О старообрядческих апологетах, писателях и начетчиках нам продолжают рассказывать сотрудники библиотечно-архивного отдела Московской митрополии РПСЦ Валерий Волков и Виктор Боченков.
Виктор Боченков: Важным моментом в развитии старообрядческого богословия и литературы является деятельность Илариона Георгиевича Кабанова (псевдоним Ксенос – прим. ред.) и появление в 1862 г. «Окружного послания». Наследие Кабанова нуждается в определённом беспристрастном осмыслении, только объективный научный подход может способствовать такой беспристрастности. То же касается «Окружного собрания». Это тоже наследие Ксеноса. Он был основной его автор.
Если бы я бы имел возможность выбирать между изданием Арсения Уральского, Михаила Семёнова и Ксеноса, я бы предложил, наверное, напечатать Ксеноса. Подобное научное издание может противостоять неким попыткам фальсификации его наследия, трактовки его в выгодную кому-то сторону, сняло бы коросту «клеветы бесовской» с этого имени (я использую слова писателя Фёдора Абрамова). Эта короста, собственно, на части истории Церкви до сих пор лежит.
Хочу добавить, что одной из особенностей подхода специалистов нашего отдела к наследию писателей-начётчиков является то, что мы берём за основу методологию научной подготовки изданий. Мы не вырываем какое-то произведение из общего контекста. Вот, допустим, выходит первый том сочинений епископа Михаила Семёнова, где все произведения за 1906, 1907 и 1908 года.
Можно проследить его творческую лабораторию. Также и с еп. Арсением Уральским, объяснено по каждому произведению, в каком контексте оно создавалось, чем было вызвано его появление, идут примечания, потому что современному читателю порой неясны те личности, которые упоминаются в произведениях того или иного нашего писателя. Какую роль они играли, и какую позицию занимали. Поэтому необходимо разъяснять особенности исторической эпохи, отношений между людьми, черты жизненного творческого пути упоминающихся личностей. Стало традицией присутствие исчерпывающего по возможности иллюстративного ряда.
Не так давно все смогли взять в руки первый том из корпуса сочинений епископа Михаила Семёнова. Расскажите об этом начинании. Это не просто книга, а первый том. Сколько томов предполагается собрать?
Валерий Волков: Думаю, если брать только сочинения, статьи, проповеди епископа Михаила, которые он публиковал в старообрядческой периодике, это не менее четырёх с половиной томов. У него есть и художественные произведения, это ещё полтора-два тома, есть сочинения, написанные до присоединения епископа Михаила к православной церкви, это известная серия «Свобода и христианство», серия брошюр, посвящённая проблеме вне конфессиональной, универсальной, интересна сама по себе. Если это было актуально в начале XX в, может стать актуальным и в веке XXII. Надо это изучать и знать.
А что интересного вышло в первом томе? Помимо статей, есть ещё какой-то материал, который читатели смогли бы увидеть впервые? Может быть, какие-то сведения об авторе?
Да. Эта информация имеется во вступительной статье. Там же предпринята попытка осмыслить его личность. Что касается статей, читатель сам почитает.
Давайте поговорим о личности глазами издателей, насколько это выражено в статье?
