В 2016 году древний город Ржев отметил свое 800-летие. Ржевская земля всегда славилась подвижниками благочестия, которые оставили значительный след в русской истории и культуре. Это и святые князь Владимир и княгиня Агриппина, преподобный Дионисий Радонежский, преподобный Владимир Белопесоцкий. 28 июля — день памяти святых Владимира и Агриппины Ржевских (подробнее читайте в статье «Первые святые Ржевской земли») и преподобного Владимира, основателя и первого игумена Белопесоцкого монастыря.
***
Выходец из боярского рода
Преподобный Владимир Белопесоцкий (в миру Василий) родился около 1450 года в городе Ржеве. Родом он был из бояр (в «Летописи 1868 года» — «меньших славных бояр»). С малых лет Василий отличался от своих сверстников глубокой верой в Бога, он подолгу молился, посещал храм Божий. С тех пор, как научился грамоте, предпочитал праздности чтение духовной литературы. И с каждым днем в нем сильнее и сильнее загоралось желание посвятить свою жизнь Господу. Василий начал просить родителей отпустить его в монастырь.
Инок Владимир
Именно в Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский мужской (ныне женский) монастырь ушел Василий. Эта обитель находится на правом берегу реки Волхов, в десяти километрах к северу от города Великого Новгорода. Основал монастырь Варлаам Хутынский (XII век, 1192 год). В 1192 году была освящена первая монастырская церковь во имя Преображения Господня. Здесь под спудом и по сей день пребывают мощи преподобного Варлаама.
В Варлаамо-Хутынской обители Василий принял постриг с именем Владимир.
Неизвестно, сколько лет Владимир подвизался в монастыре. Он искал молитвенного уединения и ушел из обители. Так, на берегу Оки, в 50 км от Серпухова, инок Владимир увидел Божие знамение, и именно на этом месте он решил поселиться.
Основание обители
На новом месте инок Владимир срубил келью и стал подвизаться в молитве и трудах.
Ко времени же придя на место, именуемое Белые пески, и воздвигнув небольшую деревянную церковь, и братия собрались, и начали приходить к нему люди разного чина и звания для благословения, и просить Владимира каменную церковь построить…
Впервые Белопесоцкая обитель и ее основатель упоминаются в жалованной грамоте служилого татарского кн. Магмет-Амина 16 ноября 1498 г. Когда и кем Владимир был возведен в сан священноинока, неизвестно. К сожалению, не сохранилось сведений о его жизни и подвигах. Основанная им обитель располагалась в Каширском уезде, с 1531 года Кашира имела статус города, неподалеку от которого уроженцем Ржева иноком Владимиром был возведен Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. При Владимире был построен Никольский надвратный храм.
Трудами инока Владимира и братии строился Белопесоцкий монастырь, впоследствии ставший крепостью. В годы татаро-монгольского ига жители Каширских земель спасались за стенами обители. У стен монастыря останавливалось войско царя Иоанна IV во время его похода на Казань.
Преставление основателя Белопесоцкого монастыря
Обитель, возведенная уроженцем Ржева, выполняла оборонительные функции. Многие князья, знатные люди жертвовали на монастырь немалые средства. Временем преставления священноинока Владимира считается 1522 год. «Летопись 1868 года» Белопесоцкого монастыря сообщает, что жития ему «было 72 года». Днем памяти — 28 июля (н. ст.). Согласно Описной книге Каширского уезда 1578-1579 гг., «печальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью». Мощи его покоятся под спудом в Троицком храме Белопесоцкого монастыря. Как и при жизни, так и после кончины, преподобный Владимир был почитаем. В книге обители для записей пожертвований в статье № 87 написано: «В 1645 году при игумене Киприане дал вкладу Каширской Богородицкой церкви протоирей Митрофан, пелену покрыть гробницу у печальника преподобного игумена Владимира, середина камкова личневая, крест бархатный, черный, опушка пелены — тафта алая…»
В монастырском синодике (частное собрание), который датируется 1645 годом, переписан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен.
Тропарь, глас 4.
Уподобивыися купцу, ищущу добраго бисера, славнодержавныи Владимире. На высоте стола седя, матере градовом богоспасаемаго Киева, и испытуя посылаше к царскому граду, уведети православную веру. И обрете безценнаго бисера Христа, избравшаго тя яко втораго Павла. И оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем ти успение, людие твои суще. Моли спастися стране нашей и людям.
