От редакции:
Известно, что в странах Европы сегодня по-разному оценивают итоги Второй Мировой войны. Кое-где началась ползучая реабилитация нацизма. Отдельные СМИ пытаются принизить роль СССР в разгроме гитлеровской Германии, а иногда и возложить ответственность в развязывании войны на советское руководство. Сегодня на страницах сайта «Русская вера» кандидат исторических наук, преподаватель РГГУ, эксперт Всемирного русского народного собора, журналист-международник, специалист по истории стран Центральной Европы и проблемам Евросоюза Вадим Вадимович Трухачёв рассказывает о военной памяти в Европе и Чехии, об отношении чешского народа к событиям Второй Мировой войны.
Ко Второй мировой войне в Европе относятся как к величайшей трагедии в современной истории. Если же брать Чехию, то там в первые годы после падения социализма делались попытки несколько «отодвинуть» годы нацистской оккупации в тень того, что тогда называли «советской оккупацией». Однако, несмотря на отрицательное отношение большинства чехов к эпохе социализма, сделать этого не удалось. Вторая Мировая война и борьба с нацизмом остались неотъемлемой частью чешского национального самосознания.
В отличие от Польши и Прибалтики, в Чехии и Словакии к памяти советских воинов относятся с должным уважением. В Праге предпринимали попытки снести памятник маршалу Коневу, но они не увенчались успехом — на его защиту вставала чешская общественность. Время от времени (Чехии это касается в большей степени, чем Словакии) на памятниках появляются похабные надписи, но их скоро стирают.
Недавно в Брно после реставрации вновь открыли памятник освободителям города. Сравните это с Варшавой, где монумент польско-советскому боевому братству не хотят возвращать на прежнее место. Так что Чехия и Словакия — не Польша, в них с памятниками не воюют. Воинские захоронения также поддерживаются в надлежащем виде.
Нет, такого понимания нет. А количество европейцев, убеждённых в решающем вкладе американцев и англичан, растёт по причине пропаганды, которая льётся и из СМИ, и из учебников, и из книг. Им за много десятилетий внушили, что Советский Союз тоже был злом — пусть и меньшим, чем Третий рейх. А раз так, значит настоящую победу ковали «силы добра». То есть англосаксы.
Если брать тех же чехов, то западную часть Чехии действительно освобождали американцы, но всю остальную страну, и всю Словакию, освобождала Красная армия. По крайней мере на уровне официального руководства Чехии и Словакии этот факт оспаривать не пытаются.
Поскольку Чехия входит вместе с четырьмя европейскими державами в Евросоюз, тему «Мюнхенского сговора» стараются лишний раз не выпячивать. Тем не менее и в народной памяти, и в сознании многих политиков «Мюнхенский сговор» укоренился и о нём помнят. К слову, среди тех, кто особенно рьяно пытается очернять СССР, чехи на ведущих ролях не находятся. Даже такой русофоб, как первый президент Чехии Вацлав Гавел, о пакте Молотова-Риббентропа особенно много не рассуждал. Он больше ругал послевоенную роль СССР.
В Германии и Австрии за попытки провести шествия ветеранов СС, как это делают в Латвии и Эстонии, отправили бы в тюрьму. Но прибалтам это сходит с рук. Европейцы это объясняют «болезнью роста», издержками «пребывания под пятой советского тоталитаризма». И фактически закрывают глаза на эти неонацистские марши. Что украинские, что прибалтийские неонацисты настроены антироссийски, и за то им многое прощают. В геополитической борьбе с Россией (как кажется многим европейским политикам) все средства хороши. Факты коллаборационизма (в той же самой Чехии такового хватало) стараются не выпячивать. У нас есть свои неприятные страницы в истории, и у европейцев они есть. О героизме всегда говорить приятнее, нежели о тёмных сторонах прошлого. Хотя, безусловно, о коллаборационизме помнят, и в большинстве европейских стран тех, кто сотрудничал с Гитлером, презирают.
У многих на Украине такое понимание есть, но не у представителей нынешней власти. Огульное отрицание всего советского и героизация ОУН и УПА, Степана Бандеры и иже с ним вычёркивает Украину из числа стран-победительниц. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и возможной перекройкой границ.
Да, 8 мая — государственный праздник Чехии, День освобождения страны от нацизма. Кроме того, отмечают 17 ноября: в этот день 1939 года нацисты разогнали демонстрацию против закрытия чешскоязычных вузов. К слову, 17 ноября в память о событиях в Праге отмечают Международный день солидарности студентов. В Чехии же он носит название «День борьбы за свободу и демократию». В Чехии на государственном уровне чествуют ветеранов, сражавшихся с нацистами, подпольщиков, бойцов, сражавшихся в армиях стран Антигитлеровской коалиции. Чествуют их и в кругу семьи. Другое дело, что потери чехов несопоставимы с потерями советских людей, даже в процентном отношении. Потому и размах торжеств в стране значительно меньший, чем у нас.
Комментариев пока нет