Виктор Боченков: Я пытался понять, в чём состоит уникальность творчества епископа Михаила. Человеческая личность находится в центре его духовного творчества. Еп. Михаил исследует человека вместе со всеми его духовными бедами, терзаниями, тоской, которая отнимает у человека силы воскликнуть: «Я верю, Боже мой, приди на помощь моему неверию» (известные тютчевские строки). Он особенно ощущал проблему кризиса веры, которая остро встала на рубеже XX века и осмыслялась тогдашней интеллигенцией. Епископ Михаил сумел найти особую форму проповеди, подход к неверующему человеку, и подход точный и верный, он ставил социальные проблемы, проблемы взаимоотношения крупного капитала, который тогда нарождался, и веры, например, и церкви, проблемы разрушения традиционных христианских ценностей и представлений. При этом ему была свойственна обострённая искренность, он постоянно учился сам. Если взять его статьи, посвящённые проблемам взаимоотношения общества и христианства, социальной тематики, и читать их в хронологической последовательности, можно заметить легко, как он самого себя исправляет. В 1906 г написал так, в 1907 уже уточняет, исправляет. Он постоянно в каком-то движении. В книге приводится интересное свидетельство Василия Розанова, который хорошо знал епископа Михаила: «Архимандрит-это что-то сонное, или больное, или умирающее, полуумирающее. Архимандрит Михайло решительно перескочил через эти оглобли, в которые у нас запряжён монашеский чин. Перескочил и понёсся, и донёсся до высылки его из Петербурга. Первый шаг этой неладности заключается в его живости, благородной человеческой живости, впечатлительности, в отсутствии манерности и деланных поз. Он всегда ежеминутно страшно возбуждён, он не умеет оставаться неподвижным: губы, глаза, лицо, плечи, ноги — всё шевелится, поводится, перебирается по жилкам, решительно не может стать в форму. Неформальный человек — это главная его особенность, для меня лучшая его особенность. Не забуду, как раз я вышел его проводить на площадку четвёртого этажа, на котором я жил. Отец Михаил, тогда ещё иеромонах, забил такую дробь по лестнице с её восьмью заворотами, как будто это торопился гимназист второго класса от наказания или к пирогу». Вот такой образ.
Обращает ещё на себя внимание энциклопедичность и смелость обращения владыки к примерам из науки, из литературы. Он всё это знал, он себя не ограничивал какими-то рамками. Более того, он открыт для любого текса любого автора, который содержит православную мысль. Он хорошо знает творчество протестантских и лютеранских богословов, не говоря уже о сочинениях писателей господствующей церкви. Если он видит, что эта мысль православная, он берёт её и использует, без страха, что чем-то может повредить.
Я бы отметил ещё одну особенность творчества епископа Михаила. В эту книгу включён учебник проповеди, потому что здесь выстраивается явственная методология проведения проповеди для наших современников, живущих в условиях машинного общества, сильнейшего отчуждения личности.
Не секрет, что сейчас время разгула разнообразных сект, псевдохристианских учений. В этой книге есть существенный цикл «Беседы против сектантов». На каждом углу мы видим проповедников Свидетелей Иеговы и подобных им сообществ, ответы на их вопросы находятся на страницах включённых произведений.
Давайте назову несколько произведений, вошедших в сборник. Это статья «Разрушающаяся церковь», опубликованная в журнале «Старообрядец» за 1907 год. Здесь содержится резкая критика тогдашней господствующей церкви, поэтому журнал был закрыт, номер изъят, половина тиража конфискована, половина успела разойтись и попасть в библиотеки. После смерти владыки Михаила в 1917 году эту статью перепечатывал журнал «Слово церкви», воспринимая её как знаковую для него статью. В этот том статья включена и опубликована по первой её редакции в журнале «Старообрядец».
Валерий Волков: Ещё бы отметил сочинение «Иоанн Златоуст». Это не исследование Иоанна Златоуста, но это пример очерка, рассчитанного на подростковое сознание, на человека, который только начинает делать первые шаги по изучению христианской истории. Очень простой доступный слог. Этот очерк можно издавать отдельным, с детскими иллюстрациями в детской книге, чего у нас в старообрядчестве попросту нет. То же самое касается большой статьи «История церкви», которая также печаталась на страницах журнала «Старообрядцы» в 1908 году. Если пробежать по содержанию, можно заметить, что целый цикл статей обращён к старообрядческой молодёжи. Это беседы на какие-то нравственные темы, темы веры и неверия, например, есть Бог или его нет, и в таком роде. Вошла известная работа, стенограмма публичного собеседования архимандрита Михаила с синодальным миссионером Ксенофонтом Крючковым в Киеве в 1908 году на четвёртом миссионерском съезде. Включён цикл статей о вере и неверии, который публиковался на страницах журнала «Церковь» и в 1908-09 годах. Эти статьи были изданы двумя отдельными брошюрами при поддержке тогдашнего Союза старообрядческих начётчиков. В этот том они включены в той последовательности, в какой они были в этих двух брошюрах. В журналах они иначе расположены, по номерам.
Хотелось бы пожелать, чтобы это начинание, выпуск собраний сочинений, статей, проповедей и прочего из наследия епископа Михаила Семёнова не остановился на этом.
Комментариев пока нет