Кондак, глас 8.
Подобствовав великому во апостолех Павлу, в державных сединах всеславныи Владимире. Вся яко младенческая мудрования оставль, еже о идолех тщание. Яко муж совершен украсися, божественаго крещения багряницею. И спасителю Христу в веселии предстоя, моли спастися стране и людям.
Троицкий Белопесоцкий монастырь
Во второй половине XVII века Белопесоцкий монастырь потерял свое военное значение и значительно оскудел. В 1681 году его приписывают к Коломенскому архиерейскому дому, в ведении которого он находился до 1700 года. В то время монастырь был передан Троице-Сергиевой Лавре, а в 1764 году был возвращен обратно.
Указом о секуляризации обитель лишилась вотчин, но просуществовала до революции. В 1916 году в монастыре проживало около 50 монахов. В 1918 году многие иноки были расстреляны. Затем обитель была закрыта, монастырские постройки были переданы историческому музею. Тем не менее службы шли до 1933 года.
С середины 30-х гг. XX века в зданиях обители было общежитие для рабочих и тюрьма, в которой содержались заключенные — строители моста через Оку. Спустя время монастырские здания были заброшены. Возрождение Белопесоцкой обители началось в конце XX века, в 1993 году монастырь восстановлен как женский, а в 1998 году монастырь справил свое 500-летие. В настоящее время существуют следующие строения на территории Белопесоцкой обители:
- Собор Троицы Живоначальной, построенный в 1564 году (не сохранился в первоначальном виде). Сохранившееся здание Троицкого собора выстроено в конце XVII в., в традициях московского барокко. Храм представляет собой четверик на подклете, с пятью куполами.
- Церковь преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1802-1806 гг. на фундаменте прежней белокаменной церкви XVI века. Однокупольное здание. В 1833 году были достроены Казанский и Никольский приделы.
- Церковь Усекновения главы св. Иоанна Предотечи, построенная в 1820-1830 гг. на пожертвования М. И. и И. И. Раевских. Однокупольное каменное здание с симметричными апсидными алтарем и притвором.
- Церковь Николы Чудотворца, построенная в конце XVI века. Первоначально храм был Никольским, а в 1883 году был переосвящен в Георгиевский (поэтому иногда называет Георгиевской церковью). Храм является надвратным, т.к. расположен над Святыми воротами монастыря. В 1794 году была надстроена двухъярусная колокольня.
В 2004 году группа инокинь во главе с игуменьей Белопесоцкого монастыря перешли в старообрядчество. Инокини по благословению митрополита Андриана (Четвергова) переехали в город Боровск Калужской области, где при Покровском старообрядческом соборе был основан монастырь. В 2015 году Боровский старообрядческий монастырь отметил свое 10-летие. В начале 2016 года Боровский старообрядческий монастырь был закрыт. Где в настоящее время пребывают инокини, неизвестно.
Хотя это уже очень давний материал, всё же пишу в надежде, что этот комментарий когда-нибудь прочтут.
Хочу задать вопрос Виктории: если у вас есть возможность общаться с боровскими инокинями, не могли бы вы у них спросить — почему в своей книге "Белопесоцкий монастырь в истории России" они напрочь не упоминают о старце Феодосии Ковери? На днях наконец-то приобрёл указанную книгу, и данное обстоятельство буквально бросилось в глаза. Ведь в литературе о монастыре указывается, что он был известнейшим старцем того времени, что к нему приезжал за советом даже великий князь Василий III. Но в книге об этом ни слова — ни в подтверждение, ни в опровержение.
Неужели инокини не пытались это выяснить? Почему не составили жизнеописание и поставили вопрос о его прославлении в лике святых?
Буду благодарен за ответ.
Большое спасибо за этот материал! Очень люблю эту обитель. И дома есть икона преподобного Владимира. После того, как первые насельницы монастыря (известные ныне как боровские инокини) перешли к вам, очень удивившись этому, я стал изучать их историю — как же это произошло и что было дальше, ну и попутно заинтересовался историей, культурой и богослужебными традициями старообрядчества и единоверия.
Конкретно к тексту у меня такое замечание — местные жители укрывались за стенами монастыря не во времена татаро-монгольского ига (его первое упоминание — через 8 лет после падения ига), а от набегов крымских татар в 16 веке.
