От редакции: Тысячу лет назад мученически скончались первые русские святые, князья Борис и Глеб. Долгое время они были самыми почитаемыми святыми Древней Руси. В их честь воздвигались многочисленные храмы и монастыри, с особой торжественностью несколько раз в году отмечалась их память. По какой причине в настоящее время ни в одном согласии старообрядчества нет ни одного храма, часовни или моленной, посвященной первым русским святым? Как переломить ситуацию? Как вернуть святых русских страстотерпцев в сердца русских староверов? Об этом размышляет благочинный Западносибирского благочинья (Сибирская епархия Русской Древлеправославной Церкви) протоиерей Андрей Марченко.
Блажени изгнани правды ради,
яко тех есть царство небесное
Евангелие от Матфея: 5,10.
В этом году, по гражданскому летоисчислению, исполняется 1000 лет со дня мученической кончины святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
1000 лет — огромный срок, который стирает из памяти как худое, так и доброе, однако есть ценности непреходящие, над которыми не властно, по крайней мере, не должно быть властно время. Это духовные, нравственные ценности. А коль скоро данные ценности не существуют сами по себе, но сохраняются посредством реального их воплощения в жизни вполне конкретных людей, то и над памятью о таких людях не должно быть властно время. По крайней мере, если мы желаем сохранить духовно-нравственные ориентиры, то просто обязаны сохранять и память о тех, кто этим ориентирам твердо следовал, дабы, подражая их жизни, самим являться хранителями и продолжателями этого добродетельного пути. В связи с этим не может не беспокоить тот факт, что в современном староверии память о таких духовных светильниках Русской Церкви, как святые Борис и Глеб практически предана забвению. В их честь не строят храмы, практически нигде не совершают торжественных служб, да и житие святых братьев едва ли знакомо подавляющему большинству староверов.
Безусловно, сложно и даже невозможно равным образом почтить весь сонм святых, просиявших не то что во вселенной, но даже здесь, у нас — на Руси, ибо число их многократно превосходит количество дней в году. Но вот только святые Борис и Глеб — это не одни из многих, их место в сонме русских святых особое — они первые. Первые — возглавившие официальный диптих русских святых, первые принятые сердцем народа, воспетые и прославленные Русской Церковью. Именно в них русский народ увидел реальное воплощение христианских идеалов. Страдальческий подвиг Бориса и Глеба послужил источником для осмысления русской национальной идентичности, оказал огромное влияние на формирование русского исторического и религиозного сознания.
В чем же суть подвига святых братьев, оказавшего такое огромное влияние на русский народ?
Борис и Глеб были одними из младших сыновей святого равноапостольного князя Владимира. Помимо них у князя Владимира было еще 10 сыновей и 14 дочерей. Но именно Борис и Глеб выделялись из всех детей Владимира благочестивой жизнью, любовью к чтению духовных книг и делами милосердия. Подобно своему отцу они славились в народе своим нищелюбием.
В 1015 году упокоился святой равноапостольный князь Владимир. Приемный сын Владимира Святополк узурпировал Киевский престол и дабы обезопасить свое правление, решил, подобно библейскому Каину, пролить невинную кровь своих младших братьев. Такое поведение в истории человечества не является чем-то исключительным, напротив, подобных примеров известно множество. Исключительным же, необычайным в этой истории является поведение братьев Святополка. Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только не пожелали участвовать в междоусобной брани против своего старшего брата Святополка, смиренно почитая его как отца, но зная о его нечестивых намереньях, нисколько не воспрепятствовали ему, подобно своему небесному Учителю, они с кротостью приняли предательство брата и не захотели уклониться от мечей посланных Святополком убийц, с христианской кротостью простив своих палачей
По идеалам, которые почитаются тем или иным народом можно составить представление о его культуре, нравственности, духовности. Так, например, христианский Египет особо почитал постников, Византия — проповедников, а Русь — безвинных страдальцев за правду, каковыми явились святые Борис и Глеб.
Попечители бедных при жизни, верные Евангельским заповедям до крови в смерти, святые князья-страстотерпцы личным примером донесли до русского народа образ любящего, кроткого, безропотно и добровольно страдающего Спасителя. Евангельская история ярко отразилась в безвинной крови святых братьев, став еще более близкой и понятной русскому народу, который всего за пару десятков лет до этих событий заявил о себе, как о народе христианском, однако христианское сознание его находилось еще лишь в стадии формирования. И именно подвиг святых Бориса и Глеба лег в основу и фактически определил религиозные идеалы русского народа, его национальное понимание Христовой веры — милосердие, непротивление злу злом, смиренное подчинение себя Божественной воле.
