В июне 2018 года вышел из печати фотоальбом московского исследователя старообрядческой иконы, члена Союза журналистов г. Москвы А. В. Афанасьева «Великопоженская икона». Издание посвящено иконописному наследию Великопоженского скита.
Недавно автор привёз несколько экземпляров своей новой книги в Усть-Цильму, где корреспондент газеты «Красная Печора» побеседовала с ним.
***
Для меня великопоженская икона — икона явленная. Её не было в моей жизни. Её не знали и не отличали сами устьцилёмы — хранители наследия забытых иконописцев. И вот икона Великопоженского скита, икона печорского старообрядческого очага, явила себя. Это напоминает предания о пришествии икон к людям: их находили на деревьях, на водах — из этой ассоциации и родилась идея обложки.
В изучении великопоженской иконы принимали участие многие люди. Знаточеские, искусствоведческие наблюдения подкреплялись аналитическими исследованиями материалов иконы, реализованными кандидатом химических наук Валерией Николаевной Ярош. Я сделал несколько сообщений на научных конференциях, старообрядческих форумах. И в ходе общения с учёными я понял недостаточность такой формы рассказа об иконе, ограниченность научной публикации как жанра. Повествуя об иконе, нельзя довольствоваться несколькими иллюстрациями к статье в научном сборнике, поневоле мелкими и невнятными. Мне захотелось опубликовать сотню икон, причём дать значимые фрагменты каждой вещи в высоком разрешении, вплоть до макросъёмки. Знатоки должны иметь возможность видеть памятники так, словно держат их в руках, анализировать как можно больше нюансов. Тогда они смогут составить своё, независимое от моего, мнение. Им не придётся верить мне на слово. Их критика будет предметной, конкретной, развивающей, дополняющей, корректирующей, что пойдёт на пользу общему делу изучения старообрядческой культуры.
Я её приветствую. Надеюсь, она мне поможет в дальнейших исследованиях, и не только касающихся иконы. В народной старообрядческой культуре всё взаимосвязано. Невозможно понять икону, не зная основ веры, не зная рукописной книги, старинных преданий, фольклора, истории, бытового уклада. Знатоков, исследователей старообрядчества сейчас много, есть у кого учиться. Надеюсь, благодаря моей работе они увидят во мне дельного собеседника, соратника.
Современная техника позволяет качественно сфотографировать предмет даже в условиях слабо освещённого сельского дома. Существуют довольно простые и надёжные средства и приёмы съёмки. Другое дело, что на фотографирование одной иконы уходит от 40 минут до часа. Потом необходима подготовка кадра к печати — на финальной стадии обработки это делала верстальщик-профессионал Анна Юрьева. И, конечно, нужен авторский контроль в процессе печати. Все это было для меня довольно новым делом, гораздо более сложным, чем публикация фотографий в журналах, где редакция заинтересована в качестве снимков не меньше, чем их автор. Гораздо проще печать для фотовыставок — там несложно скорректировать снимок, сделав один-два дубля. А вот когда книга пошла в тираж, изменить уже ничего нельзя. Годы труда, затраты могут быть обесценены одним махом.
Прицельная работа по поиску и фотографированию икон потребовала многих экспедиций, в последнее время я совершал их по две в год. Немало вещей было снято в храме, в музее А. В. Журавского. Я благодарен отцу Алексею, Усть-Цилемскому историко-мемориальному музею за открытость. С большим количеством икон в одном месте работа идёт, разумеется, быстрее. Чтобы встретиться и познакомиться с иконой, живущей в частном доме, иногда требуется день и более. Поэтому я особо признателен устьцилёмам — владельцам икон за оказанное мне доверие и за терпимое отношение к неудобствам, которые возникали при развёртывании в их доме импровизированной фотостудии.
Почти в каждом случае сперва было трудно, потом легко. Иногда люди показывали свои семейные реликвии только после нескольких лет знакомства. Присматривались ко мне, проверяли. И это понятно: мне довелось услышать немало историй о мошенниках, охотниках за иконами. Сам я ни разу не заикнулся о желании приобрести какую-нибудь икону: не мог позволить себе из исследователя превратиться в коммерсанта. Мне здорово помогли сыктывкарские учёные, давние друзья устьцилёмов. Рекомендация доцента Сыктывкарского университета Татьяны Каневой была во многих случаях решающей. Устьцилёмы не спешат довериться чужаку, но уж если подружатся с тобой, общение превращается в такую радость! Иной дом покидаешь с ощущением праздника на душе, сердечной привязанности к хозяевам.
В силу обстоятельств пока я привёз в Усть-Цильму немного экземпляров. Зимой надеюсь привезти больше. Сейчас я передаю альбом в библиотеку, несколько экземпляров в музей А. В. Журавского — там можно будет его купить. Поскольку тираж оплачен Гуманитарным проектом Ивана Полякова, все средства от продажи пойдут на нужды музея.
Хочу поблагодарить всех владельцев икон, разрешивших сфотографировать свои семейные реликвии, Вас лично за помощь, которую Вы мне оказали в процессе работы. Альбом обращён в первую очередь к устьцилёмам — хранителям наследия предков. Я прошу владельцев старинных произведений бережно относиться к иконам, не пытаться их самостоятельно очистить, «улучшить». Даже сильно обветшалые образа представляют ценность для исследователей. Обрывки старинных рукописей, рисунков, писем могут оказаться важными документами. Я намерен продолжить работу по изучению культуры печорского старообрядческого очага и очень рассчитываю на помощь местного населения в этом деле.
________________________
Беседовала: Нина Поздеева
Источник: redpechora.ucoz.ru
Комментариев пока нет