Вообще, история преподобного Владимира Белопесоцкого и его монастыря очень характерна. Это такая прикровенная русская святость. Подобных монастырей и подвижников по всей Руси в те времена было много, и о большинстве из них исторических сведений почти не сохранилось. Известно, что были, известны имена, но вот подробностей… Но их трудами складывалось кирпичик за кирпичиков здание Святой Руси. И это всё, кстати, времена, наиболее любимые староверами — 16 век.
В жизнеописании преподобного Владимира на сайте Белопесоцкого монастыря почему-то это сейчас опущено, однако предполагается, что до принятия пострига он был воином, возможно — небольшим военначальником. Ну понятно — "из меньших славных бояр", воинского сословия. И само место основанного им монастыря говорит о многом. Это сейчас берег Оки — тишь и благодать, а тогда это все равно, что основать монастырь где-нибудь на линии фронта в Донбассе. То есть это не просто русская святость, а, можно сказать, воинская русская святость. Когда воин потом становился иноком — как Пересвет и другие.
Но тут такой шероховатый момент. Хотя жизнь его относится к временам древлеправославного благочестия, он не является святым у старообрядцев. Они о нем просто не знают. У вас-то Ржев стал одним из центров старообрядчества, поэтому и местночтимые святые, как Владимир и Агриппина, почитаются в староверческой среде. Ну и преподобный Владимир всегда был местночтимым святым, общецерковного почитания он пока не имеет, но его почитание, упомянутое в 17 веке, потом, очевидно, забылось по историческим обстоятельствам. И второй раз он был прославлен уже в 1998 году в лике местночтимых святых митрополитом Ювеналием. Это святой в Русской Православной Церкви. И, конечно, решающую роль в его прославлении сыграли тогдашние монахини, ваши нынешние боровские инокини. При них и первые иконы написаны, и тропарь и молитва составлены, и акафист, кстати, тоже есть. (У старообрядцев, насколько мне известно, распространены каноны, и то в небольшом количестве, составление акафистов не практикуется).
И вот интересно, если боровские инокини отказались от РПЦ и всех её традиций, причем так беспощадно — судя по их небезызвестным письмам, ныне мы все дня них однозначно "никонияне", "еретики", вплоть до того, что они крестились заново (просто невероятно!), т.е. даже не считают, что они прежде были христианками, тем более — монахинями, то, выходит, и преподобный Владимир Белопесоцкий для них стал "никониянским" святым.
И всё же объективно, волею обстоятельств, Белопесоцкий монастырь оказался связан с судьбами современного старообрядчества, и конечно, будет косвенно вписан в его историю. Переход к вам целого состава монастыря (как бы я лично не относился к этому факту и к перекрещеванию и т.п), с молодыми инокинями, да еще такими мотивированными на иноческое служение, могло дать сильный толчок к возрождение традиций древлеправославного монашества. Но что в итоге из этого вышло, вы знаете… Не понимаю, ну понравилось староверие, ну так несите людям сокровище этих традиций с любовью, но нет — гораздо слаще вешать на всех — "еретики". В итоге кончилось тем, что их свои же старообрядцы, устав от всего этого, и упразднили.
Ну а сейчас — по информации от представителей местной боровской общины — монахини вроде как продолжают жить в частных домах в Боровске (я так понял, сохраняя при этом иноческую общину), а также в Рытово под г.Вязники во Владимирской области, где у них первоначально устраивался скит ещё до того, как они переехали в Боровск. Но это где-то месяца полтора назад слышал. Ну а как сейчас у них, и что с ними будет дальше — время покажет.
У меня была возможность показать данную публикацию Марины Волосковой о преп. Владимире Белопесоцком боровским матушкам. Ведь наиболее полная информация как о Белопесоцком монастыре, так и о преп. Владимире содержится в их книге "Белопесоцкий монастырь в истории России (XIV- XXI века)", написанной уже в старообрядчестве. Она дополняет сведения, которые содержатся еще в более ранней их книге 1998 г., написанной ещё в Белопесоцком монастыре и приуроченной к празднованию 500-летия первого летописного упоминания об этой обители в 1498 г. (Хотя уже есть и упоминание о 1472 годе.) Кроме того, тогда же выходило еще какое-то исследование конкретно военной истории Белопесоцкого монастыря и тоже в этом ключе говорилось о преп. Владимире. Но там, кажется, был коллектив авторов при участии матушек, но был слишком маленький тираж.
От матушек услышала некоторые уточнения. Также данная публикация подвигла меня пересмотреть и последнюю по времени книгу, которая у меня с дарственной надписью.
Надо сказать, что хоть преп. Владимир называется основателем, "начальником", считается первым строителем обители Белопесоцкой, но, согласно зафиксированным преданиям, иноческая жизнь на этом месте была уже в домонгольской Руси. Эта же обитель связана и с пребыванием здесь преп. Сергия Радонежского. Это тоже очень интересно, потому что в сохранившихся известных источниках это нигде не отмечено, но зато в местных краеведческих преданиях и изысканиях записано, что в течение веков затем в Белопесоцком сохранялись келья и посох преп. Сергия. Также фактом является то (и в письменных источниках имеется), что Белопесоцкий монастырь ещё до раскола был известен как "Троице-Сергиев" и в нем еще сегодня стоит Сергиевский храм на фундаменте древней церкви.
То, что Марина В. пишет о детских и юношеских годах преп. Владимира, к сожалению, нельзя вполне подтвердить, потому что об этом никаких сведений не сохранилось. Совсем никаких. А биография у человека может быть гораздо более сложной, чем это может представляться, хотя и есть соблазн дописать его житие "по кальке" с других житий, что здесь и видим. Известно только, как его звали в миру (Василий), откуда он родом (Ржев) и из какого сословия ("меньших и славных бояр" — это из книги), а также, что был постриженником новгородского Хутынского монастыря. Остальные сведения о нем приходятся уже на белопесоцкий период его деятельности, куда, похоже, он пришел уже в старости маститой (Сразу следом за тем, где сказано, что собравшаяся к нему братия попросила его поставить им новую церковь, указывается: "Жития ему было 72 года.")
Нельзя утверждать и то, что было именно так, как сказано у Марины В.: "Он искал молитвенного уединения и ушел из обители. Так, на берегу Оки, в 50 км от Серпухова, инок Владимир увидел Божие знамение, и именно на этом месте он решил поселиться." Это звучит красиво, благостно, но довольно голословно. Есть более оснований считать, что его, как опытного в военном деле, пригласил сюда Московский князь для строительства крепостных фортификаций. (Кстати, в это время Иван III уже присоединил Новгород к Москве (в 1478 году).) Известно, что при преп. Владимире Белопесоцкий монастырь прямо под носом у татар (в "кормлении" которых была соседняя Кашира) превратился в мощный военный форпост, входящий в линию "Берег". При Владимире деревянный монастырь почти полностью облекся в камень. Это происходило одновременно со строительством в камне Московского кремля. Большинство же других монастырей при этом оставались деревянными. Московский же князь вооружил этот монастырь, что называется, "под завязочку". Он же снабдил его всем необходимым и придал ему обширные земли и различные льготы. Надо отметить, что Белопесоцкий монастырь встал на месте брода через Оку. Это было очень важное в стратегическом плане место: через этот брод с юга "дикого поля" всегда вторгались в Московске земли орды кочевников, стремящиеся к столице. А здесь было пограничье Московского княжества. В книге еще много про события той эпохи и связи с ними Белопесоцкой обители, но ясно одно — у этого монастыря СВОЯ история, и подобных ей вряд ли так уж много даже для того времени.
Теперь что касается почитания и святости преп. Владимира Белопесоцкого.
Известно, что "как при жизни, так и после смерти он был почитаем от народа". Уже упоминалось выше, что в 1645 году был зафиксирован вклад некоего протопопа Мефодия на пелену из бархата и тафты "покрыть гробницу у печальника Преподобного игумена Владимира". Печальника! — на его молитвы уповали в скорбях. Причем у этой пелены была "средина камкова личневая", т. е., очевидно, это была "плащаница с изображением лика его". (Цитаты привожу из указанных в книге без изменения исторических источников.)
Монастырский синодик 1645 г. (переписанный с более древнего) называет Владмира ПРЕПОДОБНЫМ игуменом.
В "Истории Русской Церкви" — исследовательской работе митр. Макария (Булгакова) отмечен год преставления преп. Владимира (1522) и день его памяти — 15 июля (по нов. стилю 28 июля), когда празднуется память и св. равноапостольного кн. Владимира.
Также имя преподобного Владимира Белопесоцкого упоминается и "в "Хронологическом списке русских святых" из библиотечных фондов старообрядческих рукописей, опубликованных графом М.В. Толстым в 1888 году". Кроме этого, в книге отмечены еще некоторые источники, подтверждающие почитание в древности преп. Владимира во святых.
Однако старых жития и службы ему не найдено. Кстати, что касается матушек, то они 10 лет работали в архивах, искали документы и свидетельства, и за это время составили самую подробную на сегодняшний день историю Белопесоцкого монастыря, где собраны и имеющиеся данные не только о преп. Владимире, но и о некоторых других насельниках обители.
Что же касается прославления преп. Владимира в их бытность в Белопесоцком, то к празднованию 500-летнего юбилея ими были написаны его иконы (образ взят с какого-то старинного изображения), а также они участвовали в работе комиссии московской епархии РПЦ, задачей которой было проведение юбилея и как бы новое прославление этого святого. Все делалось по благословению митр. Ювеналия и под его контролем. (В том числе и написание первой книги с историей Белопесоцкого монастыря.) Тогда этой комиссией с участием матушек и были составлены тропарь и кондак преп. Владимиру Белопесоцкому. Но и только. Что же касается канона и акафиста, об этом они впервые слышат.
Ну, что еще?
Марина В. пишет: "Собор Троицы Живоначальной, построенный в 1564 году (не сохранился в первоначальном виде). Сохранившееся здание Троицкого собора выстроено в конце XVII в., в традициях московского барокко." Также: "Согласно Описной книге Каширского уезда 1578-1579 гг., «печальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью». Мощи его покоятся под спудом в Троицком храме Белопесоцкого монастыря."
Но тот, прежний, дораскольный Троицкий собор, оказывается, ВООБЩЕ НЕ СОХРАНИЛСЯ. Существующий ныне — совершенно новый. Он даже построен не на том же самом месте, а как бы по-соседству. А место старого собора со всеми захоронениями находится теперь "в культурном слое" под открытым небом. Это все изучалось и копалось в советское время, а потом просто было аккуратненько присыпано землей. Этим занимался какой-то знаменитый ученый с труднозапоминающейся фамилией, поэтому я ее, к сожалению, забыла (поленилась записать). Среди множества временнЫх напластований и могил теперь невозможно точно узнать, где был похоронен преп. Владимир.
Уф, устала уже писать. Но… надо, пока все не забыла.
И еще. Матушки как почитали, так и почитают преп. Владимира. Думают, что и по его молитвам обрели истинную веру. Конечно, никонианские тропарь и кондак теперь не признают, а молятся ему просто по общей минее. И считают, что никонианским святым он никогда и не был. — Мало ли, что никониане думают. А сам он никогда бы и не стал с ними молиться. И никто бы из святых не стал. Они бы за истинную веру, скорее, смерть бы согласились принять от нововеров.
А первую в старообрядчестве службу преподобному Владимиру Белопесоцкому служил в Рытово отец Леонид Гусев в 2004 году. Тогда в деревенском храме молилась вся деревня, а матушки пели на крылосе.
А Сергею Агееву уже от себя скажу. Он пишет о боровских инокинях: "Не понимаю, ну понравилось староверие, ну так несите людям сокровище этих традиций с любовью, но нет — гораздо слаще вешать на всех — "еретики". В итоге кончилось тем, что их свои же старообрядцы, устав от всего этого, и упразднили."
Зачем такие огульные заявления? Матушки все годы пребывания в староверии "несли людям сокровище этих традиций с любовью". И "еретики" на всех они не "вешают". Не надо писать ерунду. И "упразднили" их никакие не "свои". Старообряды-то тоже разные бывают. Кто-то кому- то — "свои", а кто-то — не "свои". Кто-то — староверцы, а кто-то, по сути, единоверцы никонианские или вообще неверующие (у кого бог — золотой телец). Так вот, те, которые погнали матушек, они, скорее — ваши. Для ваших, видимо, и постарались.
А кто в самом деле погнал инокинь? Судя по источникам из интернета — старообрядцы.
По поводу почитания преп. Владимира и не только. Есть немало святых, которые официально не были канонизированы РПСЦ, не были канонизированы и до раскола, это что называется "очередь не дошла", однако их местное почитание возникало и поддерживалось, и если преп. Владимир Белопесоцкий официально не прославлен РПСЦ, это не значит, что он никонианский святой, это значит, что просто невозможно канонизировать всех подвижников, чисто физически это сделать невозможно, ну а у Бога все возможно, как известно. То же касается и святых Владимира и Агриппины, они тоже ведь не канонизированы, но почитаются и без официального прославления, так и многие другие, порой малоизвестные подвижники.
Действительно, задачи официально прославить всех подвижников благочестия никогда не ставилось, и такие прославления делались по особыми случаям и поводам. Например, благоверная княгиня инокиня Анна Кашинская была прославлена всего за несколько лет до церковного раскола.
Естественно, что список доракольных святых почитаемых в старообрядчестве может и должен расширяться. Но делать это надо благоразумно, по серьезным мотивам, избегая массовых канонизаций всех подряд. По счастью, несколько таких официальных прославлений и состоялось в последние годы как в РПСЦ, так и в РДЦ.
Виктория, спасибо за интересные подробности о преподобном Владимире.
Но сначала тоже скажу лично вам. Не понимаю, почему вы назвали моё видение проблемы «огульными заявлениями». Имея к этому делу исторический интерес, я стараюсь быть максимально объективным. Но уж, извините, что в этой истории есть, то есть.
Вы пишите: "Матушки все годы пребывания в староверии "несли людям сокровище этих традиций с любовью". И "еретики" на всех они не "вешают". Возможно, вы не поняли смысла фразы. Имелось в виду не их общение с приходящими к ним людьми. Там-то более-менее нормально было. Собирая информацию в открытых источниках, я видел мнения, написанные в 2005-2015 гг. не только паломниками-старообрядцами, но и просто туристами. И почти все отзывы были благоприятными: инокини открывали пришедшим часовню, всё показывали и рассказывали, спокойно и подробно отвечали на вопросы о старообрядчестве, угощали вкуснейшими пирожками, единственно, просили соблюдать скромность в одежде и поведении. (Правда, эту картину портит скверный случай с известным единоверческим игуменом о,Кириллом (Сахаровым) и группой паломников из его храма). Нет, имелся в виду именно общий их настрой, который вполне отразился в их открытых письмах. Эта радикальность привела к совершенно ненужному конфликту со митрополией РПсЦ (непоминовение митрополита, разве этого не было?), а как следствие — и с боровской старообрядческой общиной. И в итоге — упразднение. Так что же здесь не так?
Теперь об истории Белопесоцкого монастыря и преподобного Владимира.
Акафист преподобному точно существует, он издан в монастыре в 2008 г.
К сожалению, упомянутую книгу монахинь об истории обители я пока не читал, но обязательно найду такую возможность. Тогда и сделаю выводы о качестве исследования. Но по некоторым моментам, прозвучавшим в вашем изложении, чувствуется, что оно весьма высоко.
Например, очень убедительно обоснован факт почитания преподобного Владимира в качестве местного святого еще в 17 веке.
О многом говорит и выявление инокинями факта ликвидации надгробий старинного монастырского кладбища в нач. 18 века, о котором несколько раз упоминалось в публикациях на этом сайте.
Об остальном пока затрудняюсь сказать, надо смотреть сам текст.
И вот ещё что. Безусловно, монахини тщательно проработали архивные документы. Но есть ещё одна возможность дополнить историю обители — это использование косвенных данных. Потому что сведений и впрямь мало. Но если выявить общую остановку, к которой существовал монастырь — например, географические особенности местности, историю близлежащих монастырей (ведь они были совсем поблизости!, например, Соколова пустынь в 8 км к западу тоже на берегу Оки), общую ситуацию с организацией военной обороны берега Оки и т.п., то многое, очень многое, проявится как в ванночке с проявителем, и заполнится как пустые клетки кроссворда.
Глебу и Дмитрию: Многое для прославления святых делается и в Русской Православной Церкви, в том числе, местночтимых. Само возрождение храмов и монастырей этому способствует. Например, в Московской епархии митрополитом Ювеналием объявлена соответствующая программа, и скоро на территории области не останется ни одного разрушенного храма. А там, где возрождаются храмы и обители, там само собой, возрождается почитание угодников Божьих, с ними связанных. Преподобный Владимир — один из многих примеров. И это очень отрадно.