Поэтому собственно не одно столетие князья-страстотерпцы Борис и Глеб являлись самыми почитаемыми русскими святыми. Несмотря на умножение сонма Божьих угодников, воссиявших на небосклоне Русской Церкви, почитание Бориса и Глеба не меркло вплоть до самого раскола XVII века. Их имена не затерялись в разросшемся диптихе русских святых. В их честь воздвигались многочисленные храмы и монастыри, с особой торжественностью отмечалась их память.
Как же получилось так, что в настоящее время у староверов нет ни одного храма, ни одной часовни или моленной, посвященной святым братьям-страдальцам за Евангельскую правду? Казалось бы, именно Борис и Глеб, как первые русские святые должны были бы вдохновлять староверов, являясь символами древней, дораскольной Руси, но нет — их почитание не имеет широкого распространения в Староверии. А ведь и жизнь, и смерть святых братьев должны быть близки сердцу каждого старообрядца. Ведь подобно Борису и Глебу, староверы столетиями терпели предательство, гонения, обиды, несправедливости, нередко и смерть от своих сродников по плоти, о которых некогда написал святой протопоп Аввакум: «А никониана братия наша были и украл их тать диавол». Но нет, почему-то не ощущают ныне староверы этой духовой близости с русскими Авелями, да и вообще почитание святых свелось в большинстве случаев или к решению вопросов бытового характера (например, святого пророка Илью почитают ради хорошей погоды, святителя Николу — ради успеха в путешествиях и иных житейских делах и т.п.), или к вопросам идеологии, когда особое почитание некоторых святых напрямую увязано с применимостью обстоятельств их жизни и деятельности в вопросах религиозной полемики и апологетики (например, святая княгиня Анна Кашинская, преподобный Максим Грек, отцы Стоглавого Собора и т.п.).
Как же переломить ситуацию? Как вернуть святых русских страстотерпцев в сердца русских староверов? Ответ прост. Посредством духовного просвещения, посредством обновления выцветших за минувшие годы сытой и спокойной жизни изначальных идеалов защитников древлего благочестия. Чтобы вернулось в сердца христиан понимание того, что Древлеправославие — это не механическое сохранение неких определенных церковных форм, знаков и символов, но деятельное, жертвенное стояние и при необходимости страдание за Евангельскую, церковную Правду. И как сказано в Писании: «Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе» (Сирах.13:20), — так произойдет и с нами. Когда восстановятся в нас подлинные идеалы Христианства, тогда и близкими, духовно родственными предстанут пред нами святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Тогда и искреннее, широчайшее их почитание восстановится без всяких административных усилий, как это было в русской древности — 1000 лет тому назад. Да поможет нам всем в этом Бог по молитвам святых Своих страстотерпцев!
На иконе Глеб изображен без бороды. Ух и досталось бы ему за это в наши времена от ревнителей древнего благочестия.
Святой князь Глеб был просто молод …
Возможно, "степень почитания" святых связана с тем сколько информации об этих святых дошло до наших дней (жития, их труды), а так же насколько эти святые упоминаются в тех или иных случаях. То есть сложно забыть отцов церкви типа Златоуста, если все время приходится ссылаться на их труды. В то же время ни прп.Сергий, ни другие не оставили после себя наследства которое бы регулярно вспоминалось. Вот и забываются потихоньку.
Новообрядческие святые тоже вспоминаются те которые были "продуктивны" поучениями, полезными и в наше время: Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и т.п.
Существует немало святых которые весьма почитаются в восточно-христианских церквях несмотря на то что не оставили никаких сочинений. И самый яркий пример этого — святитель Никола.
Парадокс получается: с одной стороны считать себя третим Римом с точки зрения благочестия, и в то же время недооценивать своих же национальных святых?
Это характерная черта староверия, особвенно в 20 веке. Поморцы вообще отказались от почитания послераскольных святых.
Есть какое-то объяснение этой характерной черте? Ну про поморцев и прочих безпоповцев понятно, у них там религиозное творчество такое, что можно оправдать что угодно. А вот с поповцами не ясно.
Достаточно даже того, что оба брата не возжелали повторить грех Каина убившего своего брата Авеля.