новообрядческий канонист Никодим (Милаш) — использую его толкование, так как имеет много исторических ссылок — об этом пишет:
«Оба эти (14 и 15) правила Трулльского Собора говорят об одном и том же предмете, т. е. о возрасте, который должны иметь подлежащие лица, чтобы быть поставленными на священную службу церкви. В первом (14) правиле повторяется слово в слово и подтверждается 11 правило Неокесарийского Собора касательно возраста, который должно иметь подлежащее лицо, чтобы быть рукоположенным во пресвитера. Эти два трулльских правила предписывают возраст для диакона, иподиакона и диакониссы, причем для диакона требуется 25 лет, для иподиакона 20 и для диакониссы 40 лет; а кто будет поставлен раньше установленного возраста, отцы угрожают тому извержением.
В Ветхом Завете предписано было, чтобы левиты начинали службу в скинии с 25-летнего возраста (Числ. 4:3; 8:24 и 25); это было общим правилом для всех в ветхозаветной церкви. В христианской же церкви для различных иерархических степеней должен был быть также установлен соответствующий канонический возраст (canonica aetas), когда подлежащие лица могут быть возведены в ту или другую иерархическую степень. Для апостольского века это трудно было еще установить в виду обстоятельств, в которых находилась церковь, бывшая тогда еще в зародыше.
Принимались на службу обыкновенно люди более зрелого возраста; если же мы и находим Тимофея, который поставлен был во епископа еще молодым (1 Тим. 4:12), то это был единичный случай, устроенный по Божьему Промышлению. О диакониссах в Св. Писании говорится, что они должны иметь 60 лет (1 Тим.5:9); это показывает, что в то время вообще считали, что только лица более зрелого возраста могут быть годны для служения церкви.
В первые века предоставлялось мудрости церковных предстоятелей принимать в клир и назначать на разные иерархические степени по своему усмотрению и согласно нуждам церкви; и лишь постепенно церковным законодательством установлены были в этой области постоянные нормы.
Первое каноническое предписание об этом находится в 11 правиле Неокесарийского Собора, согласно которому во пресвитера не следует поставлять никого, кто не достиг 30-летнего возраста, хотя бы он был во всех отношениях достойный человек. Как главное основание этого, правило указывает пример Христа, выступившего на проповедь по достижении 30-летнего возраста.
Этот возраст вообще имел значение и по отношению к епископу. В Апостольских постановлениях (II, 1) говорится, что кандидат во епископа должен иметь, по крайней мере, 50 лет от роду, однако свидетельством того, что этой нормы не придерживались и в самом начале церкви и считался достаточным 30-летний возраст для епископа, служат многие примеры из церковной истории, хотя даже и от этой нормы бывали отступления.
О Григории Богослове и брате его Афинодоре история повествует, что лишь после 5-летнего изучения наук у Оригена, правда, успешного изучения, они поставлены были во епископы, будучи еще молодыми (Euseb., Hist. eccl. VI,30 [Migne, s.g., t.20, col.589). В молодом возрасте поставлены были также Ахолий, епископ антиохийский (Ambros., Ep. 60. Migne, s.l., t.16, col.1183), Павел, епископ александрийский (Socrat., Hist. eccl. II,5. Mignе, s.g., t.67, col.192), Афанасий, епископ александрийский (Theodoret., Hist. eccl. I,26 [Migne, s.g., t.82, col.981) и многие другие того времени.
В каких именно летах были они, история с точностью не говорит; из сравнения хронологических данных относительно Афанасия видно, что в 326 году, когда избран был он в преемники Александру, то мог он иметь только 30 лет от роду. В VI веке греко-римским законодательством изданы были относящиеся к этому распоряжения. В одной из своих новелл Юстиниан предписывает, что никто не может быть избран во епископа, если не имеет, по крайней мере, 35 лет от роду (Nov. CXXIII, c.1). Однако другой новеллой требуется от кандидата во епископа 30-летний возраст (Nov. CXXXVII, c.2).
На этом потом и остановились; однако практика последующих веков показывает, что 30-летний возраст считался самым молодым, так как епископы редко были поставляемы в этом возрасте, — по обыкновению поставлялись во епископы лица в более зрелом возрасте. Для диакона правило (14) трулльское назначает 25-летний возраст. Это предписано было еще Карфагенским Собором 401 года. Для иподиакона 15 трулльское правило предписывает 20 лет. О таком же возрасте для кандидатов в иподиаконы говорят и две новеллы императора Льва Философа (Nov. XVI (Zаchаriae, Jus gr.-rom, III, 88). Nov. LXXV (там же, р.172-173).
Относительно возраста диакониссы правило повторяет предписание 15 правила IV Вселенского Собора, по которому диакониссой может сделаться женщина, имеющая от роду 40 лет. В толковании этого правила Вальсамон упоминает и о чтецах, и, ссылаясь на III, I, 28 Василик (что соответствует 13-й главе CXXIII новеллы Юстиниана), замечает, что чтецом может быть поставлен только тот, кто имеет 18 лет от роду (Аф. Синт., II,338)».
Однако надо заметить, что этих норм не придерживались и после VI Вселенского Собора. Например, протопоп Аввакум в сан диакона был рукоположен в 21-летнем возрасте, а в сан священника — в 25 лет. По правилам Собора его должны были извергнуть но, как мы видим, никто протопопа Аввакума и его рукополагателей не извергал. Рукоположение Аввакума до положенного возраста — не единичный случай, а распространенная практика Русской (и не только) Православной Церкви тех времен, а иногда и в наши дни.
Ну да, нынешний митрополит Сибирский Сергий в попы был поставлен в 30 лет, а в епископы в 40? Он 1974 или 1975 года рождения. В попы поставлен примерно в начале — середине 90-х, а в епископы в 2005 году, когда ему было 30 лет.
В октябре в РДЦ и в нижегородском заволжье с помпой отмечали 30-летие епископа Уренского Дионисия (Большакова), в 28 был поставлен во епископы, а в 20 — в священоиноки. Возможно своего рода рекордсмен, и на этом фоне архиерей умудряется пример протопопа Аввакума привести!
Лет 45 как оптимальный вариант. Человек уже прожил жизнь, он что-то в ней понял, у него могут быть взрослые дети
"Однако надо заметить, что этих норм не придерживались и после VI Вселенского Собора."- всё сказано.
И нечего огород городить — правило НЕ РАБОТАЕТ ни в одной конфессии, так оставьте его в покое….
очередная попытка зашвырнуть камень "в огород" РПСЦ. Хотя бы вот это фото на крылечке кафедрального собора и подпись под ним: "На фото диаконы и священники разных возрастов, не всем священникам есть 30 и не всем диаконам есть 25". Ты назови имена-то мил человек! Которым тут священникам на фото нету тридцати годов? Которым тут диаконам на фото нету 25 годов? Очень может оказаться, что ты чтеца с диаконом перепутал малость. "Очевидно, что чтецы на фото не достигли совершеннолетия". Да ну? А мне вот НЕ очевидно. Странный какой-то уровень